исторически сложившиеся отношения, выражающие крайнюю отсталость деревни от города в экономическом и культурном отношении, противоположность коренных интересов трудящихся масс деревни и господствующих эксплуататорских классов. Противоположность между городом и деревней явилась следствием общественного разделения труда, наибольшего обострения она достигает в условиях капиталистического об-ва. Экономической основой этой противоположности является эксплуатация крестьянства, ведущая к его разорению. «Город давал деревне при капитализме то, что ее развращало политически, экономически, нравственно, физически и т. п.» (В. И. Ленин, т. 33, с. 426). В социалистическом об-ве в результате ликвидации всех видов эксплуатации, преобразования сельского хозяйства на социалистических началах исчезает и противоположность между городом и деревней. Город в лице рабочего класса выступает как друг и союзник трудящегося крестьянства, как его руководитель, помогая ему преодолеть свою вековую отсталость. Изменяется характер сельскохозяйственного труда, к-рый все более приближается к труду индустриальному. Несравнимо с прошлым вырастает культура деревни. Вместе с тем наличие двух форм социалистической собственности (общенародной и колхозно-кооперативной) обусловливает сохранение существенного различия между городом и деревней. Преодоление этого различия и тесно связанное с ним стирание граней между рабочим классом и колхозным крестьянством являются необходимой составной частью строительства коммунизма. В Программе КПСС намечен конкретный путь преодоления этих различий. Главное заключается в создании материально-технической базы комму-низма, что будет способствовать поднятию колхозно-кооперативной собственности до уровня общенародной, превращению сельскохозяйственного труда в разновидность труда индустриального, подтягиванию социально-экономических и бытовых условий деревни до уровня города. Однако и при коммунизме останутся некоторые несущественные отличия индустриального и сельскохозяйственного труда, вызванные их специфическими особенностями.
Противоположность между умственным и физическим трудом — исторически сложившиеся отношения между людьми, выражающиеся в том, что умственный труд отделяется от физического, что люди физического труда, т. е. производители, становятся объектом эксплуатации со стороны господствующих классов. Эта противоположность возникает в начальный период существования рабовладельческого об-ва. Само разделение груда, и в частности отделение умственного труда от физического, было в то время прогрессивным явлением, поскольку освобождение части людей от тяжелого физического труда позволяло им заниматься развитием науки, культуры и т. п. В условиях антагонистических общественно-экономических формаций это отделение принимает форму социального, классового антагонизма: занятие умственным трудом становится привилегией господствующих классов, в то время как физический труд выпадает на долю эксплуатируемых классов. Особой остроты эта противоположность достигает в буржуазном об-ве. При капитализме эксплуататорские классы осуществляют свое господство над людьми физического труда не непосредственно, а с помощью интеллигенции. Последняя и противостоит пролетариату и связана с ним общими интересами борьбы против гнета монополий и опасности войны. Хотя развитие техники и науки при капитализме создает возможность сокращения рабочего дня и увеличения времени на духовное развитие трудящихся масс, эта возможность не может стать действительностью. Напротив, при капитализме рост техники и производительности труда лишь углубляет противоречия между умственным и физическим трудом. В условиях социализма эта противоположность исчезает. Ликвидация эксплуатации человека человеком, приобщение широких масс к управлению государством, к культуре, процесс все большего превращения труда в труд творческий, в к-ром физическая и умственная деятельность сближаются, — все это и др. условия жизни людей при социализме преодолевают былую противоположность между физическим и умственным трудом. Исчезает также вражда между людьми физического труда и интеллигенцией; сама интеллигенция, развивающаяся из среды трудящихся, изменяет свою социальную сущность. Однако и при социализме между физическим и умственным трудом остается еще существенное различие, к-рое выражается в известном разрыве между культурно-техническим уровнем интеллигенции и рабочего класса и крестьянства, в различном характере их труда. Это различие исключает антагонизм интересов и лишено прежнего социального содержания. В процессе строительства коммунизма постепенно происходит стирание различий между умственным и физическим трудом. Решающим условием этого стирания является создание материально-технической базы коммунизма, изменение самого характера труда, при к-ром исчезнет тяжелый физический труд и его заменит машина, производство потребует работников инженерно-технического типа, высокого культурно-технического уровня. Сокращение рабочего дня высвобождает время для всестороннего физического и духовного развития человека. Исчезнет старое разделение труда, прикреплявшее людей к узкой специальности; имея высокую подготовку, человек сможет свободно выбирать профессию и переходить от одной профессии к др. Интеллигенция как особая прослойка, специальностью к-рой был умственный труд, исчезнет. Все это и будет означать полное слияние физического и умственного труда.
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ
Противоположность между городом и деревней
Источник: Философский словарь. 1963
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ
антагонистич. противоречия между городом и деревней, присущие всем классово антагонистич. обществ.-экономич. формациям и находящие выражение в уровне развития производит. сил, образования, науки, культуры, быта. П. м. г. и д. возникла с появлением города как результата развития производит. сил и обществ. разделения труда и развивалась по мере отделения от земледелия (с. х-ва) все новых отраслей произ-ва, концентрирующихся в городах. Содержание П. м. г. и д. существенно меняется с развитием общества, равно как и социально-экономич. содержание противоположных подсистем - города и деревни. Однако всегда П. м. г. и д.- это противоположность между господствующими классами города и трудящимися деревни, между господствующими классами города и деревни, между господствующими классами деревни и трудящимися города.
История П. м. г. и д.- это история подчинения и эксплуатации деревни городом. К. Маркс писал, что уже в ср. века «...город повсюду и без исключения эксплуатирует деревню экономически своими монопольными ценами, своей системой налогов, своим цеховым строем, своим прямым купеческим обманом и своим ростовщичеством», хотя деревня в то же время «...эксплуатирует город политически повсюду, где феодализм не был сломлен исключительным развитием городов, как в Италии...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 25, ч. 2, с. 365).
Полного развития П. м. г. и д. достигает в условиях капитализма, когда город подчиняет деревню во всех отношениях - экономическом, политическом, культурном. Капиталистич. отношения в деревне развиваются под громадным, решающим воздействием города. Хотя роль городов в истории человечества весьма значительна со времен античности, их доля в населении мира до 19 в. была ничтожной (см. табл. в ст. Урбанизация). В дальнейшем город растет за счет деревни, гор. население - за счет сельского. «По самой своей природе капиталистический способ производства постоянно уменьшает земледельческое население сравнительно с неземледельческим, так как в промышленности... возрастание постоянного капитала за счет переменного связано с абсолютным возрастанием переменного капитала, несмотря на его относительное уменьшение. Наоборот, в земледелии переменный капитал, требуемый для обработки данного участка земли, уменьшается абсолютно; следовательно, возрастание переменного капитала возможно лишь тогда, когда подвергается обработке новая земля, а это опятьтаки предполагает еще большее возрастание неземледельч. населения» (M a p к с К., там же, с. 187; см. также В. И. Ленин, т. 3, с. 24-25). Разного рода стеснения свободы капиталистич. развития в интересах ранее господствовавших земельных собственников, пережитки феодализма, препятствующие росту городов, преодолеваются гор. буржуазией путем переноса своей пром. деятельности в деревню. По выражению В. И. Ленина, «мужика не пускают на фабрику - фабрика идет к мужику» (там же, с. 524).
Капиталистич. развитие ведет к концентрации богатства и культуры в городах, нищеты и невежества в деревне. «Города все более и более эксплуатируют деревни, отнимая лучшие рабочие силы у сельских хозяев, высасывая все большую долю богатства, производимого сельским населением...» (Ленин В. И., там же, т. 4, с. 91).
Идея ликвидации П. м. г. и д. была выдвинута социалистамиутопистами и получила науч. обоснование в марксистско-ленинской теории. Уничтожение П. м. г. и д.- программное требование науч. коммунизма. «...Решительное признание прогрессивности больших городов в капиталистическом обществе нисколько не мешает нам включать в свой идеал... уничтожение противоположности между городом и деревней... Это необходимо для того, чтобы сделать эти сокровища (науки и искусства.- Ред.) доступными всему народу, чтобы уничтожить отчужденность от культуры миллионов деревенского населения...» (Л ен и н В. И., там же, т. 5, с. 150).В совр. условиях П. м. г. и д. зависит от социально-экономич. строя и уровня развития разных стран.
В развитых капиталистич. странах П. м. г. и д. сохранилась, однако формы ее изменились. Доля деревни в населении и произ-ве резко снизилась. Деревня стала преимущественно несельскохозяйственной (занятые в с. х-ве составляют меньшинство даже среди сел. жителей). Уровень образования и быт сел. жителей приблизились к городскому. Техника, технология и организация с.-х. произ-ва подверглись преобразованию на базе науч.-технич. прогресса. Деревня стала последовательно капиталистической с преимущественным товарным произ-вом. Однако в принципе неизменными остались эксплуатация деревни городом и существ. отставание деревни по уровню материальной и особенно культурной жизни. Доходы с.-х. населения существенно ниже, чем несельскохозяйственного. Для совр. с. х-ва развитых капиталистич. стран характерна жестокая конкуренция, разорение мелких сел. хозяев, уменьшение числа х-в. Правительства ряда капиталистич. стран с исторически сложившимся мелким землевладением проводят политику капиталистич. рационализации с. х-ва, ликвидации мелких х-в (Франция, ФРГ). Производители с.-х. продукции подвергаются эксплуатации со стороны монополий и бурж. гос-ва (с помощью неэквивалентного обмена, налогов и др.).
В развивающихся странах, идущих по капиталистич. пути, П. м. г. и д. ближе всего к ее типу, исследованному основоположниками марксизма-ленинизма. Существ.особенность многих из этих стран - сверхурбанизация, т. е. избыточный рост гор. населения (в сравнении с возможностями занятости) за счет притока сел. населения. Это явление обычно сочетается с агр. перенаселением.
Победа социализма приводит к ликвидации П. м. г. и д. и создает условия для преодоления существ. различий между ними. Процессы всестороннего сближения города и села происходят во всех странах мировой социалистич. системы. Наиболее богат в этом отношении опыт СССР. Начиная с 1-й пятилетки (1929-32) для СССР характерна очень быстрая урбанизация, неразрывно связанная с индустриализацией страны. Темпы урбанизации в СССР были существенно выше, чем в развитых капиталистич. странах.
Принципиальное значение в ликвидации противоречий между городом и деревней имела коллективизация с. х-ва, к-рая ускорила распространение в деревне пром. труда, гор. форм быта и культуры. Этот процесс непрерывно расширялся в результате специализации и концентрации с. х-ва, межхоз. кооперации, сближения двух форм социалистич. собственности - государственной и колхознокооперативной. Крупные сдвиги в сближении города и деревни произошли в 60- 70-х гг. Изменилась социально-классовая структура: значительно возросла доля рабочих и служащих и уменьшилась доля колхозников. Произошло значит. сближение социально-экономич. положения колхозников и рабочих. Оплата труда в колхозах в 1965 была перестроена и приблизилась по размерам к оплате труда в совхозах, причем в гос. секторе с. х-ва она росла быстрее, чем во всех др. отраслях нар. х-ва. Было введено пенсионное обеспечение и социальное страхование колхозников. Деревня существенно сблизилась с городом по образоват. и культурному уровню населения. Введение всеобщего ср. образования позволило выровнять уровень образования всей молодежи страны. Большая работа проводится по преобразованию жил. х-ва села и быта сел. населения. Подобные процессы происходят и в др. социалистич. странах.
Однако при социализме еще сохраняются существ. различия между городом и деревней, преодоление к-рых требует длит. времени. Кроме того, существуют нек-рые естеств. отличия деревни от города (использование земли как осн. средства произ-ва в с. х-ве, сезонность работ, нек-рые черты образа жизни и т. д.). Важное социально-экономич. отличие совр. сов. деревни от . города - в существовании в деревне личного подсобного х-ва, имеющего большое значение в доходах сел. семьи. Программным требованием, научно обоснованным марксизмомленинизмом, является стирание социальноэкономических и культурно-бытовых различий между городом и деревней в ходе строительства коммунистического общества. См. также Классы.
История П. м. г. и д.- это история подчинения и эксплуатации деревни городом. К. Маркс писал, что уже в ср. века «...город повсюду и без исключения эксплуатирует деревню экономически своими монопольными ценами, своей системой налогов, своим цеховым строем, своим прямым купеческим обманом и своим ростовщичеством», хотя деревня в то же время «...эксплуатирует город политически повсюду, где феодализм не был сломлен исключительным развитием городов, как в Италии...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 25, ч. 2, с. 365).
Полного развития П. м. г. и д. достигает в условиях капитализма, когда город подчиняет деревню во всех отношениях - экономическом, политическом, культурном. Капиталистич. отношения в деревне развиваются под громадным, решающим воздействием города. Хотя роль городов в истории человечества весьма значительна со времен античности, их доля в населении мира до 19 в. была ничтожной (см. табл. в ст. Урбанизация). В дальнейшем город растет за счет деревни, гор. население - за счет сельского. «По самой своей природе капиталистический способ производства постоянно уменьшает земледельческое население сравнительно с неземледельческим, так как в промышленности... возрастание постоянного капитала за счет переменного связано с абсолютным возрастанием переменного капитала, несмотря на его относительное уменьшение. Наоборот, в земледелии переменный капитал, требуемый для обработки данного участка земли, уменьшается абсолютно; следовательно, возрастание переменного капитала возможно лишь тогда, когда подвергается обработке новая земля, а это опятьтаки предполагает еще большее возрастание неземледельч. населения» (M a p к с К., там же, с. 187; см. также В. И. Ленин, т. 3, с. 24-25). Разного рода стеснения свободы капиталистич. развития в интересах ранее господствовавших земельных собственников, пережитки феодализма, препятствующие росту городов, преодолеваются гор. буржуазией путем переноса своей пром. деятельности в деревню. По выражению В. И. Ленина, «мужика не пускают на фабрику - фабрика идет к мужику» (там же, с. 524).
Капиталистич. развитие ведет к концентрации богатства и культуры в городах, нищеты и невежества в деревне. «Города все более и более эксплуатируют деревни, отнимая лучшие рабочие силы у сельских хозяев, высасывая все большую долю богатства, производимого сельским населением...» (Ленин В. И., там же, т. 4, с. 91).
Идея ликвидации П. м. г. и д. была выдвинута социалистамиутопистами и получила науч. обоснование в марксистско-ленинской теории. Уничтожение П. м. г. и д.- программное требование науч. коммунизма. «...Решительное признание прогрессивности больших городов в капиталистическом обществе нисколько не мешает нам включать в свой идеал... уничтожение противоположности между городом и деревней... Это необходимо для того, чтобы сделать эти сокровища (науки и искусства.- Ред.) доступными всему народу, чтобы уничтожить отчужденность от культуры миллионов деревенского населения...» (Л ен и н В. И., там же, т. 5, с. 150).В совр. условиях П. м. г. и д. зависит от социально-экономич. строя и уровня развития разных стран.
В развитых капиталистич. странах П. м. г. и д. сохранилась, однако формы ее изменились. Доля деревни в населении и произ-ве резко снизилась. Деревня стала преимущественно несельскохозяйственной (занятые в с. х-ве составляют меньшинство даже среди сел. жителей). Уровень образования и быт сел. жителей приблизились к городскому. Техника, технология и организация с.-х. произ-ва подверглись преобразованию на базе науч.-технич. прогресса. Деревня стала последовательно капиталистической с преимущественным товарным произ-вом. Однако в принципе неизменными остались эксплуатация деревни городом и существ. отставание деревни по уровню материальной и особенно культурной жизни. Доходы с.-х. населения существенно ниже, чем несельскохозяйственного. Для совр. с. х-ва развитых капиталистич. стран характерна жестокая конкуренция, разорение мелких сел. хозяев, уменьшение числа х-в. Правительства ряда капиталистич. стран с исторически сложившимся мелким землевладением проводят политику капиталистич. рационализации с. х-ва, ликвидации мелких х-в (Франция, ФРГ). Производители с.-х. продукции подвергаются эксплуатации со стороны монополий и бурж. гос-ва (с помощью неэквивалентного обмена, налогов и др.).
В развивающихся странах, идущих по капиталистич. пути, П. м. г. и д. ближе всего к ее типу, исследованному основоположниками марксизма-ленинизма. Существ.особенность многих из этих стран - сверхурбанизация, т. е. избыточный рост гор. населения (в сравнении с возможностями занятости) за счет притока сел. населения. Это явление обычно сочетается с агр. перенаселением.
Победа социализма приводит к ликвидации П. м. г. и д. и создает условия для преодоления существ. различий между ними. Процессы всестороннего сближения города и села происходят во всех странах мировой социалистич. системы. Наиболее богат в этом отношении опыт СССР. Начиная с 1-й пятилетки (1929-32) для СССР характерна очень быстрая урбанизация, неразрывно связанная с индустриализацией страны. Темпы урбанизации в СССР были существенно выше, чем в развитых капиталистич. странах.
Принципиальное значение в ликвидации противоречий между городом и деревней имела коллективизация с. х-ва, к-рая ускорила распространение в деревне пром. труда, гор. форм быта и культуры. Этот процесс непрерывно расширялся в результате специализации и концентрации с. х-ва, межхоз. кооперации, сближения двух форм социалистич. собственности - государственной и колхознокооперативной. Крупные сдвиги в сближении города и деревни произошли в 60- 70-х гг. Изменилась социально-классовая структура: значительно возросла доля рабочих и служащих и уменьшилась доля колхозников. Произошло значит. сближение социально-экономич. положения колхозников и рабочих. Оплата труда в колхозах в 1965 была перестроена и приблизилась по размерам к оплате труда в совхозах, причем в гос. секторе с. х-ва она росла быстрее, чем во всех др. отраслях нар. х-ва. Было введено пенсионное обеспечение и социальное страхование колхозников. Деревня существенно сблизилась с городом по образоват. и культурному уровню населения. Введение всеобщего ср. образования позволило выровнять уровень образования всей молодежи страны. Большая работа проводится по преобразованию жил. х-ва села и быта сел. населения. Подобные процессы происходят и в др. социалистич. странах.
Однако при социализме еще сохраняются существ. различия между городом и деревней, преодоление к-рых требует длит. времени. Кроме того, существуют нек-рые естеств. отличия деревни от города (использование земли как осн. средства произ-ва в с. х-ве, сезонность работ, нек-рые черты образа жизни и т. д.). Важное социально-экономич. отличие совр. сов. деревни от . города - в существовании в деревне личного подсобного х-ва, имеющего большое значение в доходах сел. семьи. Программным требованием, научно обоснованным марксизмомленинизмом, является стирание социальноэкономических и культурно-бытовых различий между городом и деревней в ходе строительства коммунистического общества. См. также Классы.
Источник: Советский философский словарь
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ
объективно обусловленный в антагонистич. формациях отрыв деревни от города в социально-экономическом и культурно-бытовом отношениях. "Город... представляет собой факт концентрации населения, орудий производства, капитала, наслаждений, потребностей, между тем как в деревне наблюдается диаметрально противоположный факт – изолированность и разобщенность" (Mapкс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 50). П. м. г. и д. органически связана с противоположностью классов, но не сводится к ней (в антагонистич. обществе в городе и деревне имеются и классы эксплуататоров, и классы трудящихся). П. м. г. и д. возникает в рабовладельч. обществе, после появления частной собственности и раскола общества на классы в связи с развитием производит. сил и обществ. разделения труда. Города возникают и растут как центры пром-сти, торговли, управления, культуры, что было объективно неизбежным и прогрессивным явлением. Города стали центрами цивилизации, они дали первые образцы демократии, нар. движений, науки. Города Египта, Индии, Китая, Греции, Италии остались в истории как вехи человеч. прогресса. П. м. г. и д. выступает прежде всего как противоположность между господствующими, имущими классами города и неимущими трудящимися деревни. Вместе с тем трудящиеся города также отличаются от трудящихся деревни по характеру труда, образу жизни, быту, культуре, хотя они не эксплуатируют тружеников деревни. Сложившаяся в антагонистич. обществе социально-экономич. П. м. г. и д. в целом включает: 1) противоположность в уровне развития производит. сил, прежде всего между с.-х. и пром. трудом; 2) противоположность между умств. и физич. трудом (см. тамже, с. 49). Город отличается от деревни по уровню образования, науки, культуры, медицинского обслуживания населения, быту, образу жизни. Отношения П. м. г. и д. в ходе истории претерпевают изменения и развитие. В рабовладельч. Странах подавляющее большинство населения сосредоточено в деревне, к-рой противостоит город – центр сосредоточения класса рабовладельцев. С переходом к феодализму города растут в экономич. и бытовом отношении, по численности населения. В условиях средневековья "...город повсюду и без исключений эксплуатирует деревню экономически своими монопольными ценами, своей системой налогов, своим цеховым строем, своим прямым купеческим обманом и своим ростовщичеством" (Маркс К., там же, т. 25, ч. 2, с. 365). То, что класс феодалов в значит. части сосредоточивается в вотчинах и поместьях (хотя связующим их центром остается город), не ослабляет социально-экономич. и культурно-бытовой П. м. г. и д. Капитализм, перенимая сложившуюся П. м. г. и д., расширяет и обостряет ее (см. В. И. Ленин, Соч., т. 22, с. 81–82). Это проявляется не только внутри капиталистич. стран, но и на междунар. арене как противоположность между промышленно и культурно развитыми метрополиями и колониальными и полуколониальными странами. В результате бурного развития капитализма растет роль города как центра цивилизации и прогресса, процесс урбанизации приводит к огромному увеличению гор. населения и значит. уменьшению сел. населения. В городе развивается рабочий класс. По мере развития капитализма во взаимоотношениях между городом и деревней происходят существ. изменения. В капиталистич. аграрно-индустриальных странах, особенно где в деревне сохраняются остатки феодализма, совр. П. м. г. и д. еще более обостряется. С.-х. трудом занята значит. часть населения. Так, в Испании в с. х-ве занято 41,5% самодеят. населения, в Португалии – 43% (1960). В индустриально-аграрных и индустриальных странах (Италия, Франция, ФРГ и др.), где сохраняются латифундии, юнкерские х-ва и е. х-во развивается не по фермерскому, а по деревенскому типу, положение мелких и средних крестьян неустойчиво. Труд таких крестьян отличается от пром. труда, но по ряду черт произ-ва, культуры и быта часть крест, х-в прогрессирует. В ФРГ в с. х-ве занято 14% самодеят. населения (1961), во Франции – 21% (1962), в Италии – 26,5% (1962). В США с. х-во сложилось на свободной от феодализма почве. Фермерский тип с. х-ва утвердился также в Швеции и нек-рых др. странах. В таких странах нет деревни как населенного пункта, состоящего из совокупности дворов мелких, средних и крупных крестьян. С. х-во представлено капиталистич. крупными фермерами, эксплуатирующими с.-х. рабочих, средними и мелкими фермерами. В США, напр., сильно сократились масштабы П. м. г. и д., поскольку в с.-х. произ-ве господствует крупный капитал, а самодеят. население, занятое в с. х-ве, уменьшилось до 6,5% (1960). Но вместе с тем с.-х. рабочие, особенно негры, находятся в тяжелых условиях по сравнению с рабочими города. Мелкие и средние фермеры, живущие гл. обр. за счет собств. труда, хотя и мало отличаются по бытовым и культурным условиям от мелких гор. бизнесменов, но в социально-экономич. отношении по-прежнему эксплуатируются городом различными путями и приемами (см. М. Харрингтон, Другая Америка, М., 1963, с. 56–57). На междунар. арене в совр. эпоху в результате распада колониальной системы происходит коренное изменение и последоват. устранение противоположности между мировым империалистич. городом и ранее колониальной и полуколониальной мировой деревней. Подавляющее большинство молодых суверенных гос-в еще не вырвалось из мирового капиталистич. х-ва, хотя и занимает там особое место. "Это – все еще эксплуатируемая капиталистическими монополиями часть мира. Пока эти страны не покончат с экономической зависимостью от империализма, они будут играть роль "мировой деревни", останутся объектом полуколониальной эксплуатации" (Программа КПСС, 1961, с. 45). В то же время внутри развивающихся стран до перехода их на путь демократич. и социалистич. преобразований сохраняется и выступает на первый план противоположность между более развитым, но малочисленным городом и отсталой деревней с ее многочисл. населением (в странах Азии и Африки в деревне живет 80–90% населения). В таких странах (большей частью в городе) преобладают капиталистич. элементы, а в деревне – феод., полуфеод. и даже родовые. Социализм открывает путь ликвидации П. м. г. и д. Материальные и идеологич. предпосылки для устранения этой противоположности, к-рые подготавливаются в недрах капитализма, реализуются при социализме. Социалистич. рабочий класс и в целом город организуют социально-экономич. и культурно-бытовой подъем деревни. Социалистич. кооперирование крестьянства создает возможность для его экономич. и культурного развития. Экономич. основой ликвидации П. м. г. и д. является создание материально-технич. базы социализма в городе и деревне, духовной предпосылкой – осуществление культурной революции. Темпы и масштабы ликвидации при социализме П. м. г. и д. зависят прежде всего от уровня развития страны. В странах социализма значительно возросла численность гор. населения и соответственно сократилось сел. население. В ГДР в городах жило 73.1% населения (1965), на Кубе – 57% (1962). В Болгарии гор. население составляло в 1920 – 19,9%; в 1965 – 46,2%; в Венгрии в 1920 – 35,3%; в 1965 – 43,1%; в Польше в 1931 – 27,4%; в 1965 – 49,7%. В с. х-ве было занято: в ГДР – 17% самодеятельного населения (1963), в Чехословакии – 23% (1962), в Венгрии – 38,5% (1960), в Польше – 47,5% (1960), в Югославии – 57% (1961). В СССР в результате построения социализма ликвидирована П. м. г. и д. По социально-экономич. и культурно-бытовому уровню деревня приблизилась к городу. Изменилось соотношение гор. и сел. населения. Так, в сел. и лесном х-ве в СССР работало в 1913 – 75%; в 1940 – 54%, в 1950 – 48%, в 1960 – 39%, в 1964 – 33% населения. Однако в СССР еще сохранились социально-экономич. и культурно-бытовые различия между городом и деревней, не носящие уже антагонистич. характера. Слишком велика была в царской России пропасть между городом и деревней. Успехи СССР в приближении деревни к городу были бы намного значительнее, если бы не наличие сложной междунар. обстановки, что требовало особого внимания к тяжелой и оборонной пром-сти. Ущерб нанес также ряд серьезных ошибок в руководстве с. х-вом (нарушение экономич. законов развития социалистич. произ-ва, принципов материальной заинтересованности). Имелись также ошибки в планировании, финансировании и кредитований с. х-ва, в политике цен. Мало выделялось капиталовложений на производств. и культурно-бытовое строительство, слабо укреплялась материально-технич. база с. х-ва. Меры по устранению этих недостатков, намеченные Мартовским (1965) пленумом ЦК КПСС и ХХIII съездом КПСС (1966), открывают широкие перспективы для развития с. х-ва, для дальнейшего подъема деревни до уровня города. В период построения коммунизма будут преодолеваться существующие различия между городом и деревней. "При коммунизме... по уровню развития производительных сил и характеру труда, формам производственных отношений, бытовым условиям, степени благосостояния населения деревня поднимется до уровня города" (там же, с. 63). Лит.: Mapкс К., Капитал, т. 3, гл. 47; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2; Maркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, там же, т. 3; их же, Манифест Коммунистич. партии, там же, т. 4; Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Соч., 4 изд., т. 3; его же, Рецензия. Karl Kautsky. Die Agrarfrage, там же, т. 4; его же, Аграрный вопрос и "критики Маркса", там же, т. 5; его же, Новые данные о законах развития капитализма в земледелии, там же, т. 22; его же, Проект Программы РКП(б) (февраль–март 1919), там же, т. 29; его же, Великий почин, там же; его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 31; его же, Странички из дневника, там же, т. 33; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Хлебников И. П., Существ. различия между городом и деревней и пути их преодоления, М., 1960; Курылев А. К., О ликвидации социально-экономич. и культурно-бытовых различий между городом и деревней, М., 1961; Семенов В. С., Проблема сближения города и деревни, в кн.: Марксистская и бурж. социология сегодня, М., 1964. В. Семенов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.