ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Найдено 1 определение
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
систематическое применение тестов для количественного измерения психофизических показателей способностей, а также для прогноза психологических проявлений. Тест представляет собой способ получения отклика, по которому можно судить о поведении индивида в др. ситуациях. Тесты подразделяются на три осн. категории. Тесты способностей и тесты интеллекта (определение коэффициента интеллекта) применяются для определения будущих возможностей и успехов в обучении и рассуждениях. Вторая категория - тесты достижений - оценивают достигнутый уровень академических или интеллектуальных возможностей. Школьные экзамены, количественно измеряющие знания ученика, также входят в эту группу. Третьей осн. категорией являются тесты личности. Они часто используются в клинической психологии и психиатрии для диагностики психических нарушений. Следует учитывать, что при психологическом тестировании психологические характеристики и интеллект не поддаются прямому измерению и их оценки должны выводиться из поведенческих проявлений. Необходимость делать выводы является компонентом любого психологического тестирования. Главным критерием ценности любого теста является его валидность, т.е. степень точности измерения того показателя, который исследуется с его помощью. Эмпирическая, или предсказательная, валидность теста определяется с помощью сравнения его результатов с поведенческими показателями испытуемого в соответствующих ситуациях. Наибольшие трудности представляет валидизация тестов личности. Любое предполагаемое личностное качество, лежащее в основе поведения индивида, называется конструктом. Если испытуемые, имеющие высокие и низкие показатели при тестировании данного конструкта, по-разному ведут себя в сходных ситуациях, то тест обладает конструктной валидностью. Тесты также оцениваются по их надежности: тест считается надежным, если результаты, показанные испытуемым при повторениях тестирования, оказываются сходными. Надежность может зависеть от исследователя, оценивающего выполнение теста, время проведения тестирования, несоответствие содержания теста исследуемой области. Методики и категории тестирования различны. Открытые тесты, предполагающие широкий диапазон возможных ответов, типичным примером которых является тест-эссе, дают испытуемому больше свободы. К таковым относятся проективные тесты, где интерпретируются ответы испытуемых на неоднозначные стимулы. Закрытый тест, предполагающий единственный набор правильных ответов, как и тест с выбором ответов из заранее определенных вариантов, считается полностью объективным. Тесты, требующие короткого или однословного заполнения пропуска в предложении, сочетают элементы открытых и закрытых тестов. Поведенческие тесты (напр., для определения координации движений в раннем детстве) требуют от испытуемого др. форм активности. Скорость и сила (способность достигать результата независимо от времени) представляют собой факторы, учитываемые при составлении тестов; в большинстве случаев требуется их сочетание. Др. типы тестирования - метод шкалирования, при котором значения стимула расположены на линейной (прямой) шкале, где отражаются, напр., установки, оценки качества, предпочтения, уровни признаков или свойств; метод наблюдения психолога за испытуемым в лишенных сценария драмах, называемых социодрамами, или психодрамами, что дает возможность судить о личностных характеристиках; метод применения стандартизованных тестов, которые дают возможность сравнения реакции испытуемого с нормой. Разнообразные тесты были разработаны для выделения и измерения различных качеств интеллекта. Англ, психолог Чарлз Э. Спирмен предложил теорию единственного общего фактора интеллекта, лежащего в основе всех умственных действий. Джой Пол Гилфорд, напротив, создал модель, включающую 120 различных факторов интеллекта. Индивидуальные показатели по некоторым подобным тестам широко используются в целях профессиональной ориентации, отбора персонала и определения его профессиональной пригодности. См. также Глубинная психология, Ассоциативный тест.

Источник: Философский энциклопедический словарь



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Психологическое тестирование: испытание на профессионализм?

А.Панасюк
Статья перепечатана полностью из журнала "Российская юстиция", 1996, №3
Читать PDF
0.00 байт

Психологическое тестирование: системный анализ аудиограмм вопросов и ответов

Руцкий Дмитрий Алексеевич, Урываев Юрий Викторович
Апробирован способ системного анализа аудиограмм ответов на подаваемые через наушники вопросы анкеты САН, состоящей из 3 шкал (самочувствие, активность, настроение), у 36 молодых здоровых студентов.
Читать PDF
0.00 байт

Современные технологии и проблема объективности психологического тестирования

Ушаков Дмитрий Викторович
Сегодня у тестируемого, например, в ситуации отбора существует немало способов уйти от объективной оценки: опросники часто понятны в своей направленности, а заданные тесты, имеющие 1-2 варианта, можно найти в магазине или Интернет
Читать PDF
0.00 байт

Психологическое тестирование и право личности на собственный вариант развития

Холодная Марина Александровна
Рассматриваются проблемы психодиагностики интеллектуальных возможностей личности.
Читать PDF
0.00 байт

Информационно-измерительные аспекты психологического тестирования на компьютере

Иванов С. В.
В статье представлены исследования психологических особенностей человека. На современном этапе науки очень важно корректно использовать информационно-измерительное программно-алгоритмическое обеспечение.
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы организации и проведения психологического опроса и тестирования в Интернет

Чучкова Галина Сергеевная
Анализируются особенности организации и проведения опросов и психологического тестирования он-лайн.
Читать PDF
0.00 байт

Организация компьютерного психологического тестирования в медицинских информационных системах

Берестнева Ольга Григорьевна, Шаропин Константин Александрович, Старикова Анастасия Викторовна
В статье рассмотрены вопросы организации компьютерного психодиагностического тестирования в медицинских информационных системах.
Читать PDF
0.00 байт

Взаимосвязь психологического тестирования когнитивных функций и успешности переучивания летного сост

Штыкалева Татьяна Владимировна
В статье отражены результаты исследования взаимосвязи тестирования психологических процессов с успешностью переучивания летного состава на новую технику.
Читать PDF
0.00 байт

Диагностическая значимость психологического тестирования больных патологической извитостью сонной ар

Михеева Ольга Олеговна, Киселев Владимир Дмитриевич, Филатова Ольга Викторовна, Варкентин Надежда Яковлевна, Хорев Николай Германович
Проведено изучение показателей, характеризующих психологический статус больных с деформациями внутренней сонной артерии. Установлена динамика межполушарных отношений.
Читать PDF
0.00 байт

Результаты психологического тестирования учащихся с целью формирования персонифицированных моделей о

Рябинова Е. Н., Титов Б. А.
Процедура создания персонифицированных моделей требует предварительного тестирования учащихся по целому ряду признаков, определяющих фактическую способность учащихся усваивать учебный материал.
Читать PDF
0.00 байт

Автоматизированная система психологического тестирования учащихся средних и высших учебных заведений

Белов Сергей Валерьевич, Техтилова Алиса Валентиновна
При подборе тестов и разработке алгоритмов предложений автоматизированной системы учитывались психологические показатели, полученные совместно с сотрудниками Астраханского государственного медицинского университета.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности использования тестирования как метода психологического исследования личности сотрудника

А. Т. Токомбаева
В статье подчеркивается, что метод тестирования является вспомогательным, а не основным методом психологического исследования личности.
Читать PDF
0.00 байт

Результаты психологического тестирования здоровых молодых мужчин и женщин из семей с отягощенным по

Бехбудова Д.А.
Настоящее исследование посвящено изучению частоты встречаемости поведения типа А и высоких уровней нейро-тизма в группах здоровых молодых мужчин и женщин из семей с отягощенным по ишемической болезни сердца (ИБС) и сахарному диабе
Читать PDF
0.00 байт

Применение методов тестирования дистресса для диагностики состояния психологического здоровья спортс

Алёшичева Анна Васильевна, Самойлов Николай Григорьевич
Целью настоящей работы была эмпирическая проверка возможности применения методов тестирования дистресса способом самоотчёта (SCL-90) и Я-структурного теста Аммона (ISTA) для диагностики состояния психологического здоровья спортсме
Читать PDF
0.00 байт

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ТЕСТИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ДОНСКОГО ГОСУДАРСТВЕН

Гриненко М.А., Орловский В.В., Богданова Н.Ю.
В статье рассматриваются возможности автоматизированной системы, специально созданной для тестирования психологической устойчивости студентов ДГТУ, обучающихся на военной кафедре опорного вуза.