(р. 14.3.1935) — спец. в обл. методол. истории филос; д. филос. н., проф. Р. в Москве. Окончил филос. ф-т МГУ (1958), асп. там же (1964). С 1958 на преп. работе в вузах Магнитогорска, Рязани, Москвы. В наст. вр. — проф. кафедры филос. РАН. Канд. дис. — «Реакционная сущность социальной доктрины католической церкви в США» (1964). Докт. дисс. — «Социальные истоки диалектического мышления» (1990). Разрабатываемые проблемы и темы: природа и специфика филос. знания; сущность религии как формы дух. жизни человека, история филос. Гл. идеи П. связаны с убеждением в том, что сущность филос. состоит в рефлексии по поводу мировоззрения, и филос. можно определить как такую сферу дух. жизни человека, к-рая имеет целью рационализацию и систематизацию фундаментальных ценностей. П. убежден в необходимости пересмотра таких стереотипов в филос, как деление филос. направлений на материализм и идеализм, представление о преимуществе монизма перед дуализмом и плюрализмом и др. П. подчеркивает многообразие форм существования филос знания, в т. ч. форм диалектики. Так, по его мнению, самостоятельные формы диалектики были созданы в постклассической философии такими философами, как А. Уайтхед, М. Хайдеггер, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, С. Л. Франк и др. Отказ от устаревших стереотипов, по мнению П., открывает новые перспективы развития философского знания. Учет результатов, полученных как в класс, так и в постклассической филос, позволяет более глубоко раскрыть содержание таких фундаментальных гносеол. проблем, как проблема сущности дух. освоения субъектом объекта, основных принципов теории познания, проблемы истины, познавательных способностей человека и др. П. утверждает, что в филос. осмыслении нуждается вопрос об антропологической природе религии, ее роли в дух. жизни людей. В этом отношении необходимо дальнейшее развитие тех идей, к-рые в свое время выдвигал Л. Фейербах и которые были незаслуженно забыты под влиянием одностороннего социол. подхода к религии К. Маркса.
Соч.: Человек и общество: К проблеме гуманизации социально-философского мышления. М., 1990; Разнообразие форм существования философии и русская философская мысль // Русская философия: Преемственность и роль в современном мире. СПб., 1992; Становление русского философского самосознания. (В соавт.). М., 1994; Пути русского философского самосознания. (В соавт.). М., 1994; История философии. Ч. I. Классическая философия. Курс лекций. М., 2000; История философии. Ч. 2. Постклассическая философия. Курс лекций. М., 2001; Развитие философской мысли в России. Курс лекций. М., 2001; Философская теория как обобщение истории философии. М., 2003; Антиномии И. Канта в истории диалектики. (В соавт.) // Философия Канта (история и современность). Омск, 2006; Философия и наука (глазами философов и ученых). М., 2006; К вопросу об основных этапах эволюции философии науки. (В соавт.) //Актуальные проблемы эволюции философии науки. М., 2007.
ПУХЛИКОВ Валентин Константинович
ПУХЛИКОВ Валентин Константинович
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009