ПТОЛЕМЕЙ КЛАВДИЙ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПТОЛЕМЕЙ Клавдий
ок. 90-ок. 168) - греч. астроном, автор геоцентрич. системы мира. Система П., ставящая Землю в центр конечной Вселенной, соответствовала христ. миропониманию и на протяжении средних веков использовалась и поддерживалась церковью. Она была опровергнута гелиоцентрич. системой Коперника.

Источник: Атеистический словарь

ПТОЛЕМЕЙ КЛАВДИЙ

(неправильно Птоломей), Клавдий – греч. математик, астроном и оптик 1-й пол. 2 в. Жил в Александрии. Гл. труд – "Сочинение, или Математическая система" ("???????? ??????????", лат. назв. "Compositio seu syntaxis mathematica") явилось высшим достижением др.-греч. математич. астрономии. Соч. переведено в 7 в. на сирийский, в 9 в. – на арабский и в 12 в. с арабского на лат. язык. Хотя в 3 в. до н.э. Аристархом Самосским были сформулированы принципы гелиоцентрич. системы, к-рой столетием позже придерживался и Селевк из Селевкии, однако геоцентрич. система П. с ее предположением о неподвижном положении наблюдателя и его инструментов оказывалась в то время более плодотворной как для геометрич. конструкций планетных путей, так и для усовершенствования методов наблюдений. Теория П. явилась более совершенной в математич. отношении, чем т.н. теория Евдокса и Каллипа, разделявшаяся Аристотелем (см. Евдокс Книдский). Истинность геоцентрич. системы П. пытался обосновать целым рядом аргументов. В выборе гипотез П. считал необходимым руководствоваться принципом простоты; в тех случаях, когда простейшая гипотеза несогласна с небесными явлениями, нужно выбирать наиболее подходящие, т.е. согласные с ними. В средние века, в период господства аристотелизма, нередки были попытки истолковать гипотезу П. лишь как удобную математич. фикцию, сохраняя объективное значение за теорией Аристотеля. Борьба обеих концепций, птолемеевской и аристотелевской, закончилась победой первой, пока на смену обоим вариантам геоцентрич. системы не пришла гелиоцентрич. система Коперника. Последний, однако, использовал ряд наблюдений, приводимых П. Соч.: Opera omnia, ed J. L. Heiberg, v. 1–3, Lipsiae, 1898–1952; Geographie, e codicibus recognovit С. M?llerus, v. l, p. 1–2, P., 1883–1901; L´optique, ?d. critique par A. Lejeune, Louvain, 1956. Лит.: Идельсон Н. И., Этюды по истории планетных теорий, в сб.: Николай Коперник, М.–Л., 1947; Lеjеune A., Euclide et Ptol?m?e. Deux stades de l´optique g?om?trique grecque, Louvain, 1948; его же, Les recherches de Ptol?m?e sur la vision binoculaire, "Janus", 1958, [v.] 47, No 2; Duhem P., Le syst?me du monde, v. 1–10, P., 1913–59 (см. имен. указат.); Sarton G., A history of science, Camb., 1952. B. Зубов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ПТОЛЕМЕЙ Клавдий
(ок. 87 — ок. 165) — один из видных ученых Древнего мира (греко-рим. период) в обл. астрономии, географии, математики и картографии. Большую часть жизни провел в Александрии Египетской. Был высокообразованным человеком своего времени. Осн. соч. П. — «Великое математическое построение астрономии в 13 кн.» (150 г. н.э.), или «Великая математичсекая система» (араб. «Альмагест») — посвящено изложению геоцентрической системы мира; в течение практически 14 веков оно было осн. сводом астр. знаний. Суть геоцентрической системы (Евдокс, Аристотель, Гиппарх) сводилась к тому, что в центре мира находится неподвижная шарообразная Земля, вокруг к-рой равномерно по круговым орбитам вращаются все планеты (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн), а также Солнце и Луна. Но уже астр. наблюдения древних обнаружили в этой системе 2 противоречия: 1) неравномерность движения планет; 2) попятное движение планет, в результате к-рого они описывают на небесной сфере петли. Чтобы избавиться от этих противоречий, П. предположил, что вокруг Земли по круговой орбите (деференту) движется не сама планета (напр., Марс), а центр новой окружности (эпицикла). Марс же движется по эпициклу с той же угловой скоростью, что и центр эпицикла по деференту. В результате сложения этих двух движений получается новая окружность (эквант), но Земля не находится в центре экванта. Поэтому равномерное движение Марса по экванту кажется с Земли неравномерным. Чтобы избавиться от попятного движения, П. пришлось вводить мн. эпициклов (по первому эпициклу катится второй, по второму третий и т.д.). Особенно трудно было объяснить движение Меркурия, орбита к-рого, как мы теперь знаем, наиболее вытянута. В результате получилась очень сложная система, неудовлетворительная в принципе, хотя благодаря утонченной матем. подгонке она позволяла довольно точно на мн. лет вперед определять положение Луны, Солнца и планет, что и нужно было для практики. Поэтому она так долго продержалась и была отвергнута только в XVI в. благодаря гелиоцентрической системе мира Н.Коперника. Матем. метод, открытый П., не был им осознан, он был заново открыт фр. математиком Ж.Фурье в XIX в., получив название гармонического анализа. Так, благодаря математике, принципиально неверная система мира П. была полезной для практики в течение 1400 лет. Лит.: Дягилев Ф.М. Становление науки и ее методологии. Нижневартовск, 2002; Храмов Ю.А. Физика. Биографический справочник. М., 1983; Самин Д.К. 100 великих ученых. М., 2000. Ф.М.Дягилев

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ПТОЛЕМЕЙ Клавдий
ок. 90 - ок. 160), греч. астроном, математик, оптик и географ. Гл. соч.- «Великое построение», из­вестное под назв. «Альмагест» (ср.-век. араб. искажение греч. оригинала и последующее европ. искажение араб. слова аль-Маджисти), - свод астрономич. зна­ний древних, содержит детально разработанную геоцентрич. модель мира, каталог звезд (указано положение и яркость 1028 звезд), описание видимой формы Млечного Пути. «Альмагест» служил теоретич. базой расчета движений планет и сохранял свое значение вплоть до разработки Коперником в сер. 16 в. гелиоцентрич. системы мира.
Согласно схеме П., в центре мира находится не­подвижная Земля, вокруг к-рой по круговым орби­там - эпициклам - движутся планеты, а центры эпи­циклов скользят по большим несущим кругам - дефе­рентам; Земля расположена вблизи общего центра де­ферентов. Эта модель удовлетворительно объясняла иррегулярности (неравномерность и «петлеобразность») в движении планет (и Солнца) и позволяла точно пред­сказать их положение в любой момент.
Схема П. представляла собой первый образец орга­низации естеств.-науч. знания в теорию: в основу теории П. была положена кинематич. модель, объяснявшая явления и позволявшая с применением тригонометрии (на основе непрерывных функций) предсказывать по­ложение небесного тела в любой момент, в то время как астрономы Др. Египта и Вавилона не строили мо­делей космоса и предсказывали положения небесных тел на основе арифметич. операций. Модель П. была свободна и от произвольных спекулятивных конструк­ций, подобных аристотелевской, к-рая включала перводвигатель, более 50 веществ. сфер и т. п. В выборе гипотез для объяснения явлений П. придерживался принципа простоты, в тех же случаях, когда простей­шая гипотеза оказывалась недостаточной, утверждал, что «нужно брать другие, наиболее подходящие». Так, важнейший сдвиг в астрономич. науке произвел его отказ от идущего от Пифагора, Платона и Аристотеля представления о равномерных круговых движениях не бесных тел: по П., планеты переносятся по деферентам неравномерно. Этим предвосхищалась революц. идея Кеплера о движении планет по эллипсам. По отношению к системе Коперника модель П. является отражением видимости, а не достоверности, но математикогеометрич. аспект модели П. включает гелиоцентрич. эле­менты. В «Альмагесте» П. аргументирует истинность гео­центризма, но в то же время исследования показали, что из первонач. текста тщательно вытравлено всякое упоминание о сущности гелиоцентрич. системы Арис­тарха Самосского, безусловно известной П. П. поло­жил начало работам в области тригонометрии (сфери­ческой и на плоскости), открыл рефракцию в атмосфере Земли, исследовал явления отражения и поглощения света, заложил основы географии (указал географич. координаты ок. 8000 пунктов земной поверхности), занимался хронологией и астрологией.

Источник: Советский философский словарь

ПТОЛЕМЕЙ КЛАВДИЙ

(предположительно 4-5 вв. н. э.), составитель биографии Аристотеля и каталога его сочинений, известный по арабским источникам. Аль-Кифти в своем «Словаре философов» сообщает, что «Птолемей-аль-Гариб» («неизвестный Птолемей») - это греческий философ, которого не следует путать с Птолемеем, автором «Альмагеста», а также что его сочинение было адресовано некоему «Галлу» (возможно, тождествен Галлу, брату имп. Юлиана). Сочинение П. было известно неоплатоникам (ср. Elias. In Cat. 107,13, где он именуется «Филадельфом», Olymp. Proleg. 13,14, Jo. Philop. In An. Post. 36, 4), к нему восходят сохранившиеся анонимные жизнеописания Аристотеля, известные как Vita Marciana, Vita Vulgata (обе на греч.) и Vita Latina (все 5 в. н. э.), сирийские жизнеописания Аристотеля и арабская биографическая традиция (Ибн ан-Надим, аль-Кифти, аль-Мубашшир, Усайбия), знавшая перевод П., выполненный, вероятно, Исхаком ибн Хунайном (кон. 9 в.). Арабский текст каталога опирается на более ранний сирийский перевод, выполненный уже непосредственно с греческого оригинала. Этим оригиналом, согласно сообщениею самого П. во вступительной части к своей работе, был каталог Андроника Родосского, включавший ок. 1000 названий сочинений Аристотеля и Теофраста. Каталог (?????) ?. представляет собой сокращение каталога Андроника примерно в десять раз, если судить только по количеству упоминаемых названий произведений. У П. перечислены почти все дошедшие до нас произведения Аристотеля под известными сегодня названиями и с указанием традиционного количества книг (в отличие от названий, указанных в каталоге Гермиппа, приведенного у Диогена Лаэртия в книге пятой). В каталоге П. нет только «Поэтики» и «Метафизики». По отвергнутой ныне гипотезе некоторых ученых (W. Christ, J. Lippert), П. аль-Гариб тождествен Птолемею Хенну (1-я пол. 1 в. н. э.), о котором мало что известно; возможно он, в свою очередь, тождествен Птолемею, упоминаемому у Порфирия (см. V. Plot. 20, 49, вместе с перипатетиком Аммонием назван ученейшим мужем своего времени) и Секста Эмпирика (Adv. math. I 60, полемика с Дионисием Фракийским в связи с определением грамматики). По мнению Дюринга, отождествление П. аль-Гариба и Птолемея Хенна недопустимо, и автор биографии - гораздо более поздний александрийский неоплатоник. Лит.: Moraux P. Les Listes anciennes des ouvrages d´Aristote. Louvain, 1951; During I. Aristotle in the Ancient Biographical Tradition. G?teb., 1957: 208-211; 221-224; 241-246; 469^76; Idem. Ptolemy´s Vita Aristotelis rediscovered, - Palmer R. В., Hamerton-Kelly R. (edd.). Philomathes: Studies and Essays in the Humanities in memory of Philip Merlan. The Hague, 1971, p. 264-269; Plezia M. De Ptolemaei Vita Aristotelis, - Wiesner J. (hrsg.). Aristoteles Werk und Wirkung. Bd. 1. В.; ?. ?., 1985, S. 1-11; Gutas D. The spurios and authentic in the Arabic Lives of Aristotle, - Kraye J. (ed.). Pseudo-Aristotle in the Middle Ages. L., 1986, p. 15-36. M. А. СОЛОПОВА

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

ПТОЛЕМЕЙ Клавдий
ок. 100-175 н.э.)греческий астроном, математик и географ, работавший в Александрии. Известен гл. о. как автор астрономического трактата «Альмагест», в котором изложена геоцентрическая модель космоса, остававшаяся наиболее влиятельной вплоть до работ Коперника (16 в.), предложившего гелиоцентрическую модель. Также сохранились: «Четверокнижие» («Тетрабиблос», учебник по астрологии), «О фазах неподвижных звезд», «Готовые (астрономические) таблицы», «Гармоника», небольшой трактат по эпистемологии «О критерии», «География» и авторский список открытий Птолемея; в переводе с арабского дошли: «Оптика», «Гипотезы о планетах» (частично), «Планисферий» и «Аналеммы» (по геометрии сферы). Сохранились также комментарии на «Альмагест» Паппа (ок. 320) и Феона Александрийского (ок. 370), комментарий Порфирия на «Гармонику» и его же «Введение в «Четверокнижие» Птолемея» (комментарии на «Четверокнижие» Порфирия и Прокла утрачены), Оригинальное название «Альмагеста» («Математическое сочинение»), ставшее традиционным арабское название означает «Величайший» (астроном). Своим трактатом Птолемей продолжает астрономическую традицию, начатую еще Евдоксом Книдским. Ближайшим источником «Альмагеста» был аналогичный трактат Гиппарха Самосского (2 в. до н. э.), который Птолемей дополнил материалами собственных наблюдений и собственными теоретическими новшествами. Видимые движения небесных тел он объясняет с помощью комбинаций круговых движений, что с точки зрения современного математического анализа эквивалентно аппроксимации наблюдаемых траекторий с помощью рядов Фурье. Геоцентризм у Птолемея — это осмысленный физический принцип, а не просто удобный способ «спасти явления»; защищая тезис о неподвижности Земли, он приводит ряд аргументов как чисто теоретических, так и основанных на наблюдениях (в частности о неподвижности Земли свидетельствует, по Птолемею, тот факт, что тело, брошенное строго вверх, падает на то же самое место).
«Гармоника» Птолемея — одно из наиболее обстоятельных греческих сочинений по теории музыки. В кн. 1 много внимания уделяется обсуждению и критике двух основных античных музыкальных теорий: пифагорейцев и Аристоксена; свою задачу Птолемей видит в построении такой теории, в которой чувственное восприятие и разум не вступали бы в конфликт (ту же позицию он занимает и в трактате «О критерии и ведущем начале (души)»).
География Птолемея замечательна в первую очередь не фактическими данными, а заложенными в ней математическими принципами картографирования. Он продолжил и акцентировал традицию математической «теоретической» географии Эратосфена и Гиппарха, с которой резко разошелся Страбон, предложив чисто нарративную «практическую» географию, служащую, по его словам, «государственным интересам и пользе народа». «География» Птолемея приобрела особое влияние в эпоху Возрождения, когда в нач. 15 в. греческий подлинник был переведен на латынь и в 1477 издан в Болонье (к нач. 17 в. — еще 31 издание). Благодаря ошибке Птолемея, распространившего Азию слишком далеко на Восток, Колумб надеялся доплыть до нее через океан гораздо быстрее, чем это можно было сделать на самом деле, если бы на его пути не было Америки.
Соч.: Claudii Ptolemaei opera quae exstant omnia, ed. J. L. Heiberg, 1.1— 3. Lipsiae, 1898—1903; Ptolemys Almagest, transi, and annot. by G.J.Toomer. L., 1984; During I. (ed.), Die Harmonielehre des Klaudios Ptolemaios, Goteborg, 1930; Barker A. Greek Musical Writings: II Harmonic and Acoustic Theory. Cambr., 1989 (англ. пер. «Гармоники»); Manetho, Aegyptiaca, Ptolemy, Tetrabiblos, eds. W. G. Widdell, F. E. Robins. L.-Cambr. (Mass.), 1940; HubyP., NealeG. (eds.). The Criterion f Truth. Essays ...in honour ofG. Kerferd. Liverpool, 1989, p. 179-230 (текст и англ. пер. «О критерии»); Альмагест, или Математическое сочинение, в 13 кн., пер. И. Н. Веселовского. М., 1998; Тетрабиблос, или Математический трактат, пер. Ю. А. Данилова.— «На рубежах познания Вселенной», 1994,1, с. 371—374 (перепеч. в кн.: Знание за пределами науки, сост. И. Т. Касавин. М., 1996, с. 131—133).
Лит.: Бронштэн В. А. Клавдий Птолемей: 2 в. н. э. М., 1988; Он же. «Альмагест» Птолемея на Руси.— «Земля и Вселенная», 1996, 1, с. 61^68; Bull F. Studien uber Claudius Ptolemy Lpz., 1894; LejeuneA. (ed.). Loptique de Claude Ptolemee dans la version latine dapres larabe de lemir Eugene de Sicile. Louvain, 1956; Long A. A. Ptolemy On the Criterion: An epistemology for the practicing scientist.— DillonJ., LongA. (eds.). The Question of «Eclecticism». L., 1988, p. 176-207.
А. В. Родин

Источник: Новая философская энциклопедия

ПТОЛЕМЕЙ КЛАВДИЙ
ПТОЛЕМЕЙ КЛАВДИЙ (?????????? ? ????????, ???????????) (ок. 100-170 н. э.), греческий ученый и философ; работал в Александрии. Сведений о его жизни не сохранилось. Считается, что его основные произведения созданы во времена правления имп. Антонина Пия (138-161).     Сочинения. П. был автором обширного корпуса сочинений, включавший труды по астрономии, гармонике, астрологии, оптике, географии, хронологии и теории познания. На греческом языке сохранились: астрономический трактат «Альмагест» в 13 кн., наиболее известное произведение П.; трактат «О фазах неподвижных звезд и собрание их знамений», «Готовые [астрономические] таблицы и расчеты», «Гармоника» в 3-х кн., учебник по астрологии «О влиянии созвездий», ??????????????, известный также под названием «Четверокнижие» («Тетрабиблос»); «Гипотезы о планетах» (????????? ??? ??????????) (сохранились не полностью), «Руководство по географии» (?????????? ????????) в 8-ми кн. (кн. 4—8-я сохр. не полностью), «Музыка», трактат «О критерии и ведущем начале», а также авторский список открытий П. В переводе с арабского дошли: «Оптика», «Планисфера» и «Аналеммы» (по геометрии сферы). По свидетельству Симпликия, П. написал также «Об элементах» (???? ??? ?????????, Simpl. In De Caelo 20, 10 Heib.) и «О [трех] измерениях» (???? ??????????, Ibid. 9, 21; ср. Eustrat. In ?. ?. 322, 4 Heylbut: П. рассуждал о теле как трехмерно протяженном в длину, ширину и глубину).     Труды П. стали предметом изучения и комментирования уже в Античности. Сохранились комментарии на «Альмагест» математиков Паппа Александрийского (ок. 320) и Теона Александрийского (ок. 370), комментарий неоплатоника Порфирия на «Гармонику» и его же «Введение в «Четверокнижие» Птолемея» (комментарии на «Четверокнижие» Порфирия и Прокла утрачены).     «Альмагест». Традиционное название «Альмагест» представляет собой арабизированную транскрипцию («Альмаджисти») оригинального греческого названия трактата: ? ?????????? ???????? («Математическое сочинение»). Своим трактатом П. продолжает традицию, которую можно возвести к трудам по астрономии академика Евдокса Книдского. Ближайшим источником «Альмагеста» послужил трактат Гиппарха Никейского (2 в. до н. э.), который П. дополнил материалами собственных наблюдений и теоретическими новшествами. 1-я книга «Альмагеста» содержит основные принципы его учения, в т. ч.: о кругообразном вращении небосвода и шарообразной форме Земли, которая помещается в центре мира (геоцентризм); о том, что Земля не перемещается в пространстве и пр. В пользу геоцентризма П. приводит ряд аргументов - как чисто теоретических, так и основанных на наблюдении (в частности, о неподвижности Земли свидетельствует, по П., то, что брошенное вертикально вверх тело падает на то же самое место). Геоцентрическая модель космоса, изложенная в «Альмагесте», оставалась наиболее влиятельной вплоть до работ Николая Коперника (16 в.), обосновавшего гелиоцентризм.     Содержание книг «Альмагеста»: в 1 и 2-й кн. собраны сведения по сферической астрономии; в 3-й кн. излагается теория видимого годичного движения Солнца, обсуждаются даты равноденствий, продолжительность года и т. д.; 4-я кн. посвящена теории движения Луны и вопросу о продолжительности синодического месяца; в 5-й говорится о конструировании некоторых приборов, напр., астролябии, и продолжается изучение теории движения Луны; 6-я кн. посвящена теории солнечных и лунных затмений; содержание 7-й и 8-й книг составляет «Каталог звезд» П. - описание свойств и характеристик более 1000 звезд, рассматривается движение сферы звезд и т. п.; кн. 9-13 содержат теорию движения планет (Сатурна, Юпитера, Марса, Венеры и Меркурия). Для истории астрономии большое значение имела созданная П. теория эпициклов, сменившая представление о равномерно вращающихся вокруг Земли гомоцентрических небесных сферах (теория, разработанная Евдоксом и Каллиппом и принятая в космологии Аристотеля).     Руководство по астрологии в 4-х кн. «Тетрабиблос» («Четверокнижие») было написано П. после «Альмагеста». Современные издатели принимают, что оригинальным названием произведения было «О влиянии созвездий» ??????????????), которое ранее считалось названием отдельного произведением, и отказываются от заголовка ???????????. Первые две книги руководства посвящены общей астрологии, влиянию звезд на человечество, страны и расы; третья и четвертая книги - влиянию звезд на отдельных людей и составлению индивидуальных карт рождения (генетлиалогическая астрология). Статус основного пособия по астрологии «Тетрабиблос» утратил с появлением «Введения в астрологию» Павла Александрийского (рубеж 5-6 вв.).     «Гармоника» (????????) П., посвященная теории музыки (исследование звуков и их сочетаний и т. п.), - наиболее обстоятельная из всех известных греческих работ по данной теме. Большую историко-научную ценность представляют цитируемые П. утраченные произведения своих предшественников. В 1-й кн. П. много внимания уделяет обсуждению и критике двух основных античных музыкальных теорий - пифагорейцев и Аристоксена; свою задачу П. видит в построении такой теории, в которой чувственное восприятие и разум не вступали бы в конфликт (ту же позицию он занимает и в трактате «О критерии»).     Небольшой трактат «О критерии и ведущем начале» (???? ????????? ??? ??????????, лат. De judicandi facultate et animi principatu) представляет интерес для истории эллинистической философии и эпистемологии. В 1-й части трактата (De jud. fac. 1-12 Lammert) содержится обзор познавательных способностей души, описывается различие чувственного восприятия и разума. В специальном разделе, посвященном научной терминологии (4, 2—6), П. пишет, что ученый должен использовать для предварительного описания фактов слова обыденной речи, в их общепринятом значении, и только после того, как предмет будет вполне изучен, в своих определениях он должен обратиться к более точной терминологии, иногда, возможно, используя необычные выражения или предлагая новые (подробнее см. Берлинский 2006). Во 2-й части (13-16) П. рассматривает связь тела и души, локализацию различных познавательных способностей в телесных органах, опираясь в своем изложении на учение и терминологию перипатетиков, эпикурейцев и особенно стоиков. ? утверждает, что тело и душа взаимодействуют в едином организме и говорит о душе как «смешанной» с теми местами тела, которые выполняют те или иные функции. Чувственное начало души получает воздействие через посредство органов восприятия и преобразует полученные данные в форму представления (????????) и передает уму. Ум воспринимает сообщаемые чувственной душой представления, задействуя способности мышления И суждения (??? ??????????? ??? ?????????????????). Чувственная способность судит только о том, что она сама испытывает (?? ????), но не судит о вещах (?? ??????????), ум же судит о том, что поступает ему от чувства в форме представления, и о самих вещах. Без чувства ум был бы слеп, но по отношению к чувствам именно он властитель, в нем заключена память, начало действия и понимания (13, 7—17). Критерий истины П. определяет как принцип, согласно которому выносится суждение о том или ином предмете. Состав критического суждения предполагает предмет суждения (?? ??????????), инструмент (?? ??´ ?? ????????), способ суждения (?? ? ????????) и цель вынесения суждения (?? ?????? ? ??????). Напр., предмет суждения - некая величина, инструмент - единица измерения (локоть или фут), способ измерения - наложение или сопоставление, цель - размер величины.     «Руководство по географии» замечательно в первую очередь не фактическими данными, а заложенными в нем математическими принципами картографирования. П. продолжил традицию математической «теоретической» географии Эратосфена и Гиппарха, с которой разошелся Страбон, предложив нарративную «практическую» географию. В труде П. местоположение 8000 пунктов на планете описано географическими координатами: широтой и долготой. «География» П. приобрела особое влияние в эпоху Возрождения, когда в начале 15 в. греческий подлинник был переведен Джакомо Анджело на латынь и в 1477 издан в Болонье (к началу 17 в. - еще 31 издание); первое издание греческого подлинника принадлежит Эразму Роттердамскому (1523). Благодаря ошибке П., распространившего Азию слишком далеко на Восток, Христофор Колумб надеялся доплыть до нее через Атлантику гораздо быстрее, однако в ходе своего плавания открыл на пути к Азии новый материк - Америку.     Соч.: Claudii Ptolemaei Opera quae exstant omnia. Ed. J. L. Heiberg. Vol. I—III. Lpz., 1898-1903, 19612; 1) Ptolemy s Almagest. Tr. and annot. by G. J. Toomer. L., 1984; Клавдий Птолемей. Альмагест. Пер. И. H. Веселовского. M., 1998; 2) «Гармоника»: During I. (ed.). Die Harmonielehre des Klaudios Ptolemaios. G?teb., 1930. N. Y.; L., 1980; Barker A. Greek Musical Writings. Vol. 2. Harmonie and Acoustic Theory. Camb., 1989; 3) H?bner W. (ed.). Claudii Ptolemaei Opera. Vol. Ill, 1. ??????????????. Stuttg., 1998 (ВТ); Клавдий Птолемей. Математический трактат, или Четверокнижие, I—II. Пер. Ю. А. Данилова, -Знание за пределами науки. Сост. И. Т. Касавин. М., 1996, с. 92-133; 4) «О критерии»: De judicandi facultate et animi prineipatu. Ed. F. Lammert, - Claudii Ptolemaei Opera... Vol. III, 2, 19612, p. 3-25; Claudius Ptolemy. On the Kriterion and Hegemonikon. Ed. by Liverpool-Manchester seminar on ancient Greek Philosophy (text and transi.), - Huby P., Neale G. (edd.). The Criterion of Truth: Essays in Honour of G. Kerferd. Liverpool, 1989, p. 179-230.     Античные комментарии 1) к «Альмагесту»: Rome A. (ed.). Commentaries de Pappus et de Th?on d´Alexandrie sur ? Almageste. T. 1-2. 1936; 2) к «Гармонике»: During I. (hrsg.). Porphyrios Kommentar zur Harmonielehre des Ptolemaios. G?teb., 1932. 1980; 3) к «Введению в Четверокнижие»: Porphyrii Introductio in Tetrabiblum Ptolemaei. Ed. A. Boer, S. Weinstock. Brux., 1940, p. 187-228 (CCAG V, 4).     Лит.: Long A. A. Ptolemy «On the Criterion»: An Epistemology for the Practicing Scientist, - Dillon J., Long A. (edd.). The Question of «Eclecticism». L., 1988, p. 176-207; Jones A. Ptolemy´s First Commentator, - TAPhS 80, 1990; Barker A. Reason and perception in Ptolemy´s «Harmonics», - Harmonia Mundi. Ed. by R. Wallace, B. MacLachlan. R., 1991, p. 115 сл.; Idem. Ptolemy´s Pythagoreans, Archytas, and Plato´s conception of mathematics, -Phronesis 39, 2, 1994, p. 113-135; Pingree D. The Teaching of the «Almagest» in Late Antiquity, -Apeiron 27,4, 1994, p. 75-98; Берлинский А. Л. Античные учения о возникновении языка. СПб., 2006, с. 297-306 (гл. VI, § 3: «Эпикур о второй стадии возникновения языка и учение Птолемея»).     М. А. СОЛОПОВА

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь