ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ
ПАРАЛЛЕЛИЗМ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ
одно из истолкований психофиз. проблемы, согл. к-рому псих. и физ. (физиол.) — это два самост. ряда процессов, неотделимых друг от друга, коррелирующих, но не связанных между собой отношениями причины и следствия. Эта концепция выдвигалась и в системе материалистических (Д.Гартли, Г.Бен и др.), и в системе идеалистических взглядов на психику (Н.Мальбранш, Г.В.Лейбниц, В.Вундт и др.). Для материалистических направлений П.п. означал неотделимость сознания от мозга, для идеалистических — независимость сознания от материальных воздействий, его подчиненность особой псих. причинности. Н.Д.Наумов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ПАРАЛЛЕЛИЗМ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ
дуалистическое решение проблемы отношения сознания и тела. Согласно этому решению, процессы, происходящие в мышлении и бытии (психические и физические процессы), строго соответствуют друг другу и во времени, и в содержании, но совершенно не взаимодействуют между собой. Термин “параллелизм” был введен Т.Г. Фехнером, отстаивавшим принцип строгой, математически вычисляемой зависимости между психическими и физическими явлениями и выдвинувшим идею “психофизики” как науки о закономерном соотношении между ними. Сама идея такого параллелизма была выдвинута Б. Спинозой в его “Этике”; эту идею разделяли Г.В. Лейбниц, Ф.В.И. Шеллинг, А. Шопенгауэр и др. Часто П.п. понимают просто как методическое правило, требующее связывать психологическое исследование явлений сознания как таковых с физиологическим анализом и достигать благодаря этому двустороннего рассмотрения.
Источник: Философия: энциклопедический словарь
ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ
в философии нового времени впервые представленный окказионализмом (Мальбранш, А. Гейлинкс) вариант “решения” т. наз. психофизической проблемы, неизбежно встающей при механистическом противопоставлении бесплотной души протяженному телу (Декарт). Сторонники П. п. (Вундт, Т. Липпс, Г. Эббингауз, Э. Титченер, Т. Рибо и др.), следуя логике механицизма и поэтому почти дословно воспроизводя аргументацию окказионалистов, рассматривают психическое и физиологическое как самостоятельные, независимые друг от друга, параллельно идущие причинно-следственные ряды. П. п., как правило, дополняется теорией психофизического взаимодействия (О. Кюльпе и др.). Здесь, как и в вульгарно-материалистической концепции, порочен сам принцип соотнесения идеального содержания психики с физиологией. Физиологические процессы — необходимый, но далеко не достаточный механизм обеспечения подлинно человеческой жизнедеятельности. К тому же не они определяют содержание психических процессов. Возможная лишь в общении, жизнедеятельность человека включает в себя и психическую деятельность (психику, душу, сознание) и в то же время составляет содержание последней. Поэтому душу (психическое) надо противопоставлять не телу (физиологическому), а рассматривать в соотношении с предметным миром человеческой деятельности. П. п. в конечном счете, с необходимостью приходит к идеалистическим выводам в духе психосоматики.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Психофизический параллелизм
направление в буржуазной психологии, дуалистически (дуализм) решающее вопрос о соотношении психического как идеального и физиологического, или физического, как материального. Сторонники П. п. (В. Вундт, Т. Липпс, Г. Эббингауз, Э. Б. Титченер, Т. Рибо и др.) рассматривают психическое и физиологическое как самостоятельные, независимые друг от друга, параллельно идущие причинно-следственные ряды- Но т. к. телесные повреждения, напр., сказываются на состоянии психики, а смысловое содержание психических процессов изменяет течение процессов физиологических, то П. п., как правило, дополняется теорией психофизического взаимодействия (Л. Буссе, К. Штумпер, О. Кюльпе и др.), согласно к-рой психическое и физиологическое постоянно оказывают влияние друг на друга. Здесь, как и в вульгарно-материалистической концепции, порочен сам принцип соотнесения идеального содержания психики с физиологией. В действительности содержание психических процессов причинно определено объективным миром и его практико-теоретическим освоением. Физиологические процессы — необходимый материальный механизм, обеспечивающий жизнедеятельность и все общественные функции человека, в т. ч. и процесс познания, отражения. Но сама по себе физиология не определяет содержания психических процессов. Поэтому гносеологически психическое надо противопоставлять не физиологическому механизму отражения, а тому, что отражается. П. п. в конечном счете с необходимостью приходит к идеалистическим выводам в духе психосоматики.
Источник: Философский словарь. 1963
ПАРАЛЛЕЛИЗМ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ
(Parallelismus, psychophysischer) — выдвигаемая рядом философов (Спиноза, Лейбниц, Шеллинг, Шопенгауэр, Фехнер) теория об отношении мышления и бытия, психического и физического, согласно которой процессы, происходящие в мышлении и бытии, строго соответствуют друг другу и со стороны материального содержания и во времени, однако совершенно не взаимодействуют: «Оба вида процессов параллельны друг другу, а не взаимодействуют друг с другом» (Паул ьсен). В. Вундт говорит, что «все содержание опыта, принадлежащее одновременно и опосредствованному естественно-научному и непосредственному психологическому способам рассмотрения, находится в таком отношении, что любому элементарному явлению из психической сферы соответствует аналогичный физический процесс». В этом смысле, т. е. просто утверждая, но не желая объяснять, Риль и представители старой психологии понимают под психофизическим параллелизмом только «методическое правило, которое учит нас связывать психологическое исследование явлений сознания как таковых с физиологическим анализом сопутствующих им телесных отправлений и достигать благодаря этому двустороннего рассмотрения». См. также Души и тела проблема.
R. Reininger. Das psychophys. Problem, 1916; H. Driesch. Leib u. Seele, 1923; A. Wenzl. Das Leib-Seele-Problem, 1933; H. Conrad-Martius. Bios u. Psyché, 1949; O. SchulzeWegener. Der Leib-Seele-Zusammenhang, 1967; G. Pohlenz. Das parallelist. Fehlverstândnis des Physikers u. des Psychologen, 1977; M. Carrier, J. MittelstraB. Geist, Gehim, Verhalten, 1989.
R. Reininger. Das psychophys. Problem, 1916; H. Driesch. Leib u. Seele, 1923; A. Wenzl. Das Leib-Seele-Problem, 1933; H. Conrad-Martius. Bios u. Psyché, 1949; O. SchulzeWegener. Der Leib-Seele-Zusammenhang, 1967; G. Pohlenz. Das parallelist. Fehlverstândnis des Physikers u. des Psychologen, 1977; M. Carrier, J. MittelstraB. Geist, Gehim, Verhalten, 1989.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ
один из способов решения психофизической проблемы, исходящий из невозможности причинного взаимодействия между психич. и физиологич. процессами. Зарождение П. п. относится к эпохе утверждения механистич. взгляда на природу (17 в.). В борьбе с дуализмом Декарта Спиноза утверждал, что "ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определять тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому..." (Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 457). Однако истинными родоначальниками П. п. являются окказионалисты (Мальбранш) и Лейбниц, считавшие, что взаимодействие между душой и телом невозможно из-за их абс. гетерогенности. Новый вариант П. п. представил в 18 в. материалистич. ассоцианизм Гартли и его последователей, к-рые полагали, что психич. явления соединяются параллельно вибрациям в нервном субстрате. Поскольку эти вибрации в свою очередь ставились в причинную зависимость от воздействия внешних физич. тел, психическое трактовалось как производное от материального. В середине 19 в. П. п. становится господствующей доктриной под влиянием открытия закона сохранения и превращения энергии, укрепившего взгляд на материальный мир как замкнутое каузальное целое. В этот период мн. философы и психологи приходят к т. зр., что сознание неотделимо от тела, но в казуальном отношении с ним не находится. Среди сторонников этой т. зр. имелись как материалисты, так и идеалисты. П. п. потерял кредит в связи с успехами эволюц. биологии и психологии, теоретически и экспериментально доказавшими важную роль психич. компонентов в регуляции и прогрессе жизнедеятельности. В 20 в. П. п. попыталась возродить гештальтпсихология, к-рая описывала психич. явления (гештальты) в виде структур, взаимнооднозначно соответствующих нервным структурам, но причинно не связанных с ними. Лит. см. при ст. Психофизическая проблема. М. Ярошевский. Ленинград.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ПАРАЛЛЕЛИЗМ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ
система представлений, согласно которой психические и физические процессы являются связанными так, что всякое изменение в одном из них непосредственно (непричинно) отражается в другом. Возникновение психофизического параллелизма обязано идеям Б. Спинозы, Г. В. Лейбница и др. философов и ученых.
Отрицая причинную связь между психическими и физическими процессами, психофизический параллелизм допускает наличие между ними непричинной корреляции. Возникает вопрос: как возможна непричинная корреляция? Один из первых ответов на этот вопрос дал Лейбниц в своем учении о «предустановленной гармонии». С точки зрения Лейбница, Бог синхронизировал психические и физические процессы в момент создания мира. Однако, описывая физические процессы и состояния, мы допускаем, что события, имеющие место «позже», могут получить объяснение в терминах событий, имевших место «раньше». Возникает вопрос: можем ли мы сказать то же самое и относительно психических событий? С точки зрения «синхронного» подхода должно быть одно однозначное соответствие, согласно которому с любым физическим событием может быть сопоставлено некоторое психическое событие. Р. Декарт полагал, что разум всегда мыслит, следовательно, такое соответствие всегда должно иметь место. В противном случае для обоснования такого соответствия необходимо привлекать концепцию панпсихизма.
С точки зрения «асинхронного» подхода нам не нужно допускать, что разум всегда мыслит, но следует допустить, что он функционирует как бы в изолированной системе, где все последующие состояния и события объяснимы в предыдущих состояниях и событиях. Однако обе версии «психофизического параллелизма» не являются удовлетворительными, поскольку противоречат фактам реальности: во-первых, разум не всегда мыслит (напр., в состоянии комы или глубокого сна), поэтому непонятно, что могут поставить в соответствие этим психическим состояниям в физическом мире сторонники «синхронного» подхода; во-вторых, разум не является изолированной системой, поэтому «асинхронный» подход также не дает удовлетворительного объяснения устойчивой корреляции.
Идеи психофизического параллелизма содержательно близки т. н. двухаспектной теории (double-aspect theory). Ее возникновение связывается со взглядами Спинозы, согласно которому психическое и физическое суть просто различные «аспекты» того, что внутри самого себя неразличимо. Основная трудность данного подхода связана с необходимостью дать удовлетворительный ответ на вопрос: что является основой, объединяющей многие аспекты? Для Спинозы это была «обожествленная природа». Современные философы (П. Ф. Стросон и др.) в качестве такой основы называют «личность». По их мнению, «личность» есть такой тип реальности, который в одинаковой степени приложим как к физическим процессам и событиям, так и к психическим.
Психофизический параллелизм через непричинную корреляцию имеет приложение и в современном естествознании. Так, парадоксы квантовой механики некоторыми авторами (Д. Бом и др.) напрямую связываются с существованием особого псиполя, которое и обеспечивает специфическое поведение элементарных частиц. Классическим примером непричинной корреляции в физике может служить ЭПР-парадокс. Некоторые космологи (А. Линде и др.) склонны интерпретировать антропный космологический принцип не как следствие «телеологической программы», заложенной Богом во Вселенную, а как следствие непричинной корреляции. Слабым местом данного подхода является необходимость дать рациональное объяснение основания самой непричинной корреляции, не прибегая к помощи «предустановленной гармонии».
Лит.: Лейбниц Г. В. Новая система природы и общения между субстанциями, а также о связи, существующей между душою и телом.— В кн.: Сочинения в 4 т., т. 1. М., 1982; Hoffding H. The Problems of Philosophy N. Y, 1905.
A. H. Павленко
Отрицая причинную связь между психическими и физическими процессами, психофизический параллелизм допускает наличие между ними непричинной корреляции. Возникает вопрос: как возможна непричинная корреляция? Один из первых ответов на этот вопрос дал Лейбниц в своем учении о «предустановленной гармонии». С точки зрения Лейбница, Бог синхронизировал психические и физические процессы в момент создания мира. Однако, описывая физические процессы и состояния, мы допускаем, что события, имеющие место «позже», могут получить объяснение в терминах событий, имевших место «раньше». Возникает вопрос: можем ли мы сказать то же самое и относительно психических событий? С точки зрения «синхронного» подхода должно быть одно однозначное соответствие, согласно которому с любым физическим событием может быть сопоставлено некоторое психическое событие. Р. Декарт полагал, что разум всегда мыслит, следовательно, такое соответствие всегда должно иметь место. В противном случае для обоснования такого соответствия необходимо привлекать концепцию панпсихизма.
С точки зрения «асинхронного» подхода нам не нужно допускать, что разум всегда мыслит, но следует допустить, что он функционирует как бы в изолированной системе, где все последующие состояния и события объяснимы в предыдущих состояниях и событиях. Однако обе версии «психофизического параллелизма» не являются удовлетворительными, поскольку противоречат фактам реальности: во-первых, разум не всегда мыслит (напр., в состоянии комы или глубокого сна), поэтому непонятно, что могут поставить в соответствие этим психическим состояниям в физическом мире сторонники «синхронного» подхода; во-вторых, разум не является изолированной системой, поэтому «асинхронный» подход также не дает удовлетворительного объяснения устойчивой корреляции.
Идеи психофизического параллелизма содержательно близки т. н. двухаспектной теории (double-aspect theory). Ее возникновение связывается со взглядами Спинозы, согласно которому психическое и физическое суть просто различные «аспекты» того, что внутри самого себя неразличимо. Основная трудность данного подхода связана с необходимостью дать удовлетворительный ответ на вопрос: что является основой, объединяющей многие аспекты? Для Спинозы это была «обожествленная природа». Современные философы (П. Ф. Стросон и др.) в качестве такой основы называют «личность». По их мнению, «личность» есть такой тип реальности, который в одинаковой степени приложим как к физическим процессам и событиям, так и к психическим.
Психофизический параллелизм через непричинную корреляцию имеет приложение и в современном естествознании. Так, парадоксы квантовой механики некоторыми авторами (Д. Бом и др.) напрямую связываются с существованием особого псиполя, которое и обеспечивает специфическое поведение элементарных частиц. Классическим примером непричинной корреляции в физике может служить ЭПР-парадокс. Некоторые космологи (А. Линде и др.) склонны интерпретировать антропный космологический принцип не как следствие «телеологической программы», заложенной Богом во Вселенную, а как следствие непричинной корреляции. Слабым местом данного подхода является необходимость дать рациональное объяснение основания самой непричинной корреляции, не прибегая к помощи «предустановленной гармонии».
Лит.: Лейбниц Г. В. Новая система природы и общения между субстанциями, а также о связи, существующей между душою и телом.— В кн.: Сочинения в 4 т., т. 1. М., 1982; Hoffding H. The Problems of Philosophy N. Y, 1905.
A. H. Павленко
Источник: Новая философская энциклопедия