ПРУЖИНИН Борис Исаевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПРУЖИНИН Борис Исаевич
Родился 1 декабря 1944 г. Окончил философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1968), аспирантуру там же (1971). С 1972 м. н. с., ст. н. с. сектора теории познания Института философии АН СССР. С 1989 г. редактор отдела, член редколлегии, с 1991 г. ответственный секретарь, c 2002 г. заместитель главного редактора, с 2008 г. главный редактор журнала «Вопросы философии». С 2010 г. в. н. с. Института философии РАН, пред. Научного совета по философии образования и проблемам методологии исследований в образовании при Отделении философии образования и теоретической педагоги ки РАО. С 1978 г. преп. в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, в Московской государственной консерватории. В настоящее время проф. Научноисследовательском университетеВысшей школы экономики. Председатель редколлегии серии «Философия России первой половины XX века». Специалист в области эпистемологии, философии и методологии науки. Исследует рациональность в различных ее измерениях, теоретические основания науки и ее практические приложения, место научного знания в истории культуры, проблематику соотношения фундаментальной и прикладной науки, стиль научного мышления, структурные особенностей концептуальных образований, претендующих на статус научного знания (астрология, психоанализ, идеологические конструкции).
Основные публикации К вопросу о структуре астрологического знания // Знание за пределами науки. М., 1990; Прикладное и фундаментальное в этосе современной науки // Философия науки. М., 2005; Между контекстом открытия и контекстом обоснования: методология Густава Шпета // Густав Шпет и современная философия гуманитарного знания. М., 2006; Методологическое исследование: историко-типологический очерк // Философия науки. Методология и история конкретных наук. М., 2007; «Стиль научного мышления» в отечественной философии науки // Вопросы философии. 2011. № 6; Интерпретация и методологическая норма // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 4. В соавт.; Философия России сегодня: тенденции и перспективы // Там же. 2014. № 3.

Источник: Философы современной России. 2015 г.

ПРУЖИНИН Борис Исаевич
(р. 1.12.1944) — спец. в обл. эпистемологии, методол. анализа науки; д. филос. н. Р. в Москве. Окончил филос. фак-т МГУ (1968), там же - асп. (1971). С 1972 по 1989 работал в секторе теории познания ИФ АН СССР — мл., затем ст. н. с. С 1989 — в ж. ВФ: ред. от дела, член ред. колл., отв. секретарь. С 2002 по наст. вр. — зам. гл. редактора. Канд. дисс. — «Проблема целостности теории» (1972). Докт. дисс. — «Рациональность и историческое единство научного знания» (1992). В трудах П. разрабатывается аналитическое представление о рациональности, способное служить теоретически эффективной основой для анализа и реконструкции конкретных проблемных ситуаций, возникающих в методол. сознании совр. науки; выявляется мировоззренческий смысл разл. решений проблемы рациональности научного знания; на базе предлагаемой концепции рациональности предпринимаются гносеол. реконструкции методол. оснований ист. единства науки, а также структурных особенностей и специфических методол. ориентации идейных образований, претендующих на статус знания — демонологии, астрологии, обстоятельств исчезновения в 1920-е отеч. психоанализа, познавательных функций способности воображения, фундаментальной и прикладной науки и проч. В последние годы обратился также к филос. проблематике, возникающей в рамках психоанализа и совр. психиатрии.
Соч.: Об ограниченности эмпиристского подхода к проблеме целостности знания // ФН. 1977. № 4; Проблема рациональности в англо-американской «философии науки» // ВФ. 1978. № 5; Преемственность и диалектика исторической деятельности // Проблема материалистической диалектики как теории познания. М., 1979; Историзация методологической рефлексии науки и гносеологии // Гносеология в системе философского мировоззрения. М., 1983; Антиномии философии человека и их место в анализе современного научного познания // Человек и культура. М., 1984; Рациональность и историческое единство научного знания. М., 1986; Антисциентизм и проблемы методологии // Критический анализ методов исследования в современной буржуазной философии. М., 1986; Разум и традиции (механизмы преемственности в развитии научного знания) // Познавательная традиция: Философско-методологический анализ. М., 1989; Воображение и рациональность. (В соавт.). М., 1989; «Звезды не лгут», или Астрология глазами методолога // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990; К вопросу о структуре астрологического знания // Знание за пределами науки. М., 1990; Из истории отечественного психоанализа (историко-методологический очерк). (В соавт.) // ВФ. 1991. № 7; Астрология: наука, псевдонаука, идеология? // ВФ. 1994. № 2; О пользе фундаментальности, или быть ли в России большой науке // ВФ. 1996. № 12; Психоанализ в России — между прошлым и будущим. (В соавт.) // ВФ. 2000. № Ю; Ratio serviens // Там же. 2004. № 12. Прикладное и фундаментальное в этосе современной науки // Философия науки. М., 2005; Между контекстом открытия и контекстом обоснования: методология Густава Шпета // Густав Шпет и современная философия гуманитарного знания. М., 2006; Методологическое исследование: историко-типологический очерк // Философия науки. Методология и история конкретных наук. М., 2007; Der Empirismus und das Problem der Wissens // Gesellschafts wissenschaftliche Beirage. 1978. N 6; To analysis of methodological foundations of the theory of linguistic meaning // Abstracts of 7th Int. Cong. Of Logic, Methodology and Phil, of Sciens. Salzburg, 1983.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009