ПУДГАЛА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПУДГАЛА
санскр.), пуггала (пали) — эмпирическая личность, индивидуальность, характер, душа. Важное понятие не только буддизма, но и др. инд. религ.-филос. школ. Для буддизма пудгала - вада была еретич. концепцией, разрабатываемой одной из 18 хинаянистических •школ — школой ватсипутрия, или саммития. Согл. ее учению, П., помимо того что она состоит из 5 скандх, обладает еще опред. психологическим единством, т. е. нек-рой реальностью. Н. Л. К.анаева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ПУДГАЛА
(санскр. pudgala, пали puggala, тиб. gang zag, личность, человек, индивид) — понятие буддийской догматики о том, что любой эмпирический индивид (П.) есть постоянно изменяющееся сочетание дхармочастиц пяти групп (скандха). Среди буддийских школ были сторонники признания временной и нереальной личности — П., которая не идентична скандхам и не отлична от них. Эту доктрину называли пудгалавада, и её поддерживали ватсипутрии, самматии и некоторые другие школы. В Махаяне утверждалось, что нельзя называть бодхисаттвой того, кто думает о себе, как о П.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

ПУДГАЛА
Личность. Тело. Душа. Персона. Особь. В джайнизме пудгала означает тонкую материю, вещество. В буддизме пудгала — личность. Понятие, введенное Буддой Шакьямуни, отрицающим существование субстанциальной души (атман, джива). Пудгала — не субстанциальная душа (пудгаланайратмья). Она представляет собой психическое образование, единство, совокупность признаков, обусловленных вспышками элементов бытия (дхарма). Поток психических состояний, форма, образ и т.д., воспринимаемые на мирском уровне сознания как стабильное реальное существо. Пудгала изменчива (анитья, аничча), так как комбинации вспышек меняются ежемгновенно. Согласно учению мадхьямики, она пустотна (шуньята). Будда называл сс. носителем ноши (бхара), т.е. имени, пола, склонностей и др. Признаки личности определяются пятью группами (скандха) дхарм, четыре из которых связаны с сознанием, с его содержанием, с психикой. Святого, достигшего нирваны, освобождения при жизни тела, называют благородной личностью (арья-пудгала). Перенесение на пудгалу свойств души, которыми она не обладает (адхьяропа), признается ложным воззрением, противоречащим теории дхарм и буддийскому учению в целом,

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

ПУДГАЛА
санскр. pudgala; пали puggala— человек, личность, индивид) — понятие философии буддизма, обозначающее реальное, хотя и неопределимое единство личности (пудгала не тождественен скандхам — группе элементов, из которых составлен, но и не отличен от них, он не в них, но в то же время и не вне них). Поскольку анатма-вада отрицала отсутствие в человеке чего-либо постоянного, в буддизме возникла проблема объяснения тождества личности в разные моменты времени, напр. в процессе перерождения. Сторонники доктрины пудгалы (лудгала-вады), ссылаясь на то, что Будда назвал пудгалу носителем бремени (пяти скандх), утверждали, что в отличие от неодушевленных вещей он сохраняет свое тождество в течение времени перерождения, выступая субъектом не только перерождения (саясары) и кармического воздаяния (действующего и вкушающего плоды действия), но и любого психического состояния («кто» страдания, радости, сострадания). Однако, с точки зрения ортодоксальных буддистов, пудгала не более чем «именование», условное «обозначение» временной конфигурации физических и психических элементов, не имеющей длящейся объективной реальности.
В джайнизме пудгала выступает как «материя», составляющая одно из пяти первоначал вселенной. Образуемая атомами, она формирует тела перерождающихся существ. См. также Джайнекая философия.
В. Г. Лысенко

Источник: Новая философская энциклопедия

ПУДГАЛА
санскр., букв.- индивидуальность, харак­тер, душа), понятие др.-инд. философии, имеющее осо­бое значение в джайнизме и ряде школ буддизма. В джайнизме - материя (материал), один из видов адживы - вечной, несотворенной и неразрушимой недухов­ной субстанции; физич. основа существующего. П. об­ладает качествами осязаемости, вкуса, запаха, цвета, звука. Единицей П. является мельчайшая частица - ану (атом). Ану занимает одну точку пространства, но имеет вес и обладает способностью двигаться. П. количественно неизменна, но может иметь определ. состояния, т. е. подвергаться модификациям. Сущест­вует шесть модификаций П. различных степеней тон­кости, более грубые формы П. образуют все восприни­маемое органами чувств. Наиболее тонкие формы П., недоступные для наших чувств. образуют различные виды кармич. материи, к-рая пронизывает душу (дживу) и обусловливает ее передвижение.
В буддизме П.- определ. психич. единство, обладаю­щее благодаря своей оформленности своеобразной «материальностью» и играющее роль человеч. индиви­дуальности, «Я». Представляет «пережитое» (пережи­тые ощущения, мысли и т. д.); иллюстрирует положе­ние: «нет существа, к-рое помнит, но воспоминания и есть существо». Основано на буддийском принципе признания действия вместо субъекта действия, процес­са вместо субстанции, теоретич. отрицания души и практич. утверждения личности как психологич. реальности.

Источник: Советский философский словарь

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
0.00 байт

Васубандху. «Пудгала-винишчая». Фрагмент 933-943

Титлин Лев Игоревич
Предисловие, перевод, примечания Л.И. Титлина
Читать PDF
0.00 байт

Понятие субъекта в буддизме пудгалавады

Титлин Лев Игоревич
В статье исследуются представления о субъекте в одной из наименее изученных школ буддизма пудгалаваде.
Читать PDF
0.00 байт

Васубандху. Пудгалавинишчая. ФР. 943-948. Перевод с санскрита

Титлин Лев Игоревич
Читать PDF
0.00 байт

Является ли «я» объектом? Дискуссия буддистов с пудгалавадинами в «Пудгалавинишчае» Васубандху

Титлин Лев Игоревич
Статья предваряет первый перевод с санскрита на русский язык фрагментов 928-932 «Пудгалавинишчаи» Васубандху с комментарием «Спхутартха» Яшомитры, в которых разворачивается дискуссия с пудгалавадинами.
Читать PDF
0.00 байт

«Пудгалавинишчая» с комментариями «Спхутартха» яшомитры. Фрагменты 928-932

Васубандху

Похожие термины:

  • ПУДГАЛА-ВАДА

    санскр. pudgalavada — учение об индивиде) — общее название группы буддийских школ, разделявших «персоналистическую» доктрину нудгалы. В нее входили: ватсипутрш, дхармоттария, бхадарания, саннагарика,