санскр.), пуггала (пали) — эмпирическая личность, индивидуальность, характер, душа. Важное понятие не только буддизма, но и др. инд. религ.-филос. школ. Для буддизма пудгала - вада была еретич. концепцией, разрабатываемой одной из 18 хинаянистических •школ — школой ватсипутрия, или саммития. Согл. ее учению, П., помимо того что она состоит из 5 скандх, обладает еще опред. психологическим единством, т. е. нек-рой реальностью. Н. Л. К.анаева
ПУДГАЛА
ПУДГАЛА
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
ПУДГАЛА
(санскр. pudgala, пали puggala, тиб. gang zag, личность, человек, индивид) — понятие буддийской догматики о том, что любой эмпирический индивид (П.) есть постоянно изменяющееся сочетание дхармочастиц пяти групп (скандха). Среди буддийских школ были сторонники признания временной и нереальной личности — П., которая не идентична скандхам и не отлична от них. Эту доктрину называли пудгалавада, и её поддерживали ватсипутрии, самматии и некоторые другие школы. В Махаяне утверждалось, что нельзя называть бодхисаттвой того, кто думает о себе, как о П.
ПУДГАЛА
Личность. Тело. Душа. Персона. Особь. В джайнизме пудгала означает тонкую материю, вещество. В буддизме пудгала — личность. Понятие, введенное Буддой Шакьямуни, отрицающим существование субстанциальной души (атман, джива). Пудгала — не субстанциальная душа (пудгаланайратмья). Она представляет собой психическое образование, единство, совокупность признаков, обусловленных вспышками элементов бытия (дхарма). Поток психических состояний, форма, образ и т.д., воспринимаемые на мирском уровне сознания как стабильное реальное существо. Пудгала изменчива (анитья, аничча), так как комбинации вспышек меняются ежемгновенно. Согласно учению мадхьямики, она пустотна (шуньята). Будда называл сс. носителем ноши (бхара), т.е. имени, пола, склонностей и др. Признаки личности определяются пятью группами (скандха) дхарм, четыре из которых связаны с сознанием, с его содержанием, с психикой. Святого, достигшего нирваны, освобождения при жизни тела, называют благородной личностью (арья-пудгала). Перенесение на пудгалу свойств души, которыми она не обладает (адхьяропа), признается ложным воззрением, противоречащим теории дхарм и буддийскому учению в целом,
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
ПУДГАЛА
санскр. pudgala; пали puggala— человек, личность, индивид) — понятие философии буддизма, обозначающее реальное, хотя и неопределимое единство личности (пудгала не тождественен скандхам — группе элементов, из которых составлен, но и не отличен от них, он не в них, но в то же время и не вне них). Поскольку анатма-вада отрицала отсутствие в человеке чего-либо постоянного, в буддизме возникла проблема объяснения тождества личности в разные моменты времени, напр. в процессе перерождения. Сторонники доктрины пудгалы (лудгала-вады), ссылаясь на то, что Будда назвал пудгалу носителем бремени (пяти скандх), утверждали, что в отличие от неодушевленных вещей он сохраняет свое тождество в течение времени перерождения, выступая субъектом не только перерождения (саясары) и кармического воздаяния (действующего и вкушающего плоды действия), но и любого психического состояния («кто» страдания, радости, сострадания). Однако, с точки зрения ортодоксальных буддистов, пудгала не более чем «именование», условное «обозначение» временной конфигурации физических и психических элементов, не имеющей длящейся объективной реальности.
В джайнизме пудгала выступает как «материя», составляющая одно из пяти первоначал вселенной. Образуемая атомами, она формирует тела перерождающихся существ. См. также Джайнекая философия.
В. Г. Лысенко
В джайнизме пудгала выступает как «материя», составляющая одно из пяти первоначал вселенной. Образуемая атомами, она формирует тела перерождающихся существ. См. также Джайнекая философия.
В. Г. Лысенко
Источник: Новая философская энциклопедия
ПУДГАЛА
санскр., букв.- индивидуальность, характер, душа), понятие др.-инд. философии, имеющее особое значение в джайнизме и ряде школ буддизма. В джайнизме - материя (материал), один из видов адживы - вечной, несотворенной и неразрушимой недуховной субстанции; физич. основа существующего. П. обладает качествами осязаемости, вкуса, запаха, цвета, звука. Единицей П. является мельчайшая частица - ану (атом). Ану занимает одну точку пространства, но имеет вес и обладает способностью двигаться. П. количественно неизменна, но может иметь определ. состояния, т. е. подвергаться модификациям. Существует шесть модификаций П. различных степеней тонкости, более грубые формы П. образуют все воспринимаемое органами чувств. Наиболее тонкие формы П., недоступные для наших чувств. образуют различные виды кармич. материи, к-рая пронизывает душу (дживу) и обусловливает ее передвижение.
В буддизме П.- определ. психич. единство, обладающее благодаря своей оформленности своеобразной «материальностью» и играющее роль человеч. индивидуальности, «Я». Представляет «пережитое» (пережитые ощущения, мысли и т. д.); иллюстрирует положение: «нет существа, к-рое помнит, но воспоминания и есть существо». Основано на буддийском принципе признания действия вместо субъекта действия, процесса вместо субстанции, теоретич. отрицания души и практич. утверждения личности как психологич. реальности.
В буддизме П.- определ. психич. единство, обладающее благодаря своей оформленности своеобразной «материальностью» и играющее роль человеч. индивидуальности, «Я». Представляет «пережитое» (пережитые ощущения, мысли и т. д.); иллюстрирует положение: «нет существа, к-рое помнит, но воспоминания и есть существо». Основано на буддийском принципе признания действия вместо субъекта действия, процесса вместо субстанции, теоретич. отрицания души и практич. утверждения личности как психологич. реальности.
Источник: Советский философский словарь