ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА

Найдено 1 определение
ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА
(«Die Protestantishe Ethik und der Geist des Kapitalismus», 1904) — социологически ориентированная работа М.Вебера из области исследования истории нравов и роли ценностного сознания в формировании новых социокультурных механизмов. Основной целью работы было определение духовных истоков капитализма. Итогом исследования стали целостное описание господствующего «этоса» (нормативного мышления) капиталистической эпохи и реконструкция его исторического развития. Основной научный интерес Вебера сосредоточен в области трудовой (уже — предпринимательской) этики, однако для буржуазного общества именно она задает структуру всей социальной системы ценностей. Первый раздел «П.э....» («Постановка проблемы») посвящен общему анализу этой структуры, обозначенной словосочетанием «дух капитализма». «Дух капитализма» состоит, прежде всего, в признании приоритетности систематической, рационально структурированной и неавантюрной хозяйственной деятельности (предпринимательства) над иными сферами приложения человеческих усилий. При этом перманентная рационализация и методичное совершенствование хозяйственной деятельности являются не результатом «практической мудрости», а выражением целостного «этоса», т.е. осмысляются в категориях безусловного долга. Такая ценностная установка противостоит «естественному» отношению труда и потребления, при к-ром труд является лишь служебной деятельностью по отношению к удовлетворению витальных или социальных потребностей (соображениям самосохранения, наслаждения, приобретения признаков более высокого общественного статуса и т.д.). Хозяйственная деятельность при капитализме понимается как профессиональное призвание и заставляет индивидов жертвовать ради экономического успеха своими естественными склонностями. Это демонстрирует ее аскетический характер и фактически трансцендентальное значение. Исторически «дух капитализма» сталкивается с традиционалистским подходом к жизни, рассматривающим труд и хозяйственную деятельность с т.з. счастья, понимаемого как стабильно обеспеченная жизнь. Капитализм всегда вызывает острое моралистическое возмущение традиционалистов. Он представляется им явлением совершенно иррациональным, извращающим природную норму и тождественным абсолютной, демонической алчности («мамонизму»). Такое острое расхождение приоритетных ценностей создает основную трудность для культурно-исторического объяснения столь резкой и глобальной перестройки системы нравов, произошедшей за крайне короткий период времени. Эта проблема решается во втором разделе «П.э. ...» («Профессиональная этика аскетического протестантизма»).
С т.з. Вебера, абсолютное значение хозяйственного успеха (дохода) не могло возникнуть самостоятельно, а только как результат трансформации трансцендентальных ценностей предыдущего периода (прежде всего идеи «потустороннего блаженства»), к-рые также требовали аскезы, хотя и не в области материального производства. Передаточным звеном в этом процессе стала кальвинистская идея предопределения и избранничества с ее модификациями в других реформационных движениях (пиетизм, методизм, анабаптизм). Такие ключевые черты протестантского сознания, как крах веры в любые «магические» способы спасения и «неслыханное одиночество отдельного индивида», породили потребность предварительного удостоверения в собственной избранности. Своеобразным тестом стала способность к систематической и крайне методичной деятельности «во славу Бога» («святость, возведенная в систему»). Такая деятельность вскоре была отождествлена с выполнением профессионального призвания. Это полностью реабилитировало систематические усилия, направленные на получение дохода, поскольку капиталистическое богатство (знак профессионального успеха) перестало ассоциироваться с греховностью, а в категорию людей праздных и расточительных предприниматель нового типа никак не попадал (см. Лень, Жадность). Крайне важным для изменения системы нравов оказалось и то, что связь профессионального призвания и индивидуального спасения определяла самосознание не только капиталиста, но и наемного рабочего капиталистического предприятия. Протестантская этика послужила, по мнению Вебера, истоком утилитаристского подхода к практическому планированию жизни и теоретическому обоснованию жизненных стратегий. Теперь «аскеза требовала... не умерщвления плоти, а такого употребления богатства, которое служило бы необходимым и практически полезным целям». При этом обозначились следующие слагаемые полезности: а) угодность деятельности Богу, прежде всего в свете нормативных запретов (заметная «гебраизация» христианства), б) степень важности ее результатов для всего общества, в) как общий знаменатель двух предыдущих — ее доходность.
В итоге произошла переинтерпретация заповеди «любви к ближнему». Любовь приобрела «объективно безличный характер», т.е. начисто лишилась какого-либо эмоционального компонента по отношению к ее объектам («служение Богу, а не твари») и была полностью отождествлена со скрупулезным исполнением своего профессионального долга в социальном космосе. Прямое деятельное служение другому как брату во Христе и непосредственное эмоциональное сострадание ему были заметно обессмысленны. Исследование Вебера сознательно дистанцировано автором от оценочных суждений. Однако, подводя итог социологическому описанию изменения нравов в «П.э. ...», можно отметить, что появление «духа капитализма» породило, во-первых, новое отношение к хозяйственной деятельности как самостоятельной сфере автономного и ответственного поведения человека, что имело отнюдь не только производственные следствия, и, во-вторых, тенденцию подмены нравственной активности активностью сугубо хозяйственной в надежде на автоматическое воплощение моральных ценностей безличными социальными механизмами. Лит.: Weber М. Die Protestantishe Ethik und derGeist des Kapitalismus // Wfeber M. Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie. Bd. I. Tubingen [б.и.], 1920; Вебер M. Протестантская этика и дух капитализма// Вебер М. Избр. произв. М.: Прогресс, 1990; Гайденко П.П., Давыдов ЮН. История и рациональность: Социология М.Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991; Кравченко A.M. Социология Макса Вебера: труд и экономика. М.: «На Воробьевых», 1997; Льюис Д. Марксистская критика социологической концепции Макса Вебера. М.: Прогресс, 1981 [в оригинальном издании «Max Wfeber and Value-free Sociology»]. А.В.Прокофьев

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001