ПРОСВЕЩЕНИЯ ЭПОХА В РОССИИ

Найдено 1 определение
ПРОСВЕЩЕНИЯ ЭПОХА В РОССИИ
умственное и культурное движение, характеризующее духовную и общественную жизнь России во 2-й пол. ХVIII в., в период правления Екатерины II (1762—1796), часть культуры европейского Просвещения. Предпосылки П. в Р. были заложены преобразованиями и реформами Петра I, которые были поддержаны в царствование Елизаветы Петровны (1741—1761). Поэтому П. в Р. не было лишь результатом внешнего западноевропейского влияния, а составило к концу ХVIII в. закономерный этап самостоятельного развития российской культуры. Становление П. в Р. оказалось связано с ускоренным распространением светских форм культуры, освобождением сознания от религиозных догм, утверждением просветительства, внедрением светского научного знания и полнокровным развитием искусства. Свое значение также имели военные победы России, превратившие ее в одну из сильнейших держав, что благоприятствовало не только политическим, но и широким международным культурным контактам России с Западной Европой. П. в Р. проявило себя в напряженных идейно-нравственных исканиях, в интересе к социальным проблемам государственности и улучшения положения народа, в постановке вопросов гражданственности, свободы и в утверждении значения естественных прав человека. Во времена Екатерины II формируется идеология «просвещенного абсолютизма», основанная на вере в возможность правления на основе справедливых законов и при участии передовых деятелей, говорящих правду правителям, создающих разумные социальные установления и способствующих всеобщему просвещению граждан. П. в Р. развивалось в атмосфере постоянного внимания к западноевропейской культуре, к ее философской и общественной мысли. В России осуществлялись переводы трудов европейских просветителей на основе идей, изложенных в кн. Ш. Монтескье «О духе законов» (1748), был подготовлен «Наказ комиссии для составления нового Уложения» (1767). Знаменательными фактами не только российского, но и европейского П. стало пребывание выдающегося деятеля французского Просвещения Д. Дидро (1713—1784) при дворе Екатерины II в 1773—1774 гг., а также ее переписка с другим великим французом — Вольтером (1694—1778), автором известной «Истории российской империи при Петре Великом» (1759), где русский царь представлен как героический преобразователь Российского государства. С 60-х гг. ХVIII в. началось собирание коллекций художественных ценностей западноевропейского искусства для Эрмитажа, где были помещены также купленные Екатериной библиотеки Вольтера и Д’Аламбера. Своеобразным явлением российского П. стало распространение масонства, западного религиозно-этического учения, с его идеями нравственного совершенствования личности и создания гражданского общества, основанного на человеколюбии и совместной созидательной деятельности. «Масонство было первой свободной самоорганизацией общества в России» с социальной и нравственной направленностью (Н.А. Бердяев). Для П. в Р. была характерна вера в истинность идеалов просвещенной монархии, но надеждам на реализацию просветительских идей в России сильнейший удар был нанесен восстанием Е. Пугачева в 1773—1774 гг. и последовавшей суровой расправой над его участниками. Очевидно, что П. в Р. не было однородным, и наряду с идеями просветительства, умеренной оппозиционностью и критикой злоупотреблений особое значение для дальнейшего развития российской общественной мысли имели сатирические журналы Н.И. Новикова «Трутень» и «Живописец» (1769—1772) а также политические воззрения А.Н. Радищева (1749—1802). Он поставил вопрос о радикальных путях полной ликвидации крепостничества, что сделало его книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) не только выдающимся явлением общественной и литературной жизни, но и актом гражданского мужества. Радищевым была высказана идея о несовместимости института монархии с достижением свободы для простого народа. Социально-политические условия развития П. в Р. отличались глубокой противоречивостью, т.к. тенденции к прогрессивным социокультурным преобразованиям в духе западных идеалов просвещенного абсолютизма сочетались в российском самодержавии со стремлением сохранить феодально-крепостническую систему, противостоять революционным и либеральным общественным и политическим процессам, обоснованным в идеологии европейского П. накануне Французской революции. Однако при всей неравномерности и непоследовательности своего развития П. в Р. сопровождалось значительными и выдающимися достижениями в области культуры. Качественно новым явлением в системе образования стало открытие Московского университета (1755), а при нем двух гимназий и гражданской типографии. Позднее началось формирование системы четырехклассных и двухклассных общеобразовательных учебных заведений в губернских и уездных городах. В Москве (1779) и Петербурге (1782) появились учебные заведения для подготовки учителей, а при участии Академии наук и преподавателей Московского университета создавались учебники по естественным наукам. Для российской культурной жизни важное значение имел указ Екатерины II «О вольных типографиях» (1783), и одним из характерных явлений российского П. стало развитие журналистики. В типографии при Московском университете были напечатаны первые детский, естественнонаучный и музыкальный журналы, а также газета «Московские ведомости». Распространение просветительских идей, реализация планов «исправления нравов» и антикрепостническая критика получили развитие в сатирических журналах 60— 70-х гг., наиболее известные из которых выпускались при участии выдающегося русского просветителя Н.И. Новикова (1744—1818). Ему же принадлежит важная роль в издании и распространении книг, что стало неотъемлемой частью русского просветительства. Огромный вклад практически во все основные отрасли российской национальной науки и культуры внес М.В. Ломоносов (1711—1765). Ученый-энциклопедист в сфере естественных наук и выдающийся деятель художественной культуры, убежденный в громадном духовном потенциале русского народа, он стал первым русским академиком, был избран почетным членом Болонской и Шведской академий. Ломоносов проявил себя как организатор отечественной науки и образования и основатель Московского университета. Естественнонаучная деятельность Ломоносова охватывала геологию, минералогию, геофизику, физику, химию, он был выдающимся экспериментатором и занимался проблемами техники, горного дела, производства стекла, изготовлением красок и созданием мозаичной живописи. С Ломоносовым связано усиление просветительской деятельности Академии наук, им были написаны такие учебные пособия, как «Российская грамматика», «Краткий российский летописец» и «Первые основания металлургии или горного дела». Эпоха П. в Р. была временем становления русского языка как языка общероссийского, чему в немалой степени способствовала наряду с «Российской грамматикой» и работа Ломоносова «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (1757). Позднее, в 1783 г., при содействии Екатерины II был основан журнал «Собеседник любителей российского слова», а в Петербурге была создана Российская Академия как научное учреждение, целью которого стало изучение русского языка и словесности. Большое значение для становления национального самосознания имела мысль о необходимости и возможности не только религиозного объединения людей, но и их единства на основах культуры и образованности. В эпоху П. русская художественная культура начинает развиваться в соответствии с общими направлениями западноевропейской культуры. Во 2-й пол. ХVIII в. господствующим направлением в художественной культуре России становится классицизм, оказавшийся более тесно, чем на Западе, связанным с просветительской идеологией. Классицизм наиболее полно проявил себя в литературе, драматургии, театре и живописи. Выдающийся вклад в развитие русской поэзии, стихосложения и художественной прозы внес Ломоносов. В эпоху классицизма сложилась литература с системой жанров, отвечающей новым задачам развития светской культуры. К концу ХVIII в. получает свое развитие русский сентиментализм, чьи принципы в основном получили выражение в литературе и портретной живописи. С сер. ХVIII в. наступил важный период в истории русского театра и драматургии. В Петербурге был учрежден Российский театр (1756), директором которого стал основоположник русской драматургии классицизма А.П. Сумароков (1717—1777), а основателем русской национальной традиции комедии оказался Д.И. Фонвизин (1744—1792). Своеобразным явлением русской культуры явился крепостной театр, образцами которого были театры гр. Н.П. Шереметева в Останкино и гр. Н.Б. Юсупова в Архангельском. Эстетические принципы классицизма и сентиментализма самобытно проявили себя в изобразительном искусстве. Классицизм способствовал приобщению России к общеевропейской системе живописных жанров, включающих в себя парадный портрет, пейзаж и историческую живопись. В частности, развитие исторической живописи выразилось в обращении художников к событиям и персонажам национального прошлого. Одну из замечательных страниц в истории художественной культуры представляла архитектура и скульптура классицизма. Архитектурное строительство в духе классицизма в Москве и Петербурге связано с деятельностью выдающихся мастеров В.И. Баженова (1745—1799) и М.Ф. Казакова (1738—1812). В эпоху П. развивается культура дворянских усадеб и садово-парковое строительство. Знаменательным событием культурной жизни стала установка в Петербурге памятника Петру I, «Медного всадника» (1782), исполненного выдающимся французским мастером Э.М. Фальконе (1716— 1791). Музыкальная культура эпохи П. в Р. была отмечена первыми шагами в формировании национальной композиторской школы и развитием оперы, образцы которой были созданы в творчестве Е.И. Фомина (1761—1800) и В.А. Пашкевича (1742—1797). Эпоха П. в Р. стала основой для становления самобытной русской национальной культуры ХIХ в., которая явилась самостоятельным вкладом в мировую цивилизацию.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.