РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
Рационализация
с точки зрения фрейдизма, защитный механизм человека, который находит «разумное» объяснение для маскировки истинных мотивов своих действий, мыслей и чувств.
Источник: Человек и общество. Культурология
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
[от лат. rationalis разумный] – усовершенствование, введение более целесообразной организации чего-л. (напр., рационализация научно-технического цикла, производства).
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
Рационализация
в специфическом социологическом смысле этот термин предложен М. Вебером в качестве основного понятия для описания основной тенденции изменения западного общества. Он объединяет множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых рациональность утверждается в качестве основного принципа во всех сферах общественной жизни, а рациональное действие вытесняет иррациональные (аффективное и традиционное). Современное капиталистическое общество характеризуется рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия), рациональным денежным обращением, максимально рациональным поведением в хозяйственной сфере, позволяющим добиться предельной экономической эффективности. Эта тенденция проникает во все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры (музыку, живопись) и рассматривается Вебером как неизбежная «судьба Запада».
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
одно из основных понятий социологии Вебера для анализа современного капитализма, характеризующее процессы, посредством которых все аспекты человеческой деятельности подлежат контролю и исчислению. Понятие Р. находится в тесной связи с основными методологическими принципами Вебера, в частности с предложенной им концепцией четырех видов социального действия. Именно целе-рациональное действие и формальная рациональность характеризуют современный капитализм. Согласно Веберу, Р. представляет собой универсальный для всего западного мира процесс. Р. проникает во все сферы общественной жизни: в экономику, политику, религию, науку. Р. характеризует общество в целом, основанное на развитии государственно-административного контроля и бюрократического аппарата. Универсальный характер Р. на Западе Вебер связывает в значительной степени с развитием техники, с исчисляемостью и измеряемостью основных технических факторов, что прежде всего говорит о специфике западной науки с ее математическими методами рационального доказательства, экспериментальными достижениями. Особенность Западного мира заключается в том, что техническое применение научного знания получало экономическое поощрение, тесно связанное с социальным устройством общества. К своеобразиям социального устройства Вебер относит прежде всего рациональную структуру права и управления. Истоки последних Вебер видит в разрушении магических, мифологических и религиозных идей, формирующих жизненное поведение индивидов. Предрасположенность Западного мира к практически-рациональному жизненному поведению Вебер связывает с рациональной этикой аскетического протестантизма. Речь идет об обусловленности рациональной формы ведения хозяйства строго определенной религиозной направленностью. Именно эта обусловленность характеризует своеобразие западного типа Р.
Т. X. Керимов
Т. X. Керимов
Источник: Современный философский словарь