рационализм(в гносеологии и методологии)
рационализм(в гносеологии и методологии)
(от лат. «рационалис» – разумный) – направление в гносеологии и методологии науки, представители которого признают единственным подлинным источником ясных и отчетливых знаний разум (благодаря его имманентной способности к интеллектуальной интуиции), а образцом научного метода – дедуктивный метод. Первую систематическую модель рационалистической гносеологии построил платон, опираясь на идеи элеатов о несоизмеримости чувственной реальности и рационального метода познания, о невозможности истинного познания меняющегося, текучего объекта как такового (см. Апории). Крайний рационализм платона является следствием применения установок крайнего реализма при решении онтологической проблемы общих понятий (универсалий) к осмыслению гносеологической проблематики. Согласно платону, знание может быть только знанием общего, неизменной сущности вещей (индивидуальное, феноменальный план реальности являются предметом чувственного восприятия, а не мышления). Знание есть припоминание (анамнесис), оно существует как таковое в душе еще до рождения, обретенное ею во время своих странствий по миру идей между своими земными воплощениями (см. Иннативизм, априоризм). Аристотель развивает более мягкий вариант онтологического реализма (умеренный реализм) и, как следствие, более мягкий вариант р. Знание действительно заложено в разуме, действительно существует до процесса познания, но не актуально, а потенциально, и для перевода его в актуальное состояние необходим, в том числе, и чувственный опыт (но в результате его, в результате восприятий единичных вещей, знание не появляется, а лишь выявляется). В новое время наряду с эмпиризмом (см.) Р. Стал одной из двух доминирующих философских доктрин. Родоначальником новоевропейского р. Является декарт. Линию р. Развивали также спиноза и лейбниц, в творчестве которых очевидны мотивы панлогизма (естественного следствия последовательного проведения установок р.). Кант в своей теории «двух источников познания» подверг критике р. За его односторонность, за противоречия и другие логические неувязки, которые возникают при попытках применения методов р. При познании бога, мира и души – основных предметов традиционной философии (см. Антиномии чистого разума), за невозможность удовлетворительно решить проблему аподиктической достоверности синтетических утверждений естествознания (в частности, закона причинности), так называемую «проблему юма». Р. Как доктрина был возрожден на новом уровне гегелем в его абсолютном идеализме. Р. Спинозы и гегеля содержит также тенденции пантеизма (спинозы – в полной мере).
Источник: Краткий философский глоссарий