Энциклопедические сборники на санскрите, куда по традиции включаются 18 главных текстов (иначе Махапураны), написанных в первые века нашей эры. Содержат основные мифы индуизма.
ПУРАНЬ
Пураны
Источник: Словарь религий, обрядов и верований
ПУРАНЫ
сс. Священные книги индуизма. Считают, что запись текстов была выполнена в I тыс. н.э., но в устной традиции они формировались и передавались задолго до этого. В них содержатся сведения о научных знаниях, философских учениях, об искусстве, этике, нравах индийского общества, мифах, легендах, родословных, описаны исторические факты, представлены руководства по ритуальным действиям и др. Пураны разделяют на пять групп: «Сарга» («Творение»), «Прати-сарга» («Возрождение»), в которой описано восстановление мира после космической ночи, «Вамша» (родословные богов, царей и др.), «Манвантара» (развертывание мира и появление человека), «Вамша- анучарита» (деяния родов, история, предсказания). Составителем сборников считается Вьяса, но очевидно, что тексты создавались в разные эпохи и в разных регионах. Кроме основных пяти сборников существуют стхала-пураны, написанные на языках отдельных областей, описывающие малоизвестные события, местные достопримечательности и содержащие фольклорные произведения.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
ПУРАНЫ
(букв, древний) — индуистские тексты, посвященные в основном легендам о происхождении мира, богов, царских династий. Каноничен список из 18 П.; помимо них признаются и 18 вторичных (упапураны), но в реальности их больше. Наиболее важные П. «Ваю», «Вишну», «Агни», «Гаруда», Бхагавата. Авторство П. приписывается легендарному мудрецу Вьясе (он же составил веды, «Махабхарату» и другие священные тексты). П. долгое время передавались изустно, письменно они фиксируются в основном начиная со второй половины I тыс. н. э. П. содержат все ныне известные индуистские мифы. Традиционно П. раскрывают «пять тем»: 1) творение мира в целом; 2) дальнейшее творение; 3) генеалогия богов, царей, мудрецов; 4) эпохи правления Ману — одного из властителей мира, перечисление этапов существования мира; 5) история родов — «лунной » и «солнечной» царских династий. Но в П. содержатся сведения и из других сфер жизни, например из области астрономии, географии, истории, грамматики, лексикографии, музыки, архитектуры и т. д., что делает П. энциклопедией индийской жизни. П. — это «веды для народа», их цель — в ясной и популярной форме донести до простых людей «высокую религию» брахманов. В П. среди богов на первое место выдвигаются Вишну, Кришна, Шива, Шакти (Деви). Утверждается представление о циклическом существовании мира с длительными временными периодами, усложняются функции божеств. Многие П. хронологически предшествуют тантрам, однако со временем они впитали в себя много элементов тантризма. Некоторые пураны, по существу, являются тантрическими текстами, например «Калика-П.». Сами же тантры высоко оценивают П. и считают их священными текстами, имевшими хождение в двапараюгу. В кришнаизме выше остальных ставится «Бхагавата-пурана».
Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм
ПУРАНЬ
санскр. puranam akhyanam - "древнее предание") - философско-религиозные памятники древне-индийской литературы, священные книги индуизма. Древнейшие из них относят к 6-8 вв. н.э. Канон индуистского писания состоит из 18 П. В зависимости от культа Божества, которому посвящены писания, выделяют П.: 1) вишнуистские; 2) шиваитские; 3) брахмаитские. По содержанию близки к древнеиндийскому эпосу (Веды, "Махабхарата"). В целом П. включают пять тематических разделов ("пять примет" - pancalaksana): 1) космогония; 2) воссоединение циклически уничтожаемых и воссоздаваемых миров; 3) родословную богов и святых отшельников - Риши; 4) историю эпох и праотцев рода человеческого (Ману); 5) родословные царских династий Индии. По названию и содержанию П. характеризуются следующим образом: 1) Брахма-П. (или Ади-П.), П. начала, посвящена святилищу в Ориесе; 2) Падма-П., миф о творении мира Брамой и др. мифология; 3) Вишну-П., древнейшая культовая книга вишнуизма; 4) Вайю-П., шиваитский культ; 5) Бхагавата-П., о воплощениях Вишну; 6) Нарада-П., учение о бхакти, любви к Богу как путь спасения; 7) Маркандейя-П., примыкает к Махабхарате; 8) Агни-П., выделяется энциклопедическим характером изложения древнего учения, вложена в уста Бога Агни; 9) Бхавишьят-П., П. пророчеств; 10) Брахмавайварта-П., мифы о Богине Пракрита, Первоматери, о слоноголовом Боге Ганеше, Кришне-Вишну, 11) Линга-П., о мистической символике шиваизма; 12) Вараха-П., собрание вишнуистских молитв и ритуалов; 13) Сканда-П., цикл эпических произведений; 14) Вамана-П., о воплощениях Вишну; 15) Карма-П., учение об эманациях Шивы; 16) Матсья-П., включает миф о спасении человечества Ману во время потопа, посланного Вишну на очищение Земли; 17) Гаруда-П., о прославлении Вишну птицей Гаруда; 18) Брахманда-П., о сотворении мира из яйца Брамы. Философия П. - философия эзотерических учений индуизма.
В.В. Лобач
В.В. Лобач
Источник: Новейший философский словарь
ПУРАНЫ
(букв, древние предания) — класс свящ. текстов индуизма, по времени своего создания более поздних, чем эпические поэмы (см. ИТИХАСА). Первонач. представляли, по-видимому, особый жанр устной поэзии — мифологич., космологич. и историко-генеалогич. содержания. Письменное оформление П. имело место в основном в I тыс. н. э., хотя отдельные их части могут быть как более поздними (1-я пол. II тыс. н. э.), так и более ранними (первые века до н. э.) по происхождению. Основных П. насчитывается 18, из них наиб, значительны по своему содержанию Вишну-, Ваю-, Матсъя (эти три считаются также и древнейшими), Бхагавата-, Маркандея и Агни-пураны. Одни П. являются шиваитскими (Шива, Линга, Сканда, Ваю, Агни, Матсья, Курма), другие — вишнуитскими (Вишну, Бхагавата, Нарадия, Гаруда, Падма, Вараха). Известно также несколько десятков "малых пуран" (упапурана). Традиция считает обязат. для всякой П. пять тематических рубрик (панча-лакшана): космогония; описание гибели мира и нового творения; генеалогия богов и риши; периоды различных Ману (манвантары); и, наконец, родословия и легендарная история важнейших царских династий. Этот набор выдерживался полностью далеко не всегда. В П. содержится также разнообразный повествовательный материал: мифы (большинство индуистских мифов известно именно из П.), сказки (в Агни-пурану, напр., включен целый сказочный сборник "Двадцать пять рассказов Веталы"). Иногда включаются в их состав и специальные трактаты по разл. отраслям традиционной науки. Значит, место в содержании П. отводится ритуальным предписаниям, а также подробному описанию маршрутов и объектов паломничества. Для историков особый интерес имеют списки царей разл. династий с указанием продолжительности правления (иногда эти списки даны как пророчества о будущем, возвещеннные мудрецами древности); установлено, что в этих списках содержится немало достоверных сведений. Разновидностью П. являются стхала-пураны (местные пураны), посвященные истории свящ. мест, в части, храмов. Такие П. обычно насыщены местным мифологич. и фольклорным материалом. Часто бытуют в двух языковых вариантах — на санскрите и на местном языке.
Я. Васильков
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь