пропаганда и попытки осуществления идеи о том, что осн. путь преодоления религии - распространение истин, знаний, просвещение, т. е. воздействие на сознание людей. П., основанное на идеалистич. понимании общества и утверждения, что религия порождается гл. обр. невежеством, свойственно атеизму франц. просветителей 18 в., Фейербаху, рус. революц. демократам, а также совр. бурж. атеизму и свободомыслию. Науч. атеизм не отрицает того, что незнание истин. причин природных и обществ, явлений - непременный корень религии, но, исходя из материали-стич. понимания общества, гл. путем преодоления религии считает коренное изменение тех условий обществ, бытия, к-рые порождают и поддерживают религию (см. Корни религии). Тем самым снимается и преодолевается односторонность просветительского подхода к атеистич. воспитанию.
ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО
ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО
Источник: Атеистический словарь
Просветительство
общественно-политическое течение, представители к-рого стремились устранить недостатки существующего об-ва, изменить его нравы, политику, быт путем распространения идей добра, справедливости, научных знаний. В основе П. — идеалистическое представление об определяющей роли сознания в развитии об-ва, желание объяснить общественные пороки невежеством людей, непониманием ими своей собственной природы. Просветители не учитывали решающего значения экономических условий развития и потому не могли прийти к открытию объективных законов об-ва. Они обращали свои проповеди ко всем классам и слоям об-ва, и преимущественно к власть имущим. П. было сильно распространено в период подготовки буржуазных революций. К просветите-: лям относились Вольтер, Руссо, Монтескье, Гердер, Лессинг, Шиллер, Гёте, Деспицкий, Козельский и мн. др. Их деятельность во многом способствовала подрыву влияния цор-ковно-феодальной идеологии. Просветители решительно боролись не только против церкви, но и против религиозной догматики, против схоластических методов мышления. П. оказало значительное влияние на формирование социологических воззрений в 18 в. Идеи П. пользовались влиянием среди социалистов-утопистов, рус. народников. В настоящее время П. не является влиятельным течением общественной мысли. Однако его идеи до сих пор распространены среди немарксистской интеллигенции.
Источник: Философский словарь. 1963
ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО
стремление либеральной, утилитарной интеллигенции, сил модернизации повысить культуру общества, обеспечить прогресс, необходимые предпосылки процветания, гуманизации всей жизни через образование, распространение знаний. П. рассматривается как путь приобщения непросвещенной, некультурной личности к накопленному содержанию мировой культуры, к навыкам культурного общежития, труда, участия в управлении и т.
д. Методы П. могут быть различными - от требований типа "избы проветривать", "деревья сажать" до террора. Большой террор сопровождался идеологическим давлением на личность, включая элементы П. На этот. абсурд обращал внимание еще М. Е. Салтыков-Щедрин: "Просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития" (История одного города.
1869). П. через насилие несет в себе ценности, вызывающие у просвещаемых дискомфортное состояние, что не только тормозит П., но может сделать его жертвой косы инверсии. П. В условиях раскола страдает органическим пороком.
Оно происходит в условиях и в результате массового истребления духовной элиты, подавления точек роста, развития, что подменяет П.
псевдопросвещением, пропагандой серого творчества, различных форм фетишизма, общего распространения негативного отношения к высшей культуре.
П. считает результатом негативные явления отклонений от истинного знания.
Выход лежит в возврате на "правильный путь". При этом, склоняясь к градуализму, П. игнорирует принципиальную катастрофичность раскола.
В условиях раскола П. может, проходя через различные слои интеллигенции, интерпретироваться, т. е. переводиться на языки других (суб)1сультур, и приобретать при этом характер принципиально отличный, подчас противоположный реальному П. Например, либеральное П. людей, склонных к манихейству, может дать им новые теоретические средства для обоснования архаики, лишь возбудить манихейские ценности, превратить архаичную форму манихейства, основанную на вере в антихриста, в более современную, т. е., например, в основанную на представлениях об империалистах, масонах и т. д.
д. Методы П. могут быть различными - от требований типа "избы проветривать", "деревья сажать" до террора. Большой террор сопровождался идеологическим давлением на личность, включая элементы П. На этот. абсурд обращал внимание еще М. Е. Салтыков-Щедрин: "Просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития" (История одного города.
1869). П. через насилие несет в себе ценности, вызывающие у просвещаемых дискомфортное состояние, что не только тормозит П., но может сделать его жертвой косы инверсии. П. В условиях раскола страдает органическим пороком.
Оно происходит в условиях и в результате массового истребления духовной элиты, подавления точек роста, развития, что подменяет П.
псевдопросвещением, пропагандой серого творчества, различных форм фетишизма, общего распространения негативного отношения к высшей культуре.
П. считает результатом негативные явления отклонений от истинного знания.
Выход лежит в возврате на "правильный путь". При этом, склоняясь к градуализму, П. игнорирует принципиальную катастрофичность раскола.
В условиях раскола П. может, проходя через различные слои интеллигенции, интерпретироваться, т. е. переводиться на языки других (суб)1сультур, и приобретать при этом характер принципиально отличный, подчас противоположный реальному П. Например, либеральное П. людей, склонных к манихейству, может дать им новые теоретические средства для обоснования архаики, лишь возбудить манихейские ценности, превратить архаичную форму манихейства, основанную на вере в антихриста, в более современную, т. е., например, в основанную на представлениях об империалистах, масонах и т. д.
Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта
ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО
общественно-культурное движение и система взглядов, в основе которых — идеи модернизации общества и совершенствования человека. С точки зрения П. определяющую роль в историческом и общественном развитии имеет сознание людей, и поэтому П. означает повсеместную борьбу против невежества, безнравственности, религиозного фанатизма. В более узком конкретно-историческом смысле под П. понимается идеология европейского и российского Просвещения, направленная на всеобъемлющую критику феодальной формации, абсолютизма и церкви на основе принципов справедливости, свободы, равенства и гуманизма. В более широкой социальной практике П. реализуется как программа распространения знаний среди всех слоев населения путем повышения уровня образования, культурного роста всего общества. С исторической точки зрения П. представляет собой необходимую ступень развития любой страны, которая встала на путь необратимого поступательного развития, что характеризует переходные периоды эпохи становления капиталистической цивилизации в Новое и Новейшее время как на Западе, так и на Востоке. Наиболее полно идеология П. была сформулирована выдающимися деятелями европейского Просвещения. В ХIХ в. идеи П. разрабатывались в утопическом социализме, они представляли собой программу духовного и социального преобразования жизни пролетариата. П. оказалось чрезвычайно характерным для мировоззрения и общественной практики русской интеллигенции последней трети ХIХ—нач. ХХ в. Это, напр., нашло свое выражение в идеях «хождения в народ», в реализации концепции «народной школы», разработанной выдающимся педагогом К.Д. Ушинским (1824—1870/71), в создании в нач. ХХ в. известным книгоиздателем и книгопродавцем И.Д. Сытиным (1851—1934) народной «Библиотеки для самообразования», а также в деятельности издательского товарищества «Знание» (1898—1913), которое с 1902 г. возглавлял писатель М. Горький (1868—1936). В настоящее время идеи П. реализуются в программах приобщения того или иного региона или страны к достижениям мировой цивилизации, а также в разработке новых и совершенствовании существующих систем образования и культурного развития в условиях все возрастающей роли научного знания во всех сферах жизни современного общества.