Психологизм
понятие, фиксирующее возможность использования в логике и теории познания психологических понятий и представлений, а также рассматривающее психологию базисной наукой философии.
Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
Психологизм
в узком смысле слова термин служит для характеристики концепций, стремящихся обосновать логические принципы исходя из исследования реальной психической деятельности; в широком смысле слова термин используется для обозначения любых попыток редукции непсихических сущностей к психическим феноменам
Источник: Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов
ПСИХОЛОГИЗМ
Сведение логики, а часто и других наук к психологии. Согласно этому воззрению, предметы наук суть явления, происходящие в человеческой психике. К примеру, математик исследует на самом деле не числа, а представления о числах, существующие в его голове. Два зоолога, дискутирующие о свойствах крокодилов, говорят не об этих животных, а об образах крокодилов, имеющихся в их головах и т.д. В основе психологизма лежит отрицание существования идеальных объектов, например чисел.
Психологизм, особенно широко распространившийся в конце XIX века, в XX веке был преодолен большинством философов (Фреге, Мур, Гуссерль).
См.: логика.
Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков
ПСИХОЛОГИЗМ
(Psychologismus) — воззрение, согласно которому психология является основой философии: и всей философии в целом, и ее отдельных дисциплин, особенно логики (как считает, например, В. Вундт). Психологизмом также называют утверждение, что психология является вообще единственной наукой, так как объекты всех наук суть, как заявляют эмпириокритицизм и позитивизм, только определенным способом познанные ощущения и комплексы ощущений. Противоположность — антипсихологизм. Психологизм был преодолен благодаря работам Ф. Брентано и прежде всего Гуссерля; см. Феноменология.
М. Palägyi. Der Streit der Psychologisten und Formalisten, 1902; W. Moog. Logik, Psychologie, P., 1919; H. Pfeil. Der P. im englischen Empirismus, 1934.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ПСИХОЛОГИЗМ
концепция, руководствующаяся одним или несколькими из следующих положений: 1) богатство мира человека сводится к ментальному; 2) абсолютизируется индивидуально-субъективное; 3) провозглашается торжество релятивного в ущерб концептуальному; 4) утверждается, что ментальное существует, но его не могут зафиксировать. Против П. всегда резко выступали представители феноменологии (см.) (Э. Гуссерль (см.)), герменевтики (см.) бытия (М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер (см.)) и особенно аналитической философии (см.) (Г. Фреге, Б. Рассел (см.)) и многочисленные приверженцы теории деятельности, в т.ч. бихевиористы и марксистские психологи. Речь идет о четком определении, во-первых, сферы компетентности психологии, во-вторых, степени, в которой сфера ментальности входит в компетенцию непсихологических наук.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
ПСИХОЛОГИЗМ
позиция или учение, состоящее в трактовке фактов сознания как реально существующих вещей. Отвергая психологизм, феноменология Гуссерля старается показать, что феномен сознания не является реальным предметом, но значением, которое нуждается не только в простом описании, но и в истолковании. Философская рефлексия актов сознания не сводится, как в психологизме, к эмпирическому описанию содержания. Она включает в себя также акт абстрагирования, посредством которого рефлектирующий субъект абстрагируется от материального содержания данных сознания. Например, понять гнев другого человека — значит абстрагироваться от условий и конкретного проявления гнева вот этого человека, чтобы понять значение, общечеловеческий смысл гнева. Ошибка психологизма состоит в трактовке сознания как предмета, обладающего интериорностью, который можно разложить, а также в попытке использования в психологии методов естественных наук.
Источник: Философский словарь
Психологизм
Стремление все, включая логику и разум, объяснить с позиций психологии. Но тогда придется признать, что и сама психология есть не более чем следствие психики – не наука, а симптом, если не заболевание. Именно в этом духе отзывался о психоанализе Карл Краус (208), утверждая, что психоанализ принимает себя за средство против себя же. Вырваться из этой ловушки можно только на основе строгого рационализма, отвергающего зависимость истины от той или иной внешней причины. Всякая ложь связана с психологией. Всякая ошибка может быть с ней связана. Но когда человек высказывает истину, он вступает, во всяком случае с данной точки зрения, в область другого порядка. Можно попросить психолога объяснить, каким путем человек узнал эту истину и почему он испытывает потребность ее высказать, но объяснений, почему данное высказывание является истиной, от него ждать нельзя. Объяснение идеи (как факта психической жизни) не равнозначно ее оценке (как истины). В противном случае придется допустить, что никакой истины не существует, а значит, не существует и психологии.
Источник: Философский словарь.
Психологизм
в социологии – методологический подход, свойственный некоторым направлениям западной социологии, ведущим начало от Г. Тарда, Л. Уорда, У. Мак-Дугалла, Ч. Кули и др., и активно практикуемый современными школами символического интеракционизма (Дж. Мид, Х. Беккер, А. Коэн и др.), неофрейдизма, а также феноменологической социологией (А. Шюц, А. Сикурел, П. Мак-Хью и др.) и этнометодологией (Х. Гарфинкель и др.). Для всех разновидностей психологизма характерно стремление объяснить социальные отношения и структуры на уровне психологических данных. В ранних, более грубых и примитивных формах психологизма преувеличивалось значение генетических факторов и особенности социального поведения выводились из якобы исконно присущих человеческой психике свойств – сексуальности, агрессивности, аффективности, влечения к смерти и пр. В дальнейшем психологизм эволюционировал в сторону отказа от генетической предопределённости человеческого поведения, сохранив вместе с тем установку на отрицание реальности таких объектов, как общество, социальная система, организация и т. п.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
ПСИХОЛОГИЗМ
в л о г и к е) т. зр., согласно к-рой логика является частью психологии или по крайней мере зависит от психологии. Эта т. зр. основана на известном определении логики как науки о правильном мышлении (о правильных формах мышления) в соединении с обычным пониманием мышления как психич. деятельности, являющейся гл. предметом психологии. Проблема психологич. обоснования логики и соответственно психологич. трактовка логич. понятий сложилась в 19 в. в работах X. Зигварта, В. Вундта, Т. Липпса, Б. Эрдмана и др. С появлением математической логики П. стал противопоставляться логицизму, к-рый выступил с резкой критикой П.: "То, что называется "психологизмом" в логике, – признак упадка логики в современной философии" (Лукасевич Я., Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики, пер. с англ., М., 1959, с. 48). Известной критике П. подвергся и в "Логических исследованиях" Э. Гуссерля (рус. пер., т. 1, СПБ, 1909). Однако на связи логики и психологии продолжали настаивать не только мн. философы, но и логики и математики (А. Пуанкаре, Э. Гобло, Ф. Энрикес, Ф. Гонсет и др.) и психологи (Г. Штеринг, Т. Циген, И. Херман, Э. Риньяно, Ж. Пиаже и др.). Определенную, хотя и косвенную, поддержку П. получил со стороны сигнифики и интуиционизма, а также в последнее время в работах по прагматическому и ультраинтуиционистскому обоснованию логики и математики (см. Прагматика). Лит.: Энриквес Ф., Проблемы науки, пер. с итал., ч. 1, М., 1911; Gоblоt R., Trait? de logique, 5 ?d., P., 1929; Gonseth F., Qu´est que la logique?, P., 1937; Hermann I., Psychoanalyse und Logik, W., 1924; Mannoury G., Les fondements psycholinguistiques des math?matiques, Nch?t., 1947; ?ukasiewicz J., Logika a psychologia, в его кн.: Z zagadnie? logiki i filozofii, Warsz., 1961; Ajdukiewicz K., Logika pragmatyczna, Warsz., 1965. M. Новоселов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
психологизм
ПСИХОЛОГИЗМ (от греч. psyche — душа и logos — слово, учение) (в логике) — методологический взгляд на логику как на теорию правил и законов мышления. Исторически П. оправдан философской эволюцией логической мысли, поскольку первой моделью для строгих логических понятий был процесс рассуждения, основанный на принципах субъектно-предикатной структуры естественного языка (субстанция и ее атрибуты). Дальнейшему утверждению позиций П. отчасти способствовало развитие ассоциативной психологии, рассматривавшей суждения и умозаключения как сознательный синтез представлений в «живом процессе» мышления. Поскольку мышление и язык не тождественны, логика, согласно П., не должна ограничиваться исследованием только языковых форм мысли. Ее главная задача — исследование внутренних механизмов познавательного процесса, опирающееся на психологические методы. Таким образом, П. предназначал для логики решение своего рода эпистемологической задачи. Он рассматривал логику как часть теории познания, а именно как «психодинамику познания» (Н. Грот), охватывающую все познавательные функции разума (наблюдение, анализ, синтез, обобщение и др.). Свое абсолютное господство в начале позапрошлого века П. терял постепенно, по мере развития математических моделей формальных логических структур. Не случайно начатую в работах Буля, Фреге и Шредера математизацию логических понятий П. воспринял как возрождение схоластики, став на долгие годы идейным противником математической логики, несмотря на растущий авторитет последней. Правда, с середины 20 в. антагонизм П. и логицизма слабеет. В этот период косвенную поддержку П. получает не только от сигнифики и интуиционизма, но частично видоизмененные его идеи усваиваются на более широкой основе новейших исследований в области искусственного интеллекта. ММ. Новоселов
Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ПСИХОЛОГИЗМ
1. Перенос принципов, методов, объяснительных схем и понятий психологии на предметную сферу др. наук (в т.ч. естествознания); т.н. крайний П. рассматривает психологию в кач-ве единственной основы философии и науки. 2. Общее название для разнородных течений науч.-филос. мысли, развивающихся на основе данной методол. установки. В этом плане П. явл. «наследником» механицизма и биологизма, хотя истоки теор. обоснования привилегированного статуса психологии в науч. и филос. познании восходят к полемике сенсуалистов и рационалистов XVII в., а термин «П.» употреблялся уже в 1830-х гг. Тогда им обозначали филос. движение, направленное против гегельянского панлогизма в пользу «прав рефлексивного опыта», основанного на якобы безграничных возможностях интроспекции. Сторонники этого движения (Я.Ф.Фриз, Ф.Э.Бенеке) доказывали, что логич. анализ результатов самонаблюдения явл. единственным доступным методом установления истины как некой самоочевидности, видя в этом способ преодоления противоречия между локковским ассоцианизмом и картезианским аксиоматизмом. Этот вариант П. не получил широкого распространения, но в последней четверти XIX в. под этим названием фигурировал ряд течений в философии и науке, вновь провозгласивших первенство психол. методов в сфере теор. познания. Причиной возрождения П. послужил не только прогресс психологии как науки, но и методол. кризис классич. естествознания, породивший полемику о специфике ест.-науч. и соц.-гуманит. знания. Характерной особенностью П. конца XIX — начала XX вв. явл. ориентация на интуитивные и эмпатические способы психол. наблюдения и самонаблюдения. Наиболее яркие варианты П. представлены в филос. воззрениях В.Вундта, В.Дильтея, Г.Лотце. Критика П., развивавшаяся в рамках разл. направлений философии того времени (аналитическая философия, диалектич. материализм, неокантианство, неопозитивизм, неореализм, феноменология и др.), сыграла большую роль в становлении совр. философии науки и методологии науч. познания. Е.В.Гутов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ПСИХОЛОГИЗМ (И АНТИПСИХОЛОГИЗМ] В ЛОГИКЕ
философская концепция, утверждающая связь логики (как традиционной, так и современной символической) с реальностью человеческого мышления, изучаемой психологией. Противоположностью психологизма является антипсихологизм, который отрицает подобную связь и считает логику наукой об идеальных объектах, смысл и существование которых не зависят от их использования в человеческом мышлении. Проблема психологизма в логике состоит из двух вопросов: сводимы ли логические структуры (в частности законы логики) к психологическим структурам и являются ли логические процедуры моделями реальных процессов мышления? Классический психологизм 19 в. (Д. С. Мила) отвечает на эти вопросы следующим образом: 1) логика сводима к психологии, т. е. логические понятия, могут быть определены в терминах психологических понятий, а логические законы могут быть выведены из психологических законов; 2) логика является моделью процессов мышления, потому что логика просто является частью этих процессов. Эта концепция может быть названа «редукционистским психологизмом». Ж. Пиаже говорит об автономии логики и психологии (отрицательный ответ на вопрос (1)), но настаивает на тождестве логических и психологических структур, устанавливаемом эмпирически. Эта концепция может быть названа «наивным психологизмом». Более слабая концепция психологизма утверждает, что логика играет нормативную роль по отношению к процессам мышления (С. Хаак). Однако эта концепция может быть квалифицирована как психологизм, только если мы добавим к ней тезис о сводимости норм к фактам. Концепции такого типа могут быть названы «умеренным психологизмом». Все формы психологизма имеют один общий признак — утверждают дескриптивность логики по отношению к процессам мышления. Классический антипсихологизм (7; Фреге и Э. Гуссерль) отвечает на выделенные вопросы следующим способом: 1) логику нельзя свести к психологии, она автономна; 2) логика ни в каком смысле не может быть признана моделью мышления. Классическая форма антипсихологизма включает в себя три утверждения: (а) логические понятия не определимы в терминах психологических понятий, и логические утверждения не выводимы из утверждений психологии; (б) психологические факты нельзя использовать для обоснования логических процедур; (в) методы и результаты символической логики не сообщают никакой информации о естественном мышлении человека. Тезисы (а) и (б) — отрицательные ответы на вопрос (1), а тезис (б) — отрицательный ответ на вопрос (2) из проблемы психологизма. Если мы примем тезисы (а) — (в), то получим концепцию, которая может быть названа «радикальным антипсихологизмом». Если мы принимаем нормативность логики и дуализм фактов и норм, то получаем концепцию, которая может быть названа «умеренным антипсихологизмом» (И. Кант) который допускает дескриптивность логики по отношению к результатам мысли, но отрицает ее относительно процессов мышления. Конъюнкция тезисов (а) и (б) радикального антипсихологизма представляет собой версию принципа автономии логики, утверждающего независимость логики от психологии. Она отвечает на вопрос (1) из проблемы психологизма, но не дает ответа на вопрос (2). Следовательно, принятие тезисов (а) и (б) не влечет за собой принятие какой-либо формы антипсихологизма, поэтому она может быть названа «непсихологизмом». Психологизм и антипсихологизм в контексте философских интерпретаций логики зависят от а) типа рассматриваемых логических систем, б) базисных философских установок, в) ориентации на приложения логики. Д. С. Милль определяет логику «как науку, которая рассматривает операции человеческого рассудка, стремящегося к истине». Для него логические законы — особый тип психологических законов. Главный способ логических умозаключений — индукция. Дедукция представляется как особый вид индукции. Философия, на которой основывается миллевская теория логики, — эмпиризм. Главные приложения логики — открытие и обоснование законов человеческого мышления, которые являются частью психологии мышления. Типические черты психологизма в логике 19 в.: а) ориентация на традиционную логику в области теории дедукции, б) эмпиризм и фундаментализм как общефилософская основа психологизма, в) ориентация на приложение логических результатов к исследованию психологии человеческого мышления. Э. Гуссерль строит философские выводы на основании анализа возникающей математической логики. Базисной философской установкой является объективизм, — стремление обосновать независимость от субъекта как формы, так и содержания знания, и идеализм — признание существования независимых от субъекта форм и объектов знания. Основные приложения логики — основания математики. Ориентация на приложения логики к основаниям математики определила господство антипсихологизма в философии логики 20 в. Во 2-й пол. 20 в. в связи с приложениями логики к исследованиям по искусственному интеллекту и развитием теории поиска вывода произошло возрождение психологистических идей (С. Хаак, Б. В. Бирюков, Т. Зеебом, Г. В. Сорина). Возникли концепции, сочетающие непсихологистическое обоснование логики с возможностью моделирования логикой реальности человеческого мышления (метапсихологизм).
Лит.: Брюшинкин В. Н. Логика, мышление, информация. Л., 1988; Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни 19 столетия. М., 1993; Витгенштейн Л. Логико-философский трактат, М., 1958; Гуссерль Э, Логические исследования. Пролегомены к чистой логике. СПб., 1909, т. 1; Гуссерль Э. Философия как строгая наука.— «Логос», 1911, № 1, с. 1—56; МилльДж. Cm. Система логики. СПб., 1865;
Логическое Кантоведение. Труды международного семинара. Калининград, 1998; Смирнова Е.Д. Логика и философия. М., 1996; Сорина Г. В. Логико-культурная доминанта. Очерки теории и истории психологизма и антипсихологизма в культуре. М., 1993; Фреге Г. Мысль. Логическое исследование.— В кн.: Философия, логика, язык. М., 1987, с. 18-^47; Brentano F. Psychology from an Empirical Standpoint. N.Y., 1973; FregeG. Grundgesetze der Arithmetic. Darmstadt, 1962; HaackS. Philosophy of Logics. Cambr, 1980; Kusch M. Psychologism. A case study in the sociology of philosophical knowledge. L.—N. Y, 1995; Notturno M. A. Objectivity, Rationality and the Third Realm: Justification and the Grounds of Psychologism. A study of Frege and Popper. Dordrecht—Boston—Lancaster, 1985; Perspectives on Psychologism, Ed. By Mark A. Notturno. N. Y, 1989; Rath M. Der Psychologismusstreit in der deutschen Philosophie. Freiburg—Mun., 1994; Seebohm T. Psychologism Revisited.— Phenomenology and the Formal Sciences, Ed. by Thomas M. Seebohm. Dordrecht, 1991.
В. Н. Брюшинкин
Источник: Новая философская энциклопедия
ПСИХОЛОГИЗМ (ЛОГИЧЕСКИЙ)
концепция обоснования логики, имеющая форму своеобразного редукционизма, утверждавшего, что логика представляет собой часть психологии или по крайней мере зависит от нее. Основной чертой концепции психологизма выступает следующий аргументационный ход: базовой категорией логики служит правильное мышление, само же мышление понимается как психический акт или психический процесс и является важнейшим предметом исследования в психологии, следовательно, логические формы мышления (понятия, суждения и умозаключения) должны пониматься исключительно в качестве психических феноменов, находящих свое выражение в языковой форме, а логические правила – в качестве законов психических актов мышления, сама же логика – в качестве специфической психологической дисциплины, классифицирующей мыслительные процессы. Отсюда основной задачей логики становится исследование и моделирование человеческого мышления на основе психологических методов.
Психологизм берет свое начало в английском эмпиризме и, пожалуй, в неоаристотелизме, понимаемом как логический номинализм, т. е. в концепциях, где присутствует тот или иной вариант редукции абстрактных сущностей к эмпирической первооснове. То, что психологизм смог пережить такое развитие, как это случилось прежде всего в рамках немецкой философии XIX в., без сомнения, обусловлено именно развитием психологии, которая в своем предмете касалась философской проблематики, – у Аристотеля, напр., психология была отдельной философской дисциплиной. Основателем психологизма можно считать современника Г. В . Ф . Гегеля – Я. Ф . Фриза, который излагал философию И. Канта исключительно в психологической терминологии, да так, что преобразовывал «трансцендентальное» в «психологическое». Идеи Фриза оказали влияние на развитие психиатрии (именно им введен термин «патопсихология»). В качестве главной задачи философии он рассматривал психологические исследования разума, рассудка, интеллекта, а в качестве главного метода – самонаблюдение. Аналогичную (психологистическую) критику спекулятивной философии во имя естественно-научно ориентированного мышления проводил Э. Бенке, единственно возможным основанием познания был для него только психологический опыт. Концепция Дж. Ст. Милля тоже близка к эмпирической точки зрения психологизма, так как он рассматривал логику как исследование психических процессов при выводах. Сходную точку зрения мы находим и у X. Зигварта, который видел в логике науку о технике правильного мышления. Затем им следовали В. Вундт, Б. Эрдман, Т. Липпс и др. Подчинял логику психологии и Ф. Брентано, философ, внесший значительный вклад в формирование феноменологии, в частности теории предметности. Он толковал логику как искусство суждений, где суждение – один из трех психических феноменов, наряду с представлением и ощущением (чувством), понимаемых как акции, действия. Как видно, в свое время психологизм был плодотворным философским направлением (напр., оказался непосредственной средой становления феноменологии), но позже, как и всякое утрирование, он стал препятствием для философских исследований, в т. ч . и для развития логики как отдельной научной дисциплины. Во все времена психологистической ориентации в логике резко противопоставлялась такая радикальная форма антипсихологизма, как логический объективизм (реализм вообще и платонизм в частности), среди ранних представителей которого – Б. Больцано и Р. Г. Лотце.
Однако с позиции традиционной логики критика психологизма была затруднена. Например, иногда безусловный характер предмета логики как науки об общечеловеческих законах и формах правильного мышления служит основанием его различия с предметом психологии, поскольку последняя исследует мыслительную и душевную деятельность индивида в зависимости от конкретных условий его существования. Но таким образом логика как наука все равно сводилась бы к разделу своего рода формальной психологии. Пожалуй, наиболее сильно зазвучала борьба «за» и «против» психологизма к началу прошлого столетия, когда потребовалось оформление нового воззрения на новую логику. Резкой критике психологизм был подвергнут тогда, когда работы противников психологического направления в логике, в особенности Г. Фреге, лидера логицизма, получили признание в качестве основополагающих работ в области современной (математической) логики. Любопытно, что такие протагонисты феноменологии, как А. Мейнонг и Э. Гуссерль, в начале своего философского пути были сторонниками психологизма, оба философа – Мейнонг в работе по критике номинализма (1877) и Гуссерль в своей диссертации по философии арифметики (1891) сформулировали положения о зависимости философии и математики от психологии. Позднее их психологистическая установка претерпела близкие по своему духу трансформации. Мейнонг выступил против крайностей в оценке эксперимента как метода, заявляя, что как логицизм означает смерть всякой истинной психологии, так и психологизм – смерть всякой истинной логики. Наиболее широко известна исключительно эффективная критика психологизма, представленная Гуссерлем (пожалуй, благодаря побудительной критике Фреге на упомянутую диссертацию) в его «Логических исследованиях». Психология является, согласно Гуссерлю, эмпирической наукой, которая из-за своей эмпирической и, следовательно, неопределенной природы не может быть основанием для логических законов. Логические законы обосновываются не индукцией, а «аподиктической ясностью (очевидностью)», а при психологическом обосновании логические законы откровенно проигрывают.
Однако термин «аподиктическая ясность» требует следующего комментария: в качестве критерия истины он является сугубо философской категорией, но уже у Декарта – категорией сомнительной. Тем не менее антипсихологизм в логике занял главенствующее положение, напр., в польской (Львовско-Варшавской) логической школе: «То, что называется «психологизмом» в логике, – признак упадка логики в современной философии», – писал Я. Лукасевич в работе «Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики». Однако после широкого анализа логических парадоксов, обнаруженных в основаниях классической теории множеств, программа логицизма была поставлена под сомнение, а психологизм вновь получил широкое распространение среди философов, а также среди логиков и математиков, ставших на позиции релятивизма и интуиционизма. На связи логики и психологии продолжали настаивать математики Л. Э . Я. Брауэр, А. Пуанкаре, Э. Гобло, Ф. Энрикес, Ф. Гонсент и др., психологи Г. Штеринг, Т. Циген, И. Херман, Э. Риньяно, Ж. Пиаже и др. Начиная с 30-х гг. XX в., по мере дальнейшего развития логики, психологизм постепенно теряет свое значение, а в 80-е гг. интерес к проблематике психологизма вновь возрос, но претерпел серьезное видоизменение, так как теперь он получает импульс со стороны междисциплинарных исследований по компьютерному моделированию человеческого интеллекта, а также в рамках «неформальной логики» как современной формы теории аргументации. А. Г. Кислов
Источник: История философии науки и техники.