область психологии, исследующая закономерности создания человеком нового, оригинального в науке, технике, искусстве, различных видах трудовой деятельности (Творчество). Предметом П. т. являются также творческие моменты учения и игры. П. т. в идеалистических теориях ошибочно рассматривала творчество как необъяснимое явление, доступное лишь избранным людям; отрицалась всякая роль труда или вообще к.-л. деятельности, в т. ч. и мышления; считалось, что открытие нового наступает самопроизвольно или же в итоге необъяснимой бессознательной работы. Материалистическая психология не отрицает известной роли в творческом процессе неосознаваемых действий; вместе с тем она исходит из того, что творчество в его развитых формах является результатом труда. Мотивы и цели творческой деятельности порождаются потребностями об-ва, а возможность решения той или иной творческой задачи в области науки, искусства и т. п. наступает, когда в ходе развития об-ва возникают необходимые для этого условия. Ученые, изобретатели и художники используют при этом те знания и приемы, к-рые выработаны и накоплены в процессе развития науки, техники и искусства. Однако собственно творческий момент нередко предполагает открытие нового способа, приема, метода действия, отражающего неизвестные до этого свойства и связи вещей и явлений. Творческая деятельность требует мобилизации максимума активности, знаний и способностей человека. Такая мобилизация находит свое выражение в волевом напряжении и своеобразных эмоциональных состояниях, подробно изображенных мн. писателями и философами.
ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА
ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА
Источник: Философский энциклопедический словарь
Психология творчества
область психологии, исследующая закономерности создания человеком нового, оригинального в науке, технике, искусстве, различных видах трудовой деятельности. Предметом П. т. являются также творческие моменты учения и игры. Несмотря на богатство описаний творческого процесса, П. т. мало разработана. Попытки раскрыть П. т. в теориях «интуиции», «бессознательной работы» и др. не представляют научного интереса, поскольку их авторы, идеалисты, ошибочно рассматривали творчество как необъяснимое явление, доступное лишь избранным людям. Нередко в творческом акте отрицалась всякая роль труда или вообще к.-л. деятельности, в т. ч. и мышления; считалось, что открытие нового наступает самопроизвольно или же в итоге бессознательной работы. Материалистическая психология исходит из того, что творчество в его развитых формах является результатом труда. Мотивы и цели творческой деятельности порождаются потребностями об-ва, а возможность решения той или иной творческой задачи наступает, когда в ходе развития об-ва возникают необходимые для этого условия. Ученые, изобретатели и художники используют при этом те знания и приемы, к-рые выработаны и накоплены в развитии науки, техники и искусства. Однако собственно творческий момент нередко предполагает открытие нового способа, приема, метода действия, отражающего неизвестные до этого свойства и связи вещей и явлений. Сосредоточивая все внимание на к.-л. задаче, человек обычно не может заниматься самонаблюдением, и поэтому нередко нахождение решения переживается им как нечто внезапное, хотя в действительности оно является продуктом интенсивного и весьма длительного труда. Творческая деятельность требует мобилизации максимума активности, знаний и способностей человека. Такая мобилизация находит свое выражение в волевом напряжении и своеобразных эмоциональных состояниях, подробно изображенных мн. писателями в художественной литературе.
Источник: Философский словарь. 1963