ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА
от греч. psyche — душа и iogos — учение, наука) — отрасль психологической науки, исследующая как свойства и состояния личности, к-рые обусловливают создание и восприятие ею худож. ценностей, так и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. П. и. развивалась, преодолевая воздействие, с одной стороны, психологизма (в Германии — В. Вундт, в России — Д. Н. Овсянико-Куликовский и др. последователи Потебни), выводившего форму худож. произв. и их содержание из особенностей индивидуального сознания, а с др.— антипсихологнзма (формальной школы структурализма), отвергающего зависимость этих произв. от психической активности субъекта, Совр. П. и. исходит из представления о первичности иск-ва как особой исторически развивающейся системы по отношению к индивидуально-личностным свойствам творящих ее людей, изучая роль этих свойств в построении и функционировании этой системы. Используя конкретно-научные методы (наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, интервьюирование, биографический метод и др.), П. и. исследует процессы худож. творчества под углом зрения реализации в них способностей и характера личности, ее интеллекта и эмоций, мотивационных факторов, межличностных отношений. Поскольку в иск-ве человек духовно-практически осваивает мир посредством худож. образов, П. и. выявляет механизмы их формирования, отправляясь от опыта познания человеком действительности в системе др. элементов культуры (языка, представлений, понятий и др.), с тем чтобы проследить закономерности преобразования этого опыта с целью порождения худож. творений. Своеобразие работы мысли в этих условиях раскрывается при ее сравнении с оперированием субъектом теми чувственными и умственными образами, к-рые организуют его поведение вне сферы иск-ва. Такое сравнение позволяет объяснить уникальность актов худож. познания, их отличие от др. форм отображения действительности. Для построения худож. образа используются заданные социально-историческим развитием культуры знаковые средства (речевые, визуальные, звуковые и др.), овладение к-рыми требует особых способностей, умений, навыков, выявляемых П. и. Применяя знаковые средства, личность создает произв. иск-ва, к-рое зарождается в структуре ее психики в виде замысла, предвосхищающего будущее творение. Изучение переживаний и состояний личности (в частности, такого состояния, как вдохновение) на пути от замысла через различные пробы и варианты к итоговому результату позволяет проанализировать процессы в «мастерской художника» и тем самым пролить свет на роль личностного фактора в становлении эстетических ценностей, исходящих из этой «мастерской» в независимый от индивида мир иск-ва. Эстетические ценности продуцируются целостной личностью художника в единстве ее сознания и неосознаваемых психических проявлений. Специфика испытываемых личностью в процессе худож. творчества состояний дала повод для их различных иррационалистических трактовок, противопоставляющих осознанное постижение действительности особому «откровению», сверхъестественному прозрению и т. п. Данные П. и., свидетельствуя о неправомерности попыток усматривать в продуктах иск-ва эффект действия подспудных духовных сил, непостижимых для рационального и опытного познания, показывают вместе с тем важное значение эстетической интуиции и особых эмоциональных способов постижения художником действительности, в частности в виде эмпа-тии. Изучение переживаний, сопряженных с созданием и восприятием иск-ва, уже в древности выявило ключевую роль феномена катарсиса. Этот феномен позволил, во-первых, отграничить повседневные «житейские» чувства от эмоциональных потрясений, к-рые вызывает общение с произв. иск-ва; во вторых, обнажить внутреннее родство между психологией их создателя и тех, кто их воспринимает; в-третьих, указать на их воздействие на личность не только в плане худож. познания ею реальности, но также и преобразования глубинных оснований ее отношений к этой реальности, к др. людям и самой себе. Эти аспекты определили осн. проблемы П. и.: изучение специфических характеристик образно-эмоционального строя личности, создаваемых ее включенностью в процессы порождения и восприятия эстетических ценностей, анализ худож. восприятия как формы сотворчества в различные периоды развития индивида и у различных контин-гентов зрителей (реципиентов), воздействие иск-ва на ценностные ориентации и мотивацию поведения субъекта, его мировоззрение. В советской П. первую программу разработки этой области знания изложил Выготский.

Источник: Эстетика: Словарь

ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА
исследовательское направление, изучающее свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие произведений искусства, социально-психологические основы художественного процесса. П.и. сложилась как относительно самостоятельная область науки в кон. 19 в. В рамках т.н. социотропной (фундаментальной) и биотропной (прикладной, экспериментальной) П.и. изучаются формы участия сознания, эмоций, воли, памяти, воображения, интуиции, врожденных и приобретенных способностей в актах художественного творчества и художественного восприятия. Первые специальные работы по П.и. сразу же обнаружили свой междисциплинарный характер. Не все школы и направления психологической науки в равной мере занимаются разработкой проблем П.и. Особое значение для эстетико-психологического анализа имеют, как минимум, три направления. Ассоциативная психология изучает способы соединения представлений по определенным правилам и выявляет механизмы художественного восприятия, принципы организации и взаимодействия образной системы художественного текста. Гештальтпсихология исследует природу психики человека с позиций теории целостности. Выявление единства действия осознаваемых и безотчетных стимулов, типов личностей и темпераментов напрямую способствует изучению психологического своеобразия фигуры художника. И, наконец, чрезвычайную важность представляет теория бессознательного, проливающая свет на малоизученные процессы художественного творчества и художественного восприятия. В разработку этой теории весомый вклад внесла психоаналитическая школа. Обращают на себя внимание разные трактовки роли бессознательного в художественном творчестве, представленные в концепциях 3. Фрейда и К.Г. Юнга. Усилия Фрейда могут быть истолкованы как действия ученого-рационалиста, стремившегося выявить границы и превращенные
формы действия подсознательного с тем, чтобы научить человека управлять этим подсознательным, т.е. обуздать его, заставить подсознательное действовать в интересах сознания. Напротив, вся система размышлений Юнга показывает, что в бессознательном он видит самоценную часть внутреннего мира человека. Доверие к бессознательному — это доверие к глубинным основам жизни, которыми наделен каждый человек. Фрейд полагал, что невроз — помеха полноценной жизни, то, от чего следует избавляться. Счастливый человек, по мысли Фрейда, не фантазирует, невротик — фантазирует всегда, поскольку не вполне способен “легально” реализовать свои желания. Др. позицию занимает Юнг, считавший, что невротическое состояние в определенной мере творчески продуктивно, оно является уделом художника: “Относительная неприспособленность есть по-настоящему его преимущество, оно помогает ему держаться в стороне от протоптанного тракта, следовать душевному влечению и обретать то, чего другие были лишены, сами того не подозревая”. Большая сила неосознанных внутренних влечений, нереализованных порывов есть обещание и предпосылка творческого акта. Т.о., Юнг настаивал на том, что не следует искоренять бессознательное, оно способно дополнять сознание и плодотворно с ним сотрудничать. На этом выводе Юнга были основаны многие последующие психологические теории искусства, а также сама художественная практика: творчество Пруста, Джойса, Дали, Лоурен-са, Вулф, Магритта, которым юнгианские положения дали сильный импульс и помогли сформулировать их собственные творческие манифесты. Современные исследования психологии творчества отмечены особым вниманием к таким его механизмам, как интенция и мотивация.
Большой массив психологических исследований посвящен изучению проблем художественного восприятия. В этой сфере выделяются работы Т. Липпса (“теория вчувствования”), который интерпретировал феномен художественного наслаждения как “объективированное самонаслаждение”. Воздействие произведения, по его мнению, впрямую зависит от умения и возможности преобразовать полученные импульсы в собственное интимное переживание. Основополагающую роль при этом играют индивидуальные воображение и фантазия, способные создавать в вымысле “идеально возможную и полную жизнь”. Липпс стремился выявить необходимый “минимум” зависимости восприятия от объекта, отмечая элементарные влияния, оказываемые пространственными композициями разного типа в архитектуре, изобразительном искусстве, сценографии: мы поднимаемся вместе с высокой линией и падаем вместе с опускающейся вниз, сгибаемся вместе с кругом и чувствуем опору, воспринимая лежащий прямоугольник. И тем не менее иконографическая сторона произведения искусства не способна быть определяющим фактором восприятия. Вчувствова-
ние — это не познание объекта (произведения искусства), а своеобразный катарсис, дающий ощущение самоценности личностной деятельности. Обращает на себя внимание известная близость теории художественного восприятия Липпса учению И. Канта: по мнению обоих, художественно-ценное зависит не от объекта, а от духовного потенциала субъекта, его способности “разжечь” в самом себе волнение и безграничную чувствительность. Широкую известность за пределами психологии получили также теории художественного восприятия А. Потебни, А. Весе-ловского, Л. Выготского.
Специальный раздел современной П.и. — историческая психология — на основе анализа исторической панорамы произведений искусства ставит целью изучение и воссоздание форм психической пластичности человека в истории.
О Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968; Арнау-дов М. Психология литературного творчества. М., 1970;Арн-хейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974; Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995; Кривцун О.А. Эстетика как психология искусства. М., 1996; Он же. Историческая психология и история искусств. М., 1997; Юнг К., Ной-ман Э. Психоанализ и искусство. М., 1996.
О.А. Кривцун

Источник: Философия: энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
158.27 кб

Задачи психологии искусства

Ананьев Б. Г.
Борис Герасимович Ананьев (1907-1972) крупнейший психолог, основоположник современного комплексного подхода к изучению важнейших проблем человековедения. Созданная им теория человека получила огромную популярность в мировой науке.
Читать PDF
384.61 кб

Психологические подходы к литературе и искусству

Кирнозе З. И.
В статье рассматриваются психологические подходы к литературе и искусству.
Читать PDF
189.09 кб

Психологические аспекты анализа произведений искусства

Артамонов Денис Геннадьевич
В статье рассматриваются особенности теоретических направлений психологических исследований произведений искусства.
Читать PDF
188.36 кб

Проблематика психологии творчества в театральном искусстве

Оганов Арнольд Арамович
В статье обосновывается значимость психологической теории при рассмотрении природы театрального искусства, игры актера.
Читать PDF
238.14 кб

Психологические факторы искусственного прерывания беременности

Петрова Н. Н.
Целью исследования явилось изучение психологических факторов, влияющих на искусственное прерывание беременности. На примере 45 обследованных женщин показано преобладание абортов, производимых без медицинских показаний.
Читать PDF
721.15 кб

Искусство: основные понятия аналитической психологии К. Г. Юнга

Михина М.В.
В современном мире увеличиваются потоки разнообразной информации, и чтобы ее количество постепенно перешло в качество предлагается начать с психологических исследований творческой деятельности и искусства.
Читать PDF
499.14 кб

Интеграция арт-педагогики и арт-психологии в музыкальном искусстве

Степанова Мария Владимировна
Настоящая статья исследует такие проявления арт-психологии, как арт-метод музыкального содержания и активное восприятие музыки, раскрывает их взаимосвязь в процессе развития и становления всесторонне развитой личности в ее педагог
Читать PDF
84.89 кб

К проблеме психологии образа незрячего в изобразительном искусстве

Сорокин Виктор Михайлович
В статье представлен психологический анализ содержания образа незрячего человека в живописи и в скульптуре. Анализируется образ слепого на картине М. В. Нестерова «На Руси».
Читать PDF
131.44 кб

Феноменология визуальных образов в психологии изобразительного искусства

Лебедев Андрей Андреевич
Проводится исследование феноменологии визуальных образов в изобразительном искусстве. Практические методы изобразительного искусства объясняются с позиций психологии.
Читать PDF
129.21 кб

СООТНОШЕНИЕ НАУКИ, РЕЛИГИИ И ИСКУССТВА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА

Агапов Валерий Сергеевич
Актуализируется проблема синтеза логического и внелогического в психологическом познании человека. Раскрыты методологические аспекты соотношения науки, религии и искусства в психологической науке и практике.
Читать PDF
117.84 кб

СООТНОШЕНИЕ НАУКИ, РЕЛИГИИ И ИСКУССТВА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА

Агапов Валерий Сергеевич
Актуализируется проблема синтеза логического и внелогического в психологическом познании человека. Раскрыты методологические аспекты соотношения науки, религии и искусства в психологической науке и практике.
Читать PDF
1.02 мб

Одаренность в сфере музыкального искусства в контексте психологического знания

Мильчарек Н. А.
В статье рассмотрены основные подходы к проблеме одаренности в музыкальном искусстве, представленные как в отечественной, так и в западной психологии.
Читать PDF
438.34 кб

Роль искусства в формировании образа профессионала (на примере профессии «Психолог»)

Белобрыкина Ольга Альфонсовна
Анализируется роль искусства в формировании образа профессионала. Отмечается дискуссионность проблемы профессиональной компетентности психологов в современных социокультурных условиях.
Читать PDF
570.03 кб

Моделирование психологического теста с помощью аппарата искусственных нейронных сетей

Арзамасцев А. А., Зенкоеа Н. А.
A model of L.A. Yovaishi's psychological test is developed with the aid of the apparatus of artificial neuron nets (ANNs). The application of the model allows determining the inner structure of the test.
Читать PDF
133.57 кб

Проблема психологического анализа искусства в гуманитарной науке на стыке 19-20 веков

Бобылев Е.Л.
В статье представлен анализ специфики различных подходов к изучению искусства. Сравнивается изучение искусства с философских, эстетических, литературоведческих и психологических позиций.