европейские мыслители XVII-XVIII вв.:
- Дж. Вико итальянский мыслитель, заложил основы сравнительной культурной антропологии, философии истории, социологии, юриспруденции; в работе «Основание Новой науки об общей природе наций» делит действительность на мир природы, созданный Богом и мир гражданский, наций, созданный человеком; для человека истинным является только созданное им самим, необходимо познать мир, созданный человеком; мир наций это последовательная смена эпох, объединенных одним основополагающим принципом; Основанием всеобщей истории является век богов, век героев, век людей; две формы постижения мира – поэтическая и философская; первая породила мифы, образы, символы, знаки – Мир искусства, впоследствии – мир наук,
- И. Гердер «Идеи к философии человеческой истории» – основа культуры гуманность; язык – «печать нашего разума»; ценности человека – разум, гуманность, вера, справедливость,
- Ж.Ж. Руссо критиковал культурные основы человеческого общества – 1)современная цивилизация плод и источник неравенства, т.к. «науки и искусства обязаны своим происхождением нашим порокам»; 2) общественный прогресс противоречив, развитие просвещения не означает увеличение человеческой мудрости; 3) разрыв между подлинной пользой и искаженными личными интересами людей приводят к отчуждению, деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную враждебную силу (политическое отчуждение – правитель и подданный, социально-экономическое – частная собственность, психологическое – развитие общества и одиночество); 4) нравственный кризис – на смену естественному эгоизму приходит страсть, самолюбие, тщеславие, властолюбие; 5) «возврат к истокам», к природе, естественному состоянию в котором люди равны, нет политики, нет частной собственности.
-Основные идеи просветителей:
- авторитет разума,
- культура не только преобразование человеком природы, но и преобразование самого человека,
- человек должен следовать природе, которая не разумна, но создала разумного человека.