ПСИХОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА

Найдено 1 определение
ПСИХОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА
С середины ХХ в. психология представляет собой разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Правильнее говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук. Все отрасли психологической науки пронизывает общая психология, которая теоретически и экспериментально изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психики в деятельности человека и животных.
По мнению Б. С . Братуся («Общая психология» в 7 томах), она занимается «определением объекта и предмета психологической науки, разработкой методологического инструментария и системы психологических категорий, познанием общих законов функционирования и развития психики (нормального и аномального) и т. п. Возникновение общей психологии в качестве фундаментальной отрасли связывают с именем С. Л . Рубинштейна, создавшего в 1942 г. фундаментальный труд «Основы общей психологии». Рубинштейн систематизировал психологические знания и предложил методологию исследования психических явлений. Он и ввел само словосочетание «общая психология»76. Учитывая существующую дифференциацию наук (а для психологии важно выделение естественных, технических, гуманитарных, социальных, математических и медицинских), можно различные отрасли психологии соотнести с соответствующими группами наук.
С естественными науками психология связана теоретическими положениями, которые используются для обоснования закономерностей развития психики; проблемами врожденного и приобретенного, такими как механизмы наследования определенных задатков, предрасположенность к психическим заболеваниям. Из естественных наук психология связана прежде всего с проблемами физиологии, а именно физиологии высшей нервной деятельности, которая изучает механизмы формирования условных и безусловных рефлексов, раскрывает физиологические основы сенсорных систем и психических процессов. Психология, развиваясь во многом вместе с естествознанием, отражала то мировоззрение, которое определялось основными открытиями (а также господствующими принципами) в области физической картины мира. Так, «представления об атомарном строении мира привели к представлению об атомарном строении души; физические принципы экспериментирования во многом определили требования объективного подхода к психике. В некоторых психологических теориях на правах основных вошли такие понятия, как «энергия», «поле», «частица», «пространство», «порог чувствительности»77. Такую область психологической науки как психофизика выделяют немецкие исследователи Густав Теодор Фехнер и Эрнст Генрих Вебер в 30-х гг. XIX в.
К отраслям психологии, связанным с естественными науками относится достаточно много дисциплин. В частности, психофизиология, введенная В. Вундтом в конце XIX века, изучает взаимосвязь психических явлений с работой организма, с деятельностью нервной системы. Особый научный интерес в рамках психофизиологии представляет исследование физиологических механизмов деятельности мозга, в результате которых возникают психические процессы, состояния, качества человека. Физиология ВНД, основа которой была заложена И. П . Павловым в 1917 г., изучает функции высшего отдела центральной нервной системы – коры больших полушарий головного мозга, посредством которой обеспечиваются сложнейшие отношения высокоразвитого организма с окружающей внешней средой. Зоопсихология, возникшая в конце XIX в. под влиянием работ И. П. Павлова и бихевиористов, изучает формирование психических процессов у животных в онтогенезе, происхождение психики и ее развитие в процессе эволюции, а также биологические предпосылки и предысторию зарождения человеческого сознания. Психогенетика, основанная Ф. Гальтоном в 1865 г., изучает взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (когнитивных и двигательных функций, темперамента). А . А. Александров в своем труде «Психогенетика», а также такие исследователи как В. И. Трубников, И. В. Равич-Щербо подчеркивают, что «психогенетика изучает в первую очередь те психические и психофизические свойства человека, которые могут быть достоверно оценены и изучены. В частности, предметом исследования часто становится наследуемость и изменчивость: девиантных форм поведения, психических болезней, типов темперамента, типов мозговых ритмов»78. Также к естественным отраслям психологии можно отнести возрастную психологию, основа которой была заложена В. Прейером в 1882 г., которая изучает «психологические изменения человека по мере взросления, а также исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие».
Связь психологии и технических наук обусловлена тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов. Координация психологии с техническими науками важна для решения проблем инженерной психологии, возникшей в 40-е гг. XX в. У ее истоков стояли американские и английские психологи А. Чапанис, Мак-Фердан, У. Гарнер, Д. Бродбент. Данная область психологии изучает психологические закономерности взаимодействия человека и техники и пути оптимизации этого взаимодействия. Составной частью инженерной психологии является эргономика, предметом которой является трудовая деятельность человека в процессе взаимодействия с техническими системами и в условиях существенного влияния на него факторов внешней среды. Психология труда, возникшая на рубеже XIX–XX веков и связанная с такими именами, как Г. Мюнстенберг, Ф. Тейлор, Э. Штерн и др., является разновидностью инженерной психологии и эргономики.
В наше время усилились связи психологии с социальными науками. К социальным отраслям психологии можно отнести в первую очередь социальную психологию. Эта дисциплина формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. Она «изучает как массовые психические процессы, так и положение личности в группе». К наиболее известным деятелям социальной психологии можно отнести С. Милгрэма, С. Московиси, Д. Майерса, Г. Олпорта и других. Конфликтология изучает закономерности и механизмы возникновения и развития конфликтов, а также принципы и технологии управления ими. Данная область является междисциплинарной. По мнению А. Анцупова, «она расположена на стыке социологии, психологии (26,5 % данной науки в конфликтологии), философии, политических наук, искусствоведения, правоведения, военных наук, педагогики, математики, исторических наук». К этому же блоку следует отнести этнопсихологию, которая зародилась в середине XIX в. благодаря таким исследователям, как В. Вундт, М. Лацарус и Х. Штейнталь, Г. Г. Шпет и К. Д. Кавелин. Она изучает своеобразие проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей.
Примерами работ в данном направлении являются работы: Г. Триандис «Культура и социальное поведение», Ю. В. Бромлей «Очерки теории этноса», М. Мид «Культура и мир детства». Политическая психология, которая возникла в США в конце 60-х – начале 70-х гг. XX в., изучает психологические компоненты политического поведения человека, исследование которых позволяет применить психологическое знание к объяснению политики. К наиболее известным исследователям в области политической психологии относятся: Л. Я. Гозман, Е. Б . Шестопал, Д. В. Ольшанский, Л. Эдингер и другие. Психология имеет тесные связи с медициной. На основе медицины в психологии возникло достаточно много направлений. В частности, медицинская психология, основу которой заложил В. М . Бехтерев в 1885 г., которая изучает личность, индивидуальность больного человека; особенности психической деятельности, изменения ее при заболеваниях; влияние личности больного на процессы возникновения заболевания и выздоровления, а также взаимоотношения между пациентом и медицинским персоналом в ходе лечебно-реабилитационного процесса. Патопсихология, зародившаяся в 30-е гг. XX в., и связана с такими именами как Л. С . Выготский, Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн, изучает закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при болезни. Нейропсихология, основу которой заложил А. Р. Лурия в 40-е гг. XX в., изучает мозговые основы психической деятельности, или мозговую организацию психической деятельности. Девиантология, основоположником которой является Э. Дюркгейм, в 1897 г. написавший работу «Самоубийство», изучает отклоняющееся поведение. Психотерапия – раздел медицины и клинической психологии, связанный с оказанием профессиональной психологической помощи больным и относительно здоровым людям при 1) душевных расстройствах; 2) при разрешении возникающих у людей проблем и затруднений психологического характера; 3) при возникающих потребностях изменить отношение к социальному окружению и собственной личности, разрешить семейные проблемы, улучшить качество жизни. Впервые термин «психотерапия» был введен в 1872 г. английским врачом Дэниэлом Хаком Тьюком в опубликованной им книге «Иллюстрация влияния разума на тело». К отраслям психологии, связанным с гуманитарными науками – науками, которые изучают человека, относится психология личности, предметом которой является «человек, взятый в системе устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые формируются и проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его поступки и действия, регулируют и обусловливают внутренние состояния и психические процессы».
В рамках данного раздела психологии рассматриваются теории личности таких известных психологов как З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Р. Кеттелл, Г. С . Салливан и многих других. К этому блоку отраслей относится дифференциальная психология, введенная в 1900 г. У . Штерном, изучает «психологические различия, как между индивидами, так и между группами людей, объединенных по какому-либо признаку, а также причины и последствия этих различий»83. Также с гуманитарными науками связана гуманистическая психология, которая оформилась в самостоятельную отрасль в начале 60-х годов XX века. К наиболее известным представителям данного направления относятся К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл, Э. Шостром и др. Предметом изучения данного направления является «личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку».
К отраслям психологии, связанным с математическими науками можно отнести математическую психологию как «направление в психологии, разрабатывающее формальный (математический) аппарат, пригодный для адекватного описания и моделирования объектов, обладающих психическими свойствами»85. Термин «математическая психология» вошел в употребление в 1963 г. Первыми психологическими работами, в которых авторы применяли количественные математические методы анализа психических явлений, были работы Г. Т . Фехнера (1860), Г. Эббингауза (1885). С математическими науками связано такое направление в психологии, как психометрика, которая изучает теоретические и методологические проблемы психологических измерений. Понятие «психометрии» впервые было использовано в первой половине XVII в. немецким философом Х. Вольфом. «Отцом психометрики» принято считать Ф. Гальтона. Также к математическим отраслям психологии можно отнести психофизику и экспериментальную психологию. Важно отметить что «фундаментом» всей системы психологических наук является философия, так как именно из нее психология сформировалась. И. Ю. Костюк

Источник: История философии науки и техники.