от лат. puer - мальчик) - ребячество, мальчишество как желаемое состояние души и духа, понятие философии культуры, с помощью которого она хочет охарактеризовать свойственное широкому кругу европейских и североамер. культурных кругов огромное желание сохранить молодость, пренебрежение к духовному, обращение к спорту и игре (homo ludens - см. Хейзинга), к беззаботному и "спортивному" разрешению задач, поставленных жизнью. С пуерилизмом связана тенденция к примитивизации всех духовных проблем, которая выражается в боязни метафизических и этических вопросов и в презрении к ним; см. Симплификация, Ресублимирование.
ПУЕРИЛИЗМ
ПУЕРИЛИЗМ
Источник: Философский энциклопедический словарь
ПУЕРИЛИЗМ
(Puerilismus; от лат. puer — «ребенок») — ребячество, мальчишество как желаемое состояние души и духа, понятие философии культуры М. Шелера, с помощью которого выражается свойственное широкому кругу европейских и североамериканских культурных кругов огромное желание сохранить молодость, пренебрежение к духовному, обращение к спорту и игре (homo ludens — см. Хёйзинга), к беззаботному и «спортивному» разрешению задач, поставленных жизнью. С пуерилизмом связана тенденция к примитивизации всех духовных проблем, которая выражается в боязни метафизических и этических вопросов и в презрении к ним. Наступившая ныне ориентация на потребительство ни в коем случае не порицается, наоборот, рассматривается как культурное завоевание, с помощью которого преодолеваются все излишние запреты и завышенная оценка чисто духовного. См. Симплификация, Ресублимация.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ПУЕРИЛИЗМ
от лат. риег — мальчик) — понятие философии культуры, характеризующее свойственное многим представителям европейской и североамериканской культуры настойчивое желание сохранить молодость, мальчишество как состояние души, жить беззаботно, ни над чем глубоко не размышляя. П. проявляется в обращении к спорту и игре, тенденции к упрощению всех духовных проблем, уходе от метафизических и этических вопросов и т.п. Психология современного массового (зап.) человека, писал X. Орте-га-и-Гасет в “Восстании масс” (1930), определяется следующим: “Во-первых, подспудным и врожденным ощущением легкости и обильности жизни, лишенной тяжких ограничений, и, во-вторых, вследствие этого — чувством собственного превосходства и всесилия, что, естественно, побуждает принимать себя таким, какой есть, и считать свой умственный и нравственный уровень более чем достаточным... Привычка ощущать превосходство постоянно бередит желание господствовать. И массовый человек держится так, словно в мире существуют только он и ему подобные, отсюда и третья его черта — вмешиваться во все, навязывая свою убогость бесцеремонно, безоглядно и безоговорочно, т.е. в духе “прямого действия”. Эта совокупность заставляет вспомнить такие ущербные человеческие особи, как избалованный ребенок и взбесившийся дикарь, т.е. варвар”.
Источник: Философия: энциклопедический словарь