(Imprecatory Psalms). Псалмы, в крых содержатся проклятия по чьемулибо адресу (напр., Пс 5:11; 9:36; 54:16; 108:9 и т.д.). Надо ли их включать в христианское Св. Писание? Здесь важны две вещи. Вопервых, в НЗ тоже можно найти проклятия, в т.ч. исходящие от самого Господа (напр., Мф 23:13 и дал.), и апостольские анафематствования (Гал 1:8 и дал.; ср. Откр 6:10; 18:20). Вовторых, известный 69й "псалом проклятия" цитировал сам Христос (Ин 15:25), цитировали его и в связи с Христом (Ин 2:17; Рим 15:3); в НЗ подтверждается богодухновенность псалма (Деян 1:16,20; см. также Рим 11:9идал.).
"Псалмы проклятий" невозможно отделить от в.з. морали, особенно если вспомнить, что ВЗ при этом запрещает месть и злобу (Лев 19:1718), учит, что Господь ненавидит жестокость (Пс 5:6), и требует, чтобы мы предоставили вершить возмездие Ему самому (Пс 7:4; Притч 20:22 и т.д.). "Псалмы проклятий " нельзя считать несовместимыми с содержанием ВЗ и не соответствующими его нравственному уровню; включая в себя проклятия, они вместе с тем демонстриру ют высокую духовность (особенно в этом смысле показателен Пс 138).
Рассматривая "псалмы проклятий" в позитивном свете, прежде всего следует отметить, что фактически это молитвы. Псалмопевец не сообщает о своих намерениях, а раскрывает проблему перед Богом и оставляет Ему право на возмездие. Тем самым он демонстрирует послушание и веру по отношению к Богу и отсутствие мстительности по отношениюкчеловеку. К-ром е того, в проклятиях выражено святое, нравственно оправданное возмущение: псалмопевцы страстно желали защитить имя Божье (Пс 9:19 и дал.; 82:1617 и дал.) и были вознесены на небеса, чтобы испытать "полную ненависть" (Пс 138:2122). Заметим также, что проклятия исходят из реальности реальности того, что Бог открывает в своем Слове (ср. Пс 108:13 с Исх 20:5), и реального осуществления справедливого возмездия (ср. Пс 136:9: "Блажен, кто...").
J.A. M0TYER(nep. Ю.Т.) Библиография: J. A. Motyer, The New Bible Commentary Revised; ED. Kidner, The Psalms, I, 2532; C. S. Lewis, Reflections on the Psalms.