(Work). Понятие "труд", "работа" встречается в Библии многократно; соответствующие термины можно разбить на две группы. В ряде случаев понятие "труд" не содержит нравственного или физического аспекта, напр. в рассказе о сотворении мира или когда речь идет о деятельности человека в земной жизни. Тогда обычно употребляются евр. словатеШ ка (Быт 2:2; Исх 20:9; 1 Пар 4:23; Агг 1:14), ma aseh (Быт 5:29; Исх 5:13; Притч 16:3; Еккл 1:14) и греч. ergon. Могут также употреблятьсяyegia (Быт 31:42; Втор 28:33; Пс 127:2; Ис 55:2; Иез 23:29), amal (Пс 89:10; Еккл 1:3; 2:10; Иер 20:18) в ВЗ и коро.ч в НЗ (Мф 11:28; Ин 4:38; 1К0р4:12; 15:58; 1 Фес 1:3; 2Фес 3:8), крые несут в себе смысловой оттенокусталости, беды, печали.
Работа и труд сами по себе не считаются злом; они естественны для человека. Непорочным людям, крые стали венцом творения и представляли весь тварный мир перед лицом Бога, была поручена работа как важный элемент обычной жизни. Это противоречит современным концепциям, согласно крым труд от дьявола, и его следует избегать любыми доступными средствами.
Однако в Библии подчеркивается, что тяжкий и неблагодарный труд следствие человеческого греха. В Быт 3:1718 ясно говорится, что в результате совершенного греха характер труда изменится, и это повлечет за собой физический распад человеческой личности. Отсюда, вероятно, в последующих местах Библии понятие "труд" обычно отождествляется с усталостью. Впрочем, в Еккл проводится мысль о том, что всякий человеческий труд тлен и суета: будучи грешником, человек трудится, ощущая ограниченность земной жизни; ему присущи разочарование и безнадежность, поскольку он исчезнет с лица земли и его труд пропадет вместе с ним (гл. 2). Его отношение к труду может измениться, только если он рассматривает свой труд с точки зрения вечности.
Даже грешный человек наделен великими дарами и способностями, позволяющими подчинять и использовать во благо материальный мир. В Исх 31:1 и дал., Суд 3:10 (см. также Ис 45) и во многих других местах сказано, что эти дары исходят от Св. Духа. К-ром е того, о некрых в.з. людях сказано, что они получили особые дары от Бога и это позволило им осуществлять свои функции; таковы судьи, Саул и даже языческий царь Кир (Суд 3:10; 1 Цар 10:67; Ис45). Н.з. авторы часто солидарны с точкой зрения в.з., но особенно увязывают дары Св. Духа с талантами и способностями, крые отличают членов Церкви (1 Кор 12; Еф 4:11 и дал.). Более того, они постоянно подчеркивают, что Бог призывает всех людей к труду и стремлению занять такую жизненную позицию, где они могли бы Ему служить. Эта идея появляется еще в ВЗ, напр. в Есф 4:1314; ап. Павел настойчиво повторяет ее в своих писаниях (Еф 6:5 и дал.; 1 Тим 6:12; Флм).
Но при всем том человеческий труд, даже если человек наделен богатыми дарами, окажется бессмысленным, если человек не поймет, что его истинная цель прославление Бога. Ап. Павел говорит об этом очень ясно, обращаясь и к слугам, и к господам (Еф 6:5 и дал.; 1Тим 6:12); его позиция выражена в словах: " В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите" (Рим 12:11) ив призыве все делать во славу Божью(1 Кор 10:31).
На практике подобное отношение к труду означает, что христианин всегда должен относиться к своей работе как к установленной Богом обязанности: тогда, реализуя свое призвание, он служит Богу. Это требует честности и усердия во всех делах, будь он наемный работник или работодатель. В пример, опять же, можно привести притчу о талантах (Мф 25:15): служа человеку, человек должен проявлять верность и послушание, как будто бы он служит Господу (Еф 6:5 и дал.); если же он работодатель, то должен проявлять ответственность и заботу по отношению к своим работникам. Он должен платить им соответствующую плату за труд и не обманывать их, "ибо трудящийся достоин награды за труды свои" (Лев 19:13; Втор 24:14; Ам 5:8 и дал.; Лк 10:7; Кол 4:1; Иак 5:45). Т.о., любой труд почетен; обязанность трудиться возложена на человека Богом и служит прославлению Божьему (Откр 14:13).
W.S. RElD(nep.Ю.Т.) Библиография: J. Calvin, Institutes of the Christian Religion, 3.7; A. Kuyper, The Work of the Holy Spirit; J. Murray, Principles of Conduct; P. Marshall et al., Labor of Love: Essays on Work; G. Baum, The Priority of Labor; G. Wingren, Luther on Vocation; K. Barth, Church Dogmatics, 1II/4,595 ff.; J. Ellul, "Work and Calling", Kat, Fall/Winter, 1972; H.C. Hahn and F. Thiele, NIDNTT, III, 1147 ff.; A. Richardson, The Biblical Doctrine of Work.
См. также: Призвание.