ПРУСТ МАРСЕЛЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПРУСТ МАРСЕЛЬ

(10.VII.1871 – 18.XI.1922) – франц. писатель и мыслитель. Филос.-эстетич. взгляды П., нашедшие отражение в его осн. произведении – романе "В поисках утраченного времени" ("A la recherche du temps perdu", v. 1–15, P., 1913–27, последние 6 тт. посмертно; nouv. ?d., v. 1–3, P., 1955–56; рус. пер., т. 1–4, Л., 1934–38), отмечены сильным влиянием интуитивизма и отчасти совпадают с учением Бергсона. П. идеалистически противопоставлял иск-во обществ. практике людей, художеств. отображение действительности – науч. познанию и видел цель творчества в преодолении "практического", "условного" видения. Согласно П., представления человека о мире, обществе и самом себе недостоверны и только интуитивные восприятия позволяют постичь внутр. сущность явлений, являются основой произведения иск-ва (в романе П. акцентирует внимание на явлениях субъективного восприятия пространства и времени и особенно непроизвольной памяти). Убеждение в субъективности всякого знания является источником глубочайшего пессимизма П. и приводит его к выводу о "нереальности" обществ. жизни, о "невозможности" любви и человеч. взаимопонимания, к представлению о человеч. существовании как об "утраченном времени". Только иск-во, согласно П., освобождает человека из-под власти относительности и приводит к слиянию с вечностью. Эта метафизич. концепция иск-ва получила дальнейшее развитие у А. Мальро. П. предвосхитил ряд мировоззренч. установок франц. писателей-экзистенциалистов, в особенности их антиномию существования и сущности. Соч.: Собр. соч., т. 1–4, Л., 1934–38 [вступ. ст. А. В. Луначарского в т. 1; Н. Я. Рыковой в т. 3]. Лит.: Потапова З. М., М. П.., в кн.: История франц. лит-ры, т. 4, М., 1963; ?олмачев М. В., М. П. "В поисках утраченного времени", "ВИМК", 1961, No 6 (30); его же, Эстетика. М. П., "Уч. зап. Моск. пед. ин-та им. В. И. Ленина", 1964, No 218; Сurtius E. R., Marcel Proust, P., 1928; Abaraham P., Proust, P., 1930; Brinсоurt J. et Brincourt J., Les oeuvres et les lumi?res. A la recherche de l´esth?tique ? travers Bergson, Proust, Malraux, P., [1955]; ?icon G., Lecture de Proust, P., 1963. M. Толмачев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Пруст (Proust) Марсель
1871-1922) Французский писатель, один из основоположников литературного модернизма, автор гигантского романа «В поисках утраченного времени», первый том которого «В сторону Свана» вышел в 1913 г. Роман П. по существу — гигантская (три тысячи страниц) автобиография, хотя события и люди подверглись в ней значительному преображению. Можно сказать, что последнюю треть из своей 50-летней жизни писатель употребил на то, чтобы творчески воссоздать первые две трети. В молодости П. слушал лекции А. Бергсона в Сорбонне, хорошо знал его книги «Непосредственные данные сознания» и «Материя и память». Бергсон считал, что чистого восприятия как такового не существует, ибо, воспринимая, мы всегда дополняем непосредственное впечатление всеми прошлыми воспоминаниями об этом предмете, тем самым делая всякое восприятие личностным и субъективным. П. рано ощутил прожитую жизнь как огромное богатство, похороненное до срока в глубинах памяти. Надо было найти пути и способы извлечения этого богатства из забвения. Сознательная, целенаправленная память ненадежна и часто бессильна, П. больше ценил другую память — невольную и ассоциативную, когда какое-то реальное переживание (вкус, запах, ощущение) вызывает в нас память о чем-то подобном, имевшем место в прошлом и почти забытом. Знаменитое место о вкусе чая с пирожным «мадлен» недаром стало хрестоматийным. По П., жизнь, как она проживается нами, есть не более чем утраченное время. Подлинная реальность образуется только памятью, ибо только через память мы можем участвовать в сотворении этой действительности. Ценно только предощущение (ожидание) и воспоминание, настоящее же всегда разочаровывает своей однозначностью и непросветленностью. Тягучий гурманский процесс припоминания совершенно разрушил традиционную форму романа, почти отменил интригу, сюжет, последовательность событий. Одни факты, пусть незначительные, даются в гигантском преувеличении и укрупнении, другие не замечаются вовсе. При этом характер персонажа тоже стал рассыпаться на отдельные моментальные снимки, сравнимые с пуантилистской (точечной) живописью неоимпрессионистов Ж.Сера и П.Синьяка (см.: Постимпрессионизм). Время беспощадно меняет самого героя-повествователя (роман написан от первого лица) и весь круг его знакомых. Возлюбленная Свана — Одетта де Креси первого тома ничего общего не имеет с графиней де Форшвиль седьмого тома. Единственной нетленной ценностью для П. остается искусство, и не случайно среди персонажей его романа мы находим и писателя Берготта (его прототипом обычно считают Анатолия Франса), и композитора Вентейля, и художника Эльстира. Подспудная цель романа П. — дискредитация реальности и утверждение абсолютной ценности искусства. Даже любовь дается в свете некоей теории относительности: мы никогда не узнаем до конца ни прошлого своей возлюбленной, ни ее подлинного отношения к нам. На страницах последнего тома Одетта, ставшая графиней де Форшвиль, признается, что никогда не любила Свана, а ведь этой любви посвящена одна из незабываемых частей первого тома. Соч.: A la recherche du temps perdu. Vol. 1 -3. P.,1954; Contre Sait-Beuve. P., 1954; Jean Santeuil. Vol. 1-3. P., 1952; В поисках утраченного времени. Т. l—6. M., 1992-93. Лат.: Maurois A. A la recherche de Marcel Proust. P., 1949; Curtius E.R. Marcel Proust. P., 1955; Painter G. Marcel Proust. Vol. 1-2. L., 1956-65; Pierre-Quint L. Marce! Proust. P., 1965; Андреев Л.Г. Марсель Пруст. M., 1968. С.Джимбинов

Источник: Художественно-эстетическая культура XX века



Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
185.01 кб

Марсель Пруст

Галинская И.Л.
Читать PDF
4.17 мб

«Цветник» Марселя Пруста

Горбовская С. Г.
В статье рассматривается символ цветка, как пример индивидуального флористического символа автора.
Читать PDF
242.44 кб

Жиль Делёз. Марсель Пруст и знаки

Галинская И.Л.
Читать PDF
305.12 кб

Нарративные инстанции в non-fiction Марселя Пруста

Ласкина Наталья Олеговна
Эксперименты М.Пруста с различными жанрами non-fiction можно рассматривать как важный шаг на пути к переосмыслению романного письма.
Читать PDF
298.84 кб

Т. М. Николаева. О чем на самом деле написал Марсель Пруст?

Галинская И. Л.
Читать PDF
208.09 кб

Функции автокомментирования в эссе Марселя Пруста «о чтении»

Ласкина Наталья Олеговна
Ранние нехудожественные тексты Пруста отмечены высоким уровнем авторефлексии.
Читать PDF
153.09 кб

Образы детства: Генри Миллер перечитывает Марселя Пруста и Марка Твена

Аствацатуров Андрей Алексеевич
В статье делается попытка проследить, каким образом американский писатель Генри Миллер создает образ детства, опираясь на таких влиятельных литературных предшественников, как Марсель Пруст и Марк Твен.
Читать PDF
198.96 кб

Фотография как метафора письма: писатель-фотограф в романе Марселя Пруста «Обретенное время»

Калинина Екатерина Анатольевна
Эпопея М. Пруста «В поисках утраченного времени» — книга о рождении книги и о становлении писателя, рефлексия на тему творчества, творца и творения.
Читать PDF
232.18 кб

2018.01.030. БАЛАШОВА Т.В. МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ ОТ МАРСЕЛЯ ПРУСТА К "НОВОМУ РОМАНУ". - М.: И

Петрова Т.Г.
Читать PDF
247.00 кб

2017.04.029. СТЭНЛИ К. ГЛАЗАМИ ЭМЕРСОНА: ПРАКТИКА ВОСПРИЯТИЯ У МАРСЕЛЯ ПРУСТА. STANLEY K. THROUGH EM

Кузьмичев А.И.