ПРОСВЕЩЕНИЯ ЭПОХИ КУЛЬТУРА

Найдено 1 определение
ПРОСВЕЩЕНИЯ ЭПОХИ КУЛЬТУРА
один из выдающихся периодов в истории культурной и духовной жизни Западной Европы, Америки и России ХVIII в. Эпоха П. (1688— 1789) ознаменовалась развитием широкого умственного и культурного движения, связанного с осознанием общего кризиса всех сторон жизни и общественного сознания феодальной формации, института абсолютной монархии и церкви. Поэтому П. к. развивалась в атмосфере беспощадной критики в адрес современной цивилизации, что сочеталось с историческим оптимизмом и верой в лучшее будущее у передовых и демократически настроенных деятелей эпохи. В центре умственной жизни П. оказались проблемы исторического прогресса, наилучшего социального устройства, распространения знаний, борьба против невежества и религиозного фанатизма во имя наступления «просвещенного века». Поэтому эпоха П. оценивается как всеобъемлющий духовный и социальный переворот, который воплотился в победоносной антиколониальной войне в Северной Америке, в принятии «Декларации независимости» (1776) Т. Джефферсона (1743—1826) и во Французской революции 1789—1793 гг., провозгласившей «Декларацию прав человека и гражданина» (1789), что стало реализацией многих социальных и гуманистических идеалов просветителей. Зародившись в Англии, П. достигло своего расцвета во Франции, которая стала для ХVIII в. духовным центром Европы, а поздний период европейского П. протекал в Германии. П. к. отличалась интенсивным и плодотворным развитием философской, социальной, политической, этической и эстетической мысли, что ознаменовалось созданием знаменитой 35-томной «Энциклопедии, или Толкового словаря искусств, наук и ремесел» (1751—1780), свода передовых для того времени научных знаний, в создании которого приняли активное участие выдающиеся французские просветители во главе с Д. Дидро (1713—1784). П. выдвинуло целую плеяду деятелей, отличавшихся всеобъемлющим талантом, универсальностью и разносторонностью своих интересов и знаний. Во Франции наряду с Дидро можно назвать Вольтера (1694—1778), в России — М.В. Ломоносова (1711—1765), а в Германии — И.В. Гёте (1749— 1832). П. стало не только временем беспощадного критицизма, но и эпохой духовного, философского и культурного самопознания, что определяло содержание того понятия «век П.», которое сформулировал немецкий философ И. Кант: «П. — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находился по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны какого-либо другого…,» «...имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз П.». В противовес идеям божественной предустановленности жизни природы, общества и человека просветители провозгласили могущество свободного автономного разума, который способен открывать истины и законы, устанавливать принципы равенства и общности всех людей на началах гуманности и нравственности, образованности и культурности. Разум рассматривался просветителями как единственный критерий оценки окружающего мира, перед его судом должны предстать деспотизм, невежество, предрассудки, и поэтому деятели П. были сторонниками просветительства, создания нового мировоззрения, гражданского воспитания человека как деятельной борющейся против неразумности и невежества личности. П. стало эпохой борьбы за естественнонаучное знание и разумный открытый взгляд на мир и человека; просветителями были заявлены великие идеи свободомыслия, которые стали неотъемлемым принципом последующей мировой культуры. П. к. оказалась новым этапом в развитии гуманизма, и становление европейского П. было связано с трудами английского философа Дж. Локка (1632—1704), выдвинувшего несколько важнейших для всей эпохи положений о человеке. Это был отказ от теории врожденных идей, утверждение опыта как основы познания, начинающего свой путь от состояния «чистой доски», а также признание достоверности умозрительного знания, коренящегося в чувствах и выражаемого посредством языка. Позднее просветители выступили с концепцией «естественного человека», от природы наделенного всеми необходимыми задатками, которые оказываются обречены на искажение и подавление феодально-монархической цивилизацией. В социальной сфере это вело к провозглашению равенства людей не только от природы, но и перед разумными законами общества, которое должно строиться не на основах угнетения, деспотизма и сословного расслоения, а посредством «общественного договора» свободных граждан. Эти идеи наиболее последовательно были выражены в трудах Ж.-Ж. Руссо, создателя руссоизма — философского учения о гармонии и единстве духовного мира человека с миром природы. В социальноправовой и государственной сфере П. ознаменовалось выдвижением принципа разделения законодательной, исполнительной и судебных ветвей власти, что было обосновано одним из основоположников французского П., философом, писателем и политическим деятелем Ш.Л. Монтескье (1689—1755). В области этики и эстетики основополагающее значение для всего П. имели идеи английского философа А.Э.К. Шефтсбери (1671—1713), который отверг связь нравственности с религией и выделял природные истоки и самостоятельное значение морали, которую нужно оценивать по естественным мотивам и порывам, а не только по результату. Шефтсбери была выдвинута идея о гармонично развитой личности и всеобщей мировой гармонии. Заявив о единстве нравственности и красоты, признав человека создателем различных форм прекрасного в искусстве и в жизни, Шефтсбери считал красоту основой гармоничного строения всего мира. П. к. характеризовало довольно большое разнообразие философских, социологических, этических и эстетических доктрин, но помимо идей о главенствующей роли разума их объединяло понятие прогресса — восхождения от низших ступеней развития через череду исторических заблуждений и преступлений к высшей ступени просвещенности, гуманности и нравственности, что в позднем П. было дополнено И.Г. Гердером (1744—1803) идеей об индивидуальной специфике и неповторимости исторического и культурного развития каждого народа. Общая просветительская формула прогресса была окончательно сформулирована во времена Французской революции и сводилась к трем важнейшим положениям: «уничтожение неравенства между нациями, прогресс равенства между различными классами одного и того же народа, наконец, действительное совершенствование человека» (Ж.А. Кондорсэ). Эпоха П. отличалась полнотой и многообразием развития светских форм художественной культуры, что было основано на просветительском идеале универсализма творческих интересов и талантов и энциклопедичности человеческих знаний. Поэтому П. стало временем нарастающего интереса Запада к восточной культуре, накопления научных знаний о Востоке. Важным фактом культурного развития Европы и России стал, напр., устойчивый интерес к русской истории и общественной жизни таких выдающихся деятелей П., как Вольтер и Д. Дидро. Знаменательным явлением для ХVIII в. стало вхождение России в сообщество европейских держав и европейскую культуру, а также развитие российского П. См. Просвещение в России. Признание объективного характера человеческого познания, интерес к окружающему миру и к социальному статусу человека сочетались у просветителей с утверждением высокой познавательной, нравственной и воспитательной роли искусства. В области эстетики особенно знаменательным было признание современности равноправным и даже приоритетным источником художественного творчества. На основе идеологии П. получают развитие ряд художественных направлений и течений: просветительский реализм, сентиментализм и просветительский классицизм. ХVIII в. стал эпохой дальнейшего развития театра и драмы, формирования реалистической театральной эстетики и жанра комедии. В творчестве К.В. Глюка (1714— 1787) и В.А. Моцарта (1756—1791) коренному преобразованию подверглась опера, принявшая форму музыкально-драматического спектакля, выражающего напряженные конфликты и столкновения человеческих страстей. Наряду с театром в эпоху П. громадное значение приобрела художественная литература, в частности, проза, расцвет которой происходит в форме философского, нравоописательного, психологического романа и философской повести. ХVIII в. отмечен становлением журналистики и развитием различных публицистических жанров, включая художественную критику, одним из основоположников которой стал Дидро. Основные художественные направления и течения П. проявили себя в области живописи, главными достижениями которой в Англии и во Франции стали бытовой жанр, натюрморт и портрет. В области музыкального искусства большие достижения имела венская классическая школа, представленная ее выдающимися мастерами Й.Ф. Гайдном (1732—1809), В.А. Моцартом, Л. ван Бетховеном (1770—1827), основными жанрами творчества которых стали симфонии, сонаты и оперы. Наряду с обогащением музыкального языка и совершенством музыкальных форм, венская школа отличалась синтезом богатых народных песенных традиций со свойственными П. философскими идеями, гуманистическими и художественными идеалами. Таким образом, в эпоху П. установились вся полнота и многообразие различных форм европейского сознания, культуры и образованности.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.



Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
444.49 кб

Философия в России эпохи Просвещения в контексте культуры: стратегии исследования

Артемьева Татьяна Владимировна, Микешин Михаил Игоревич
В статье представлено исследование, выводящее за рамки традиционного представления о философских текстах эпохи Просвещения и позволяющее значительно расширить источниковедческую базу российской философии.
Читать PDF
7.96 мб

Коронация императора Павла i: образ монарха в церемониальной культуре эпохи просвещения

Скоробогатов Андрей Валерьевич
Статья посвящена исследованию роли коронации в формировании образа монарха в церемониальной культуре России второй половины XVIII в.
Читать PDF
854.31 кб

Культура тюркской эпохи в Центральной Азии и ее вклад в развитие культуры и просвещения

Карыева Анара Карыевна
В истории и развитии культуры народов Центральной Азии эпоха Тюркской культуры VI-XII вв. занимает особое место.
Читать PDF
169.73 кб

Визуализация философских понятий и концептов в российской интеллектуальной культуре эпохи Просвещени

Артемьева Татьяна Владимировна
Значительный объем философских смыслов присутствовал в российской философии в виде метафор и визуальных образов.