ПУНЬЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПУНЬЯ
Заслуга. Благо. Добродетель. Добро. Заслуги, способствующие освобождению: высокая нравственность, великодушие, занятия медитацией, созерцанием, сорадование, проповедь буддийского учения и т.д. Особое значение придается передаче собственных заслуг другому лицу (паттидана). Заслугами делятся с родителями, учителями, духами предков, богами. Переданная заслуга улучшает карму одариваемого и благоприятно сказывается на дарителе, гарантируя ему, например, изобилие в следующей жизни. Накопление заслуг (упачая, пунья-самбхара) дает плоды (пхала): здоровье, мудрость, хорошее новое рождение, освобождение. Неблагие (апунья) действия и грех, зло (папа) противостоят пунье и ухудшают карму. Синоним термина «пунья» — дха.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

ПУНЬЯ
(санскр. punya, пал. punna — благо, добро, заслуга) — один из основных терминов, означающих в буддийских, брахманистских и джайнских текстах благие действия и их результаты; составляет устойчивую оппозицию папе и функционирует в контекстах этой оппозиции.
В пал. текстах П. — основание и условие небесного перевоплощения и будущего состояния блаженства, длительность и «объем» к-рого зависят от «накоплений» в предыдущем состоянии. Существуют три основных способа аккумуляции этой заслуги: щедрость (дана), нравственное поведение (шила) и созерцательная практика (bhavana); популярна и система десяти добродетельных деяний (Дигха-никая III.218; Ангуттара-никая IV.241 и т.д.).
В пал. текстах сформировалась и концепция punnakkheta — «поле заслуги», под к-рым понимается прежде всего буддийская община либо сам Будда, «благодеяния» к-рым (соответствует сеянию «семени П.») являются источником будущей компенсации для благотворителя. П. стала предметом полемики основных философских школ буддизма хинаяны. По мнению вайбхашиков, она может возрастать лишь при допущении avijnapti — своеобразного посредника между агентом и действием, к-рый производит в первом незамечаемые им изменения (равно как и в окружающей его среде). Саутрантики же считали, что это новое начало допускать вовсе не обязательно - П. возрастает от того, что принимающие благодеяния каким-то образом компенсируют их благодетелю. Основное новшество в трактовке П. у махаянистов состояло в том, что бодхисаттва делами милосердия приобретает П., наряду с некоторыми «сверхсилами», для оказания помощи другим существам (в классическом буддизме каждый должен был пожинать плоды лишь «индивидуальной» кармы — как благой, так и не благой). Он может передавать им свою П. для облегчения и ускорения достижения нирваны. Согласно «Чхандогьяупанишад-бхашье» Шанкары, три типа людей достигают «мира заслуги» (punyaloka): благочестивые домохозяева, аскеты-санньясины и пожизненные ученики-брахмачарины. Те, кто «стоял в Брахмане», составляют четвертую группу — это странствующие аскеты, достигшие «конечного бессмертия», а не того относительного, к-рым располагают боги (11.23.1). «Мир заслуги» означает в данном случае небо. «Освобождение» (мокша) понимается в веданте как абсолютная свобода от П. наряду с папой и прочими состояниями, происходящими от незнания, и характеризуется как бесконечное знание, блаженство и активность. Хотя в других системах «освобождение» мыслится лишь как устранение негативных состояний человеческого существования (прежде всего страдания), устранение «заслуги» вместе с «пороком» также считается необходимым условием его. Своеобразную трактовку П. предложили джайны. Будучи не просто моральным качеством или следствием добрых дел, П. наряду с папой относится к числу девяти субстанций, «ответственных» за пребывание индивида в сансаре. Они содержатся во фракциях тонкой кармической материи недифференцированно, и душа обладает способностью модифицировать их, когда они «вливаются» в нес. Подобно тому как «модифицируется» пища коровой и змеей соответственно в молоко и яд, так и кармическая материя трансформируется в зависимости от состояний души (поскольку и сама душа частично «трансформируется» П. и папой; в данном рассуждении присутствуют элементы логического круга). Лит.: Malalasekera G.P. «Transference of Merit» in Ceylonese Buddhism // Philosophy East and West. 1967. \fol. 17. P. 85-90. В.К.Шохин

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001



Похожие термины:

  • ПАПА—ПУНЬЯ

    санскр. papa—punya, соответственнозлое, порок и благое, заслуга) — обозначения неблагих и благих действий и их последствий в индийских мировоззренческих текстах, восходящие еще к Ригведе. По «Прашна-у