санскр. «человек»); первочеловек в ведической космогонии (Ригведа X, 90), где ему принадлежит роль творца социального порядка, и в древних упанишадах.
ПУРУША
Пуруша
Источник: Словарь религий, обрядов и верований
ПУРУША
У индийцев первочеловек, из которого возникли элементы космоса, вселенская душа. Боги принесли его в жертву, расчленив на составные части, из которых возникли основные элементы социальной и космической организации.
В упанишадах Пуруша — жизненный принцип, одушевляющий людей и другие существа (иногда он отождествляется с Атманом).
В упанишадах Пуруша — жизненный принцип, одушевляющий людей и другие существа (иногда он отождествляется с Атманом).
ПУРУША
в древнеиндийской мысли первочеловек, жизненный принцип, одушевляющий все живое; символ перехода от единства к множественности. Соединение пуруши как чистого сознания с пракрити – материей означает начало эволюции. По Ригведе (см, Веды), из частей пуруши образуется Вселенная во всем богатстве своего многообразия, возникает социальная и космическая организация.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Пуруша
др. – инд.) – «человек» – первочеловек, вселенская душа, из соединения которой с пракрита (первичной материей) возник весь вещественный мир. Для П. характерна многосоставность (он тысячеглаз, тысяченог, тысячерук), большие размеры (он повсюду, со всех сторон покрывает землю, четверть его – все существа, три четверти – бессмертные на небе), власть над бессмертием и свойство быть родителем своих родителей. Его приносят в жертву богам, расчленив на части, положившие основу социального и космического порядка. Из его рта появились брахманы (жрецы), из рук – кшатрии (воины), из бедер – вайшьи (земледельцы), из ступней – шудры (слуги и ремесленники). Его дух стал луной, глаз – солнцем, уста – Индрой и Агни, дыхание – ветром, ноги – землей, ухо – сторонами света и т. д. Поздние источники отождествляют П. с Праджапати, с Брахманом, с Атманом, рассматривая его как жизненный принцип, одушевляющий живые существа.
Источник: Мифологический словарь
ПУРУША
санскр., букв.- человек, мужчина), понятие др.-инд. мысли, обозначающее первочеловека, вселенскую душу, жизненный принцип, «Я», сознание. Уже в «Ригведе» (X 90) первочеловек П., из частей тела к-рого образуется Вселенная, характеризуется многочисленностью, или многосоставностью (он тысячеглаз, тысяченог, тысячеглав), огромностью размеров, вездесущностью и т. п. П. приносится в жертву богам путем его расчленения на составные части, из к-рых возникли осн. элементы социальной и космич. организации; П. предстает тем самым как образ перехода от единой целостности к множеств. расчлененности, нейтрализующий противопоставление единого и многого; он становится важным элементом универс. классификации и вступает в длинные ряды отождествлений (П.- год, время, жизнь, брахман и т. п.). В упанишадах П.- жизненный принцип, одушевляющий все живое (в этом аспекте иногда отождествляется с атманом).
Учение о П. получило особое развитие в санкхье, где П. понимается как «Я», отличное от физич. и психич. начал (т. е. от тела, ума и чувств), как чистое сознание наряду с пракритиматерией, соединение к-рой с П. открывает начало эволюции.
Учение о П. получило особое развитие в санкхье, где П. понимается как «Я», отличное от физич. и психич. начал (т. е. от тела, ума и чувств), как чистое сознание наряду с пракритиматерией, соединение к-рой с П. открывает начало эволюции.
Источник: Советский философский словарь
ПУРУША
(букв, человек, мужчина) — важное понятие индийской религиозно-философской культуры. Уже в Ригведе рассказывается о том, как боги принесли в жертву первочеловека-П. и тем самым создали упорядоченный мир и четыре варны общества (см. Варнашрама). В упанишадахтермин П. сближается с понятием души (джива). Систематически понятие П. разбирается в санкхъе. Здесь П. — совершенный вечный дух, светоносное начало бытия, пребывающий изначально в собственном безмятежном великолепии. Пуруш бесчисленное множество. П. принципиально находится вне эволюционного развития, но в силу деятельности первоматерии (пракрити) он вовлекается в космическое становление и опутывается различными материальными феноменами, заставляющими его отождествлять себя с субъектом действия, желаний, мышления. Аналогично рассматривает понятие П. и йога Патанджали. Главным П. признается Ишвара. Цель духовной работы состоит в освобождении П. от любой связи с материей и возвращении его в первоначальное состояние. В тантризме в целом П. — это Бог (Шива)у тождественный Богине (Шакти). Однако в кашмирской тантрической школе трика П. — индивидуальное начало, ограниченное различными «покровами » майи.
Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм
ПУРУША
санскр. – мужчина, гражданин, человек; душа, дух) – термин индийской философии, претерпевший сложную эволюцию и имеющий различное значение в разных школах. В ведах П. означал человека вообще. Однако в ряде гимнов Ригведы (например, X, 90) П. символизировал бытие в целом, выступавшее в виде тысячеглавого, тысячеглазого, тысяченогого космического божества. В эпосе Махабхарата и позднейших филос. текстах П. трактуется обычно уже как душа, дух и по своему смыслу совпадает с понятиями атман и брахман. В системе санкхья П. означает индивидуальную душу, лишенную, однако, всех признаков и качеств реального эмпирич. индивида. Она воплощает в себе принцип чистой духовности в ее абс. противоположности материи (прaкрити). По мнению инд. исследователя Д. П. Чаттопадхьяя, П. символизирует приоритет мужского начала в мировоззрении арийских скотоводч. племен, где господствовал патриархат, в то время как для мировоззрения коренного дравидийского населения Индии, занимавшегося земледельч. трудом в рамках матриархальных отношений, характерен культ женского начала, воплощенный в концепции пракрити (см. Д. П. Чаттопадхьяя, Локаята даргаана. История индийского материализма, пер. с англ., М., 1961). Н. Аникеев. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ПУРУША
сс. Человек. Человечество. Дух. Душа. «Я». Сознание. Персонификация мужского начала. Пурушу отождествляют с Брахманом, с Праджапати. Он выступает как первочеловек. Согласно одной из версий, Пурушу создали божественные сущности (риши). Накопив тапас, он создал воды, Брахмана и речь. По другой версии, боги создали тысячеглавого, тысячеликого, тысячеглазого, тысяченогого Пурушу как прообраз человечества. Принеся его в жертву, они расчленили его, сотворив неживое и живое, в том числе людей различных сословий, социальных групп (варна). В йоге и санкхье Пуруша выступает как дух, безразличный наблюдатель (драшти), в присутствии которого причина (прадхана) побуждает материю (пракрити) творить. Как чистое сознание (чайтанья), Пуруша образует двуединство с буддхи. Он вечен, не имеет частей и не обладает творческой способностью, но побуждает к творению пракрити. Как дух, он стремится к освобождению от материи, но из-за собственной пассивности не может этого сделать. Индивидуальный аспект Пуруши — множество пуруш во всех живых существах. Пурушу отождествляют с атманом или с джи-вой. В буддизме термин «пуруша» означает личность, выступая как синоним пудгалы. Различают личность низшего уровня (адхама-пуруша), личность святого, архата или пратьекабудды (мадхья-пуруща) и личность бодхисаттвы (маха-пуруша). Каждый человек может подняться на любую ступень, целеустремленно занимаясь духовной практикой. Термин «пурушотамма» означает божественную сущность или человека, находящегося на высочайшем уровне духовного развития.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
ПУРУША
санскр. puru.sa, букв. — муж, человек) — второе космическое первоначало в дуалистической онтологии санкxw, находящееся в отношении взаимодополнения с Пракритя и соответствующее духовному началу в качестве «чистого субъекта». Пуруша в «Санкхья-карикеи- «конструируется» через отрицание родовых характеристик гун и их модусов: он лишен самой гунности, неразличения, объектности, общности, бессознательности и способности к порождению чего-либо (ст. 11). Доказательства существования Пуруши: 1) предназначенность всего составного (структурность мира и психофизического агрегата индивида) для «другого»; 2) необходимость наличия противоположности всему трехгунному; 3) необходимость наличия «управляющего» начала; 4) необходимость в существовании «вкушающего» (бхоктри), или субъекта опыта; 5) наличие деятельности, направленной на «освобождение» (ст. 17). Доказательства множественности Пуруши: 1) неодновременность рождений, смертей и «распределенность» способностей индивидов; 2) несовпадения в их деятельности; 3) преобладание у различных индивидов той или иной гуны (ст. 18). Собственные же характеристики Пуруши — сама его субьекгность, «изолированность», индифферентность, созерцательность и бездеятельность (ст. 19). По комментаторам, Пуруша совершенно пассивен при «работе» гунных начал, подобно тому как отшельник, зашедший на поле, непричастен работающим там земледельцам. Пуруша — это «световое» сознание-присутствие: чувствование, ведение, и само познание осуществляется не им, но гунными психическими способностями, но без него они, как бессознательные, также не способны осуществлять эти функции. Созидание космоса обусловливается тем, что он каким-то образом выводит из «равновесия» гуны, составляющие Пракрит, а закабаление Пуруши — тем, что он каким-то образом ассоциирует себя с названными и реально непричастными ему функциями. Цель миросозидания — освобождение Пуруши от этого закабаления, которое осуществляется также не им, но самой Пракриги.
В. К. Шохин
В. К. Шохин
Источник: Новая философская энциклопедия