РАДИКАЛИЗМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

РАДИКАЛИЗМ
от позднелат. radicalis - коренной, лат. radix - корень), социально-нолитич. идеи и дейст­вия, направленные на решит. изменение существующих институтов. Р.- соотносит. термин, обозначающий раз­рыв с признанной традицией. Исторически он приме­нялся и к умеренным реформистским движениям. Так, в Великобритании термин «Р.» впервые употреблен у противников Билля о реформе (избирательной) 1832 и позже относился к утилитаристу И. Бентаму и его последователям, названным «филос. радикалами». Определение «радикальный» входит в название ряда центристских и левобурж. политич. партий.
В новое время Р. выступил под бурж.-демократич. лозунгами. Опираясь на доктрину «естественного пра­ва», прогресс разума, бурж. идеологи (Локк, Руссо и др.) доказывали необходимость радикальной замены «неестественных» социальных условий и обычаев новым рациональным порядком. Основатель анархизма У. Годвин обосновывал ненужность сложных обществ. институтов и ограничений тем, что человек в естеств. состоянии - сам по себе воплощение разума и свободы. Для Р. эпохи Просвещения типичен отвлеченный мора­лизм, антиисторич. утопизм, противопоставление«нера­зумной» историч. действительности здравых, «естествен­ных» понятий и простых решений и правил. Наиболее решительно пытался практически воплотить идеалы Просвещения франц. политич. Р. в лице якобинцев. Просвещение наиболее полно выявило осн. черты бурж. Р. Он опирается на рационалистич. редукцию, упрощение, истолкование всех аспектов историч. и бы­товой жизни в свете исходного абстрактного принципа, идеала, моральной оценки или на критерий пользы (Бентам). Рационализм Р.-не научный, а спекулятивный, разрушительный и нигилистический. Дли совр. P. также характерны рассудочный догматизм и утопизм, нечув­ствительность к конкретной ситуации, склонность к «простым» решениям и крайним средствам. Эти черты Р. продемонстрировали «новые левые», последователи Маркузе, для к-рого между «разумной действительно­стью», «иным миром» будущего и настоящим нет ника­кой связи, и потому первым шагом в реализации про­екта будущего является нигилистич. «Великий отказ» от эмпирич. данности бурж. мира.
Для совр. Р. (экстремизма) характерны выбор, от­стаивание и применение в решении теоретич. и практич. социальных проблем крайних насильств. методов и средств, чаще всего не соответствующих поставленным целям.
Общим социально-психологич. и классовым источ­ником как теоретич., так и политич. Р. является мелкобурж. стихия, особенно в кризисные переходные историч. периоды, когда возникает угроза существо­ванию, традициям и укладу тех или иных составляю­щих ее слоев и групп. Политич. экстремистов прошлого века К. Маркс и Ф. Энгельс характеризовали как «заговорщиков по профессии», всегда стремящихся «...опережать процесс революционного развития, искус­ственно гнать его к кризису, делать революцию экспром­том, без наличия необходимых для нее условий» (Соч., т. 7, с. 287-88).
В новейшее время радикальные умонастроения чаще всего воспроизводит деклассированная люмпен-интел­лигентская среда. Еще в начале века В. И. Ленин отметил, что «...идет нарождение и развитие "нового среднего сословия", как говорят немцы, нового слоя мелкой буржуазии, интеллигенции, которой тоже все труднее становится жить в капиталистическом обще­стве и которая в массе своей смотрит на это общество с точки зрения мелкого производителя» (ПСС, т. 7, с. 213-14). Совр. этап науч.-технич. революции в усло­виях гос.-монополистич. капитализма вызвал значит. рост числа лиц умств. труда и студенчества, сопровождающийся ухудшением социального положения, паде­нием престижа и «люмпенизацией» широких групп ин­теллигенции. Состояние всеобщей неуверенности и не­стабильности создает благоприятную социально-психологич. почву для Р., возникновения ультралевых и ультраправых идей, сопровождающихся соответствую­щими действиями. При этом с т. зр. применяемых средств в общем антидемократизме сходятся и правые и левые радикалы. Двусмысленность мелкобурж. революционности, вытекающая «из промежуточного» (между пролетариатом и буржуазией) социального по­ложения «новых средних слоев», гл. носителей ее идеологии, вызывает, по выражению Ленина, «шарахание» от революц. политич. Р. к смыканию с крайне правыми силами и устремлениями. По этим же причи­нам обычно сходны социальные последствия консервативно-охранит. Р. (напр., клерикальноинквизитор­ского террора) и леворадикальных эксцессов (террор левацких группировок).

Источник: Советский философский словарь

РАДИКАЛИЗМ
от позднелат. radicalis— коренной, лат. radix — корень) — буквально бескомпромиссное стремление идти до конца, добиваться коренных изменений и наиболее полных результатов в любой преобразовательной деятельности. Термин возник в Англии в конце 18 в. и затем, уже в 19 в. получил распространение в континентальной Европе и обозначал социальную и политико-философскую мысль, ориентированную на общественные, политические, экономические и культурные преобразования и соответствующую реформаторскую практику. В эпоху промышленного переворота и буржуазных антифеодальных соцналънък революций радикализм выступил в качестве альтернативного варианта эволюционного общественного развития, который прочно утвердился в социальной и политической мысли и политической практике Европы и др. частей света 19 и большей части 20 в. Радикализм оказался гораздо более серьезным ответом на Французскую революцию конца 18 в., чем традиционализм (А. Росмини и др.), консерватизм (Э. Берк и др.), клерикально-монархический авторитаризм (Ж. де Местр, Л. де Бональд и др.) или прямая политическая реакция Священного союза. Радикализм стал альтернативой не только революции, но и всем этим формам реакции на нее. Исторический процесс наиболее развитых частей мира, включая и Россию, на протяжении более двухсот лет определяли и продолжают определять конкуренция, чередование и взаимодействие этих двух начал — платоновского, революционного (и утопического) пути и аристотелевского — пути постоянных, но постепенных преобразований. Именно движение, получившее наименование «радикализм», позволило создать также новый тип динамической социальной стабилизации в условиях ускоренных массовых экономических, политических, культурных, научно-технических процессов и высокую антикризисную адаптацию общества.
Появление радикализма, также как и революций 18—19 вв., было подготовлено Просвещением с его новыми требованиями к человеку, его сознанию и общественному бытию, с требованиями промышленного развития, с экспансией индивидуализма, борьбой против монархического авторитаризма (на родине радикализма, в Англии, дополнительно с освободительным движением в американских колониях). Основные идеи английского радикализма формировались под влиянием утилитаризма И. Бентама и Дж. С. Миля и конкретизировались в требованиях ограничения королевской власти, в программах судебных реформ, реализации фундаментальной бентамовской концепции общего блага как критерия любого политического действия, всеобщего избирательного права, способного обеспечить политический суверенитет народа и его представительство в парламенте.
Во Франции периодов реставрации, правления Луи-Филиппа и «либеральной империи» Наполеона III движение радикализма объединило всех подлинных республиканцев, бывших «якобинцев» и потенциальных жертв политических преследований, боровшихся за демократизацию общества и либерализацию политического режима. Итальянские радикалы двух разных направлений — республиканского во главе с А. Бертани и монархического, вдохновляемого идеями национального освобождения Дж. Мадзини и К. Каттанео, вели такую же, общую для всего европейского радикализма, борьбу за политический и социальный прогресс: налоговые реформы, введение всеобщего, бесплатного и светского начального образования, полное невмешательство церкви в политику и т. д. Несмотря на структурную и организационную слабость, европейский радикализм повсеместно выступал в роли идеологического и культурного фермента социальных преобразований. Разобщенные группировки радикалов объединялись вокруг виднейших общественных деятелей, определявших прогрессивную политическую культуру своих стран. В Англии центром притяжения радикально-мыслящих деятелей были в начале 19 в. журнал «Вестминстерское ревю», а с 1816 — «Еженедельное политическое обозрение» У. Коббетга, реформаторы — Э. Чедвик, Дж. Проупп, Ф. Плейс, Дж. Хьюм, Дж. Ф. Ребек; во Франции такими притягательными личностями были Л. Гамбетта, Ж. Клемансо, П. Пеллетон, Ш. Флокэ и др. Аналогичным образом радикальные реформаторы группировались в России — вокруг журнала «Современник», вокруг инициаторов земских, судебных, школьных и др. реформ. Тем не менее вплоть до конца 19 в. радикалам не удалось ни в одной стране объединиться и создать собственные политические партии. Сотрудничество английских радикалов с вигами и тори, либералами и консерваторами завершилось в 1900 их слиянием с партией лейбористов; только в 1901 разрозненные группы французских радикалов после первых попыток обособиться в 1883—85 объединились в Республиканскую радикальную и радикал-социалистическую партию, которая неоднократно становилась правящей партий в 1-й пол. 20 в. В 1904 в Италии возникла монархическая партия радикалов. Все основные социальные, культурные и политические преобразования 19—20 вв. достигнуты не в ходе революций, а усилиями радикальных реформаторов. Революции, как правило, прокламируют реформы и в лучшем случае готовят для них условия, реально же их осуществляют реформаторы в борьбе за социальный прогресс. Это можно проследить на примере проведения коренных реформ в Англии, за которые шла долгая парламентская борьба: реформа избирательного права (1832), отмена запрещения рабочих организаций, создание основобщественного здравоохранения, системы всеобщего начального обучения (1840), либерализация колониальной политики (1832), новая избирательная реформа Дизраэли (1867) и др. Аналогичным образом проходили преобразования в других странах.
В 20 в. функции радикализма в значительной мере продолжали осуществлять социал-демократические, социалистические и другие левые, неолиберальные, а также и современные неоконсервативные партии и движения.
Особый тип радикализма — революционный радикализм, ориентированный на преодоление любых препятствий с применением насилия, характеризующийся нетерпимостью и жертвенностью. Радикализм такого рода имеет давнюю политическую и идеологическую историю борьбы за власть, территории и идеи, включая религиозную и этническую нетерпимость.
Лит.: HaleryE. La formation du radicalism philosophique, v. 1—3, P. 1901—04; Mini T. S. Partito radicale e le prime linee di un programma del Partito Radicale. Torino—Roma, 1907; Muni R. Il partito radicale e il radicalisme italiano. Roma, 1913; MaccobyG. English Radicalism. L., 1938; MichaudF. Histoire du radicalism. P., 1951; NicolettC. Bibliographie du radicalisme.— «Cahiers de la Republique», 1956, №2; Kaiser I. Les grandes batailles du radicalism (1820-1901): R, 1962; NicolettC. Le radicalism. P., 1967; Galante Qanvne F. I radicali m Italia (1948—52). Mil., 1973.
И. И. Кравченко

Источник: Новая философская энциклопедия



Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
146.14 кб

Радикализм и этноконфессиональная безопасность

Курабцев В.Л.
В статье анализируются черты онтологических аспектов радикализма и этноконфессиональной безопасности России. Обращение к благу гуманистических ценностей противостоит обращению к идеологическим исканиям национализма.
Читать PDF
7.24 мб

«Гуманистический радикализм» Эриха Фромма - фундаментальный подход к созиданию социума

Куштым Евгения Александровна
Статья посвящена памяти Э.
Читать PDF
408.22 кб

Исламский радикализм как религиозно-политический феномен в современном научном дискурсе

Федяй Инна Викторовна, Кузнецов Алексей Александрович
В статье анализируются две точки зрения на исламский радикализм и раскрываются причины их появления. Исламский радикализм рассматривается в контексте противостояния классической и неклассической парадигм международных отношений.
Читать PDF
556.59 кб

Радикализм и сетевой порядок общества: социально-философский ракурс

Данилов Сергей Александрович, Иванов Андрей Валерьевич
Статья посвящена анализу трансформации политического порядка сетевого общества, выявляются механизмы функционирования неформальных радикальных сетей. На примере концептов «власть» и «контрвласть», предложенных М.
Читать PDF
1.39 мб

Радикализация феноменологического метода в философии Мишеля Анри

Барашева Юлия Валентиновна
В данной статье анализируются новейшие тенденции в современной французской феноменологии сквозь призму отказа от процедуры «смыслополагания» (Sinngebung) как ключевой для гуссерлианской традиции.
Читать PDF
16.81 мб

Субирианская радикализация антропологиисубири

Лаин Энтральго Педро
Статья представляет собой сокращенный перевод двух глав из работы Педро Лаина Энтральго «Идея человека». В первой главе рассматриваются проблемы творения и эволюции.
Читать PDF
416.67 кб

Метафизические истоки радикализма и нигилизма в России

Варава Владимир Владимирович
В статье рассматриваются особенности русского экзистенциального мирочувствия, оказавшего влияние на многие политические программы радикального характера в России.
Читать PDF
309.60 кб

Мотив радикализма в дискурсе теоретиков акторно-сетевого подхода: принцип симметрии

Кононова Яна Вячеславовна
В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка раскрыть полемический характер направляющих моментов современного теоретизирования, маркирующих смещение интерпретационных рамок, происходящее в социологической м

Похожие термины:

  • ФИЛОСОФСКИЙ РАДИКАЛИЗМ

    политическое, экономическое и философское учение Бентама, Джеймса Милля и Стюарта Милля (Англия, I половина XIX в.), придерживавшихся в политике парламентского способа правления, в экономике — принц
  • РАДИКАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

    (фр. radicalism, от лат. radix — корень) — практ. и идеол. ориентация политики, целью к-рой выступает принципиальное изменение об-ва и полит. структуры средствами решительных, кардинальных действий. Его осн
  • РАДИКАЛИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ

    . Радикализм в общем смысле означает: 1. Стремление, склонность к решительным мерам, к крайним решениям. 2. Соц.-полит. идеи и действия, направленные на решительное изменение существующих институтов,
  • ЛЕВЫЙ РАДИКАЛИЗМ

    общее название мелкобуржуазных политических течений, отражающих социальное недовольство разоряемых средних слоев, молодежи и интеллигенции капиталистических стран, склонных к стихийному бунта
  • ПРАВЫЙ РАДИКАЛИЗМ

    совокупность социально-политических идей и методов, направленных на решительное контрреволюционное изменение существующих государственных и социальных институтов; политическое течение, включ