ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Пространство и время
Все, что мы наблюдаем нашими чувствами, все, что представляем, является нам не иначе, как одно подле другого, или одно после другого, или вместе — одно подле и после другого. Это-то существование одного подле другого называется пространством, а существование преемственное одно после другого — называется временем. Пространство и время в философии называется формами чувственного созерцания.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ
философские категории, посредством которых обозначаются формы бытия вещей и явлений, которые отражают, с одной стороны, их событие, сосуществование (в П.), с другой - процессы смены их друг другом (во В.), продолжительность их существования. В. и П. являют собой несущую конструкцию любой известной до сих пор объяснительной картины мира. Определение хотя бы в самом первом приближении масштабов в П. и ритмики смены во В. всех действительных и потенциально мыслимых природных и общественных систем как процедура представления фундаментальных параметров бытия являются необходимым условием не только процесса постижения мира человеком, но и осознание последним самого себя. Принципиально различными в трактовке П. и В. в истории философии выступали подходы, постулирующие их как: а) такие формы бытия, которые полностью автономны от тех явлений и вещных систем, которые в них "помещены" и в них существуют и являются; б) такие порядки, такие внутренние "меры" природно-социальных систем, которые задаются их взаимодействием и обусловлены их природой и характером. В модели мироустройства Ньютона П. и В. трактовались как однородные, универсальные и абсолютные формы бытия. Идеи "пустого" П. и абсолютного, автономного от человека В. были переосмыслены как философской традицией Декарта, постулировавшего их "заполненность" и обусловленность осуществляющимися взаимозависимостями и взаимодействием вещей и явлений, так и физикой 20 в., сформировавшей представление о едином "П.-В.", задающем многомерные метрики бытия и тем самым интерпретирующее В. всего лишь как одну из координат многомерного пространственно-временного континуума. В истории философии было принято различать "объективное" В., могущее фиксироваться соразмерно процессам в микромире либо ритмам движения небесных тел (и которому в таком смысле отказывает в праве на существование современная физика), и В. "субъективное", связанное с его осознанием людьми и распадающееся в зависимости от формы своей артикуляции на перцептуальное и концептуальное. В рамках концептуальных моделей возможно многомерное пространство, не апплицируемое на трехмерный мир, и нелинейные модели течения времени. В философии 20 в. доминирует понимание В. как условия возможности, как предпосылки субъективности и объективности в любом их модусе, а, следовательно, постулирование того, что В. отсутствует и в субъекте, и в объекте, и "вовне" и "внутри" (Хайдеггер). См. также: Социальное время.
А.А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

Пространство и время

/D/ Raum und Zeit; /E/ Space se time; /F/ L’espas et le temps; /Esp/ Espasio y tiempo.
Фундаментальные формы ориентации человека в мире. Категория пространства служит для установления отношений протяженности, структурности, сосуществования и взаимодействия. Категория времени – длительности, последовательности смены состояний.
Пространство обладает специфическими свойствами: трехмерностью, симметрией и асимметрией, формой и размерами, местоположением, расстоянием между объектами, распределением вещества и поля. Время – одномерностью, асимметричностью, необратимостью, ритмом, скоростью изменения состояний.
Человек, устанавливая свои отношения в мире, должен учитывать неразрывность единства пространства и времени; пространства, времени и изменяющихся процессов. Свойства изменяющихся процессов оказывают влияние на свойства пространства и времени, формами которых они являются. Пространство и время внутренне противоречивы, они представляют собой единство прерывности и непрерывности, конечности и бесконечности.
Первые научные и философские представления о пространстве и времени в новоевропейской философии связаны с Р.Декартом, Б.Спинозой, И.Ньютоном и Г.Лейбницем.
Р.Декарт отождествляет пространство с материей. Пространство есть порядок сосуществования тел в форме взаиморасположения одних возле других. Время – порядок последовательности моментов движения тел в форме одних после других. Эту точку зрения разделяет и Г.Лейбниц. Они отрицают саму возможность существования пространства и времени как особой реальности, независимой от бытия самих вещей.
Б.Спиноза и И.Ньютон материю отделяют от пространства и времени. И.Ньютон делит пространство на относительное, зависящее от объектов, и абсолютное, независимое от них. Абсолютное пространство является синонимом присутствия тяготения, как действия на расстоянии.И.Ньютон представлял пространство не как пустоту в античном ее смысле, а как абсолютную точку отсчета в механике и одновременно как чувствилище Бога, через которое тот видит и слышит мир. В XVII веке такое понимание пространства получило название Spiritus mundi – жизненный эфир, мировая душа, позднее обозначенное И.Ньютоном как всемирное тяготение.
Время в его научном понимании представляет собой подобие независимой переменной в математике.
В классической философии Ньютоновское понимание пространства и времени получает развитие в философии И.Канта. Он объявляет их априорными формами нашего сознания, что позволяло обосновать абсолютный и необходимый характер математических суждений.
Точка зрения Г.Лейбница и Р.Декарта развивается Г.Гегелем, а с материалистических позиций – К.Марксом и Ф.Энгельсом. Пространство и время здесь понимаются как объективные формы бытия материи органически с ней связанные через движение.

Источник: Философия, практическое руководство

Время и пространство
осн. формы существования материи. Философию прежде всего интересует, реальны ли В. и п. или это чистые абстракции, существующие только в сознании человека. Философы-идеалисты отрицают объективный характер В, и п.: ставят их в зависимость от содержания индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), рассматривают их как априорные формы чувственного созерцания (Кант) или как категории абсолютного духа (Гегель). Материализм признает объективный характер В. и п., отрицает вневременную и внепространственную реальность. В. и п. неотделимы от материи. В этом проявляется их универсальность и всеобщность. П. трехмерно, В. имеет одно, и только одно, измерение; П. выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов, В. же — последовательность существования сменяющих друг друга явлений. В. необратимо, т. е. всякий материальный процесс развивается в одном направлении — от прошлого к будущему. Развитие естествознания показало несостоятельность метафизической концепции, согласно к-рой В. и п. существуют независимо от материальных процессов и отдельно друг от друга. Диалектический материализм исходит не из простой связи В. и п. с движущейся материей, а из того, что движение является сущностью В. и п. и что, следовательно, материя, движение, время и пространство неотделимы. Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Естествознание 18—19 вв., признавая объективность В. и п., рассматривало их, вслед за Ньютоном, в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно независимо от материи и движения. В соответствии с атомистическими взглядами древн. натурфилософов (Демокрит, Эпикур), естествоиспытатели почти вплоть до 20 в. отождествляли П. с пустотой, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а В. — протекающим равномерно. Совр. физика отбросила старые представления о В. и п. как пустых вместилищах и доказала их глубокую взаимосвязь с движущейся материей. Гл. вывод теории относительности Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что В. и п. не существуют сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в такой универсальной взаимосвязи, в к-рой они теряют самостоятельность и выступают как относительные стороны единого и неделимого времени-пространства. Наукой точно установлено, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и что структура или геометрические свойства четырехмерного континуума (пространство-время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля тяготения. В создании совр. теории П. и П. большую роль сыграли идеи Лобачевского, Римана, Гаусса, Больяи. Открытие неэвклидовой геометрии опровергло кантовское учение о В. и п., как внеопытных формах чувственного восприятия. Исследования Бутлерова, Федорова и их последователей обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи пространственным расположением атомов. Факт изменчивости наших представлений о В. и п. используется философским и «физическим» идеализмом для отрицания их объективной реальности. Согласно диалектическому материализму, человеческое познание дает все более глубокое и правильное представление об объективно-реальном В. и п.

Источник: Философский словарь. 1963

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
философские категории для обозначения во всеобщей форме таких эмпирически проявляющихся качеств, как протяженность и длительность. В истории философии наличие представлений или понятий пространства и времени никогда никем не отрицалось; оспаривалось лишь, принадлежат ли пространство и время самому предметному миру или же являются особыми свойствами самого человека (его системы восприятия и мышления). Для стихийного материализма и натурфилософских представлений характерно понимание времени и пространства как объективно существующих качеств внешнего мира. Свое логическое завершение такой подход находит в физике и натуральной философии И. Ньютона. В его концепцию включены понятия абсолютного пространства и абсолютного времени. Первое есть бесконечная протяженность, «вместилище» для всей материи, а второе - равномерно текущая бесконечная длительность. И то, и другое не зависят от каких-либо процессов внутри самой материи. Именно такая «абсолютная независимость» пространства и времени позволила И. Канту сделать парадоксальный вывод о том, что они, по-видимому, вообще принадлежат не миру нашего опыта, а самим познавательным способностям человека. Иными словами, мир, существующий вне человека и безотносительно к его познанию, обладает принципиально недоступными нам параметрами. Лишь когда мы делаем его фрагменты «вещами-для-нас», мы оформляем их временем и пространством. Время и пространство для Канта - это априорные (до-опытные) формы чувственного созерцания, изначально присущие человеческой способности восприятия. По Канту, вывести, абстрагировать из реальности время и пространство невозможно. Традиция объективного идеализма Нового времени продолжает платоновский подход. Пространство и время выступают как всеобщие внешние условия бытия тел, но созданные вместе с материей Богом (религиозные концепции) или выступающие как формы Абсолютной Идеи (например, у Гегеля), Диалектико-материалистическое учение о пространстве и времени состоит в понимании последних как «всеобщих атрибутов и форм движения материи». Тем самым считается, что пространство и время неразрывно связаны с материей, а к их свойствам относятся: единство прерывного и непрерывного; количественная и качественная бесконечность. Различают метрические характеристики (т. е. связанные с процессами измерения) и топологические (например, связность и симметрия пространства, и Одномерность, необратимость времени). Огромный вклад в формирование современных представлений о пространстве и времени внесла специальная теория относительности А-Эйнштейна, выработавшая положение о едином «материально-пространственно-временном континууме», где все три параметра взаимосвязаны и относительны друг друга. Дальнейшее развитие физической наукой понятий пространства и времени привело к определенным логическим и теоретико-познавательным трудностям, и в настоящее время невозможно говорить о проблеме статуса пространства и времени как о закрытой, вполне разрешенной философской проблеме. Вопросы соотношения безграничности и бесконечности, обратимости и необратимости, многомерности и др. ещё предстоит осмыслить. Пристальное внимание уделяется исследователями XX в. новым аспектам пространства и времени - историческое пространство и время, психологическое, культурное, духовное. Понимать ли эти аспекты как грани реального бытия или лишь моменты нашего познания мира? Многие вопросы остаются открытыми.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ВРЕМЯ и ПРОСТРАНСТВО
формы бытия, выражающие: П. - сосуществование вещей, В. - смену вещей друг другом. В более широком смысле В. и П. являются описаниями структуры бытия, зафиксированной во В. как длительность, сменяемость объектов, их стадий и состояний, в П. - как форма их взаимодействия, сочетания, со-бытия. В. и П. могут трактоваться как абстрактные характеристики бытия и как конкретные его структуры, выражающие полифоническое движение различных процессов. В. и П. могут быть представлены в качестве внешнего масштаба (масштабов), фиксирующего порядок сосуществования и смены различных объектов, и в качестве "внутренней" меры отдельных природных и общественных систем. В. и П. задают исходные ориентации, на основе которых строится любая известная картина мира. В этом плане они оказываются предельно абстрактными характеристиками бытия: они намечают исходные порядки, контуры и ритмы, обусловливающие более конкретные представления человеком определенных явлений и процессов, их духовное, теоретическое и практическое освоение. Будучи фундаментальными определителями бытия, они вместе с тем оказываются важнейшими формами согласования общения и деятельности людей и детерминантами развития личности. В этом отношении они оказываются вполне конкретными выражениями бытия, формами его воспроизводства и обновления жизни и деятельности людей. Таким образом, в качестве категорий В. и П. задают исходные масштабы представления бытия, создают основу для нормативной регуляции человеческих взаимодействий, определяют ритм практической, познавательной и мыслительной деятельности людей. В историческом развитии этих категорий заметное место занимает борьба между философами, настаивавшими на характеристике В. и П. как особых форм, не зависящих от систем и процессов, в них "протекающих", и философами, трактующими В. и П. как определенные порядки смены и сосуществования вещей и явлений, зависящие от взаимодействия последних.
В древности идею пустого П. развивал Лукреций. В новое время философия В. и П. развивалась под мощным влиянием ньютоновских представлений, в которых В. и П. выступали в качестве абсолютных, универсальных, однородных форм. Философия этого периода акцентировала внимание на определении В, и П. как самых общих категориальных характеристик бытия и на соответствующей их роли в человеческом познании, мышлении и деятельности. Этот подход стимулировался и классической механикой, абстрагирующейся от качественных описаний бытия, и зарождающейся экономической наукой, занятой поиском абстрактного В., сопоставляющего и сравнивающего разные человеческие деятельности и их результаты. В дальнейшем эволюция естествознания и общественных наук привела к необходимости конкретизировать понятия о В. и П., сопоставить их с особыми формами бытия, рядами явлений и событий. В аспекте этой задачи получили подтверждение идеи Декарта и Лейбница о "заполненности" В. и П., об их обусловленности взаимодействиями явлений и тел. Физика XX в. сформировала представления о едином "времени-пространстве", выражающем бытие особой системы и присущую ей метрику. В сфере обществознания также получило распространение понятие "хронотопа", ориентированное на особые порядки систем, в которых реализуются бытие людей, различные формы их деятельности. Философия В. и П. под влиянием этих изменений все более стала заниматься вопросами развития категорий В. и П. в истории общества, ролью этих категорий во взаимодействиях людей, в деятельности познания и мышления.
В. Е. Кемеров

Источник: Современный философский словарь

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
сновные формы существования материи, ее неотъемлемые свойства. Пространственные отношения выражают, с одной стороны, порядок одновременно существующих событий, а с другой — протяженность материальных объектов. Временные отношения — это порядок сменяющих друг друга событий, а также их длительность. Материалистическая философия всегда признавала объективный, всеобщий и универсальный характер П. и в. Это значит, что они существуют вне сознания, независимо от него, что они присущи всем предметам и явлениям действительности, другими словами, какой бы процесс ни происходил в мире, он всегда совершается в П. и в. В отличие от материализма,, идеализм ставит пространственно-временные отношения в зависимость либо от индивидуального сознания (Беркли, Мах), либо от абсолютной идеи, от надмиро вого сознания (Гегель, Бергсон), либо же объявляет их априорными (доопытными) формами чувственного созерцания (Кант). Диалектический материализм не только признает объективный характер П. и в., но, в отличие от предшествующей материалистической философии, подчеркивает неразрывную связь П. и в., материи и движения. «В мире нет ничего, кроме движущейся материн, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени» (Ленин). При этом диалектический материализм опирается на представления о П. и в., развитые современной наукой. Вплоть до нач. 20 в. ведущее положение в науке занимала точка зрения на II. ив., к-рая наиболее последовательно была сформулирована Ньютоном. Согласно этой точке зрения, П. и в. представляют собой некие, ни от чего не зависящие сущности, в к-рых располагается и движется материя. Это «вместилища», к-рые обусловливают объемы предметов и явлений, их длительность и возможность взаимного движения. При этом П. и в. рассматривались как абсолютные, т. е. единые и универсальные для всей вселенной. Это означало, что они повсюду обладают одними и теми же свойствами, что пространственно-временные отношения между предметами или событиями, установленные в какой-либо определенной системе отсчета, везде и всегда одни и те же. Такое истолкование П. и в. провозглашало полную независимость их как друг от друга, так и от движущейся материи, Более того, оно ставило материю в подчиненное положение по отношению к П. и в. Так, согласно этой концепции, ни один материальный объект не может существовать вне П. и в., тогда как последние вполне могут существовать без каких-либо материальных систем, и даже свойства их не зависят от на личин или отсутствия этих систем. Современные научные представления о П. и в. сформулированы в теории относительности Эйнштейна. Концепция П. и в., лежащая в основе этой теории, берет свое начало от Лейбница и Гюйгенса. Большой вклад в ее разработку внесли создатели неэвклидовых геометрий (Лобачевский, Риман). Согласно этим представлениям, П. и в. не являются некими самостоятельными сущностями, а представляют собой всеобщие и неотъемлемые свойства материи. Пространственные и временные отношения рассматриваются как производные от материальных взаимодействий между физическими явлениями, событиями. Вместе с темП. и в. неразрывно связаны между собой, являясь сторонами одного пространства времени. Взаимосвязь П. и в., их зависимость от материи и движения подтверждаются экспериментальными данными, к-рые свидетельствуют о том, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости их движения и от интенсивности полей тяготения, создаваемых скоплением масс вещества. Таким образом, нет абсолютных, т. е. раз и навсегда данных, единых и универсальных для всей вселенной пространственно-временных отношений, они зависят от взаимного расположения и движения материальных систем. Согласно современным представлениям, пространство трехмерно, время же имеет только одно измерение. Вместе они составляют единый четырехмерный континуум. Течение времени необратимо. Это означает, что всякий материальный процесс развивается только в одном направлении — от прошлого к будущему.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

Время и пространство
категории соответственно характеризующие структуру изменения и устойчивости, процесса и состояния. В идеалистической философии принципиально, а в материализме чаще всего эти категории описывают физический мир, не распространяясь на идеальное бытие. Но в таком случае они не являются всеобщими. В коррелятивной онтологии всеобщность В. и П. гарантируется инвариантностью их отношения к изменению и устойчивости, которые тоже не сводятся к физическому движению и покою. В то же время учитывается их специфика в соотношении и изменением и устойчивостью каждого из базовых видов бытия.
В объективной реальности В. и П. предстают как определенное соотношение между элементами тех множеств, которыми являются тот или иной процесс или состояние. В. есть структура изменяющегося множества, а именно отношение между изменяющимся объектами любой природы, соответствующее степени различия их изменений по отношению к изменению объекта-эталона. Для физического В. таким объектом-эталоном является вращение Земли вокруг своей оси, для биологического В. таковым может выступать появление нового биологического вида, для исторического, допустим, переход к новому периоду развития. эпохе. Эти виды изменений существуют объективно, хотя выбор именно их в качестве эталона для измерения времени осуществляется субъективно. Но субъективный выбор тоже имеет вполне объективные основания: появление того нового качества, которое значимо для субъекта. Поскольку любое сущее многокачественно, оно в разных сотношениях может пребывать в разных временах. Допустим, вода достигла температуры кипения за 10 минут. Это означает, что изменения во взаимодействии воды с тепловой энергией, позволившие получить данный результат, соотнесены с соответствующими изменениями во вращении Земли вокруг своей оси. Однако в этом процессе происходили и иные изменения, не связанные с качеством перехода жидкости в пар, но, возможно, порождающие иные качества (к примеру, приобретение водой способности в определенной точке нагрева вызвать ожог живых тканей). Такой подход справедлив и за пределами физического В. Так физически я, к сожалению, современник постмодернизма, но духовно могу быть современником Аристотеля или Тютчева. П. в объективной реальности также задается отношением различных элементов устойчивого множества любой природы к некоторому объекту-эталону, выступающему в качестве точки отсчета. В. объективной реальности выразимо пространственно как промежуток между различными моментами и количественно как интенсивность изменений в данный момент. В. и П. в рамках объективной реальности дискретны, разделяются на отдельные элементы, и потому являются предметами рационального научного познания и могут быть выражены в однозначных понятиях и формулах.
А.Бергсон обратил внимание на другую сторону изменения и соответственно времени, обозначив их как становление и «чистую» длительность» ((duree). Становление оказывается неделимым процессом, который совершается между начальным и конечным пунктами и всегда оказывается внутри; время этого становления также воспринимается как неделимое. И то и другое не поддается измерению и рациональному анализу , но дано лишь в переживании. С позиций коррелятивной онтологии это означает, что такое В есть характеристика субъективной реальности (напомним, что для нас субъективная реальность – всеобщий атрибут).
П. в объективной реалности также не сводится к физической его разновидности и ообразует устойчивую систему координат в любой предметной области бытия: биологической, социальной, психологической и т.д. К пониманию П. субъективной реальности близко понятие «места», введенное М. Хайдеггером. Поскольку он не дает строгих определений, приходится полагаться на собственную интерпретацию: место есть устойчивый срез явленности единства времени как «чистой длительности» и пространства как «чистой протяженности», снимающейся в констатации наличного вектора сущего (под вектором понимается направленный отрезок, у которого указаны начало и конец; в обобщенном смысле указание вектора сущего есть указание его границ).
В трансцендентной реальности В. выступает как вечность, тождественная мгновенью, «являет собой бесконечный круг, вечный без начала и конца, нераздельно единый и всеобъемлющий», а П. в этом круге предстает как такой центр, который совпадает с бесконечной окружностью (Николай Кузанский).
Ист.: Бергсон А. Восприятие изменчивости / Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск. 1999; его же. Творческая эволюция / Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск. 1999. Кузанский Н. Об ученом незнании / Кузанский Н. Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1979. Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973. С. 188-200; его же .Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 209-214; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 79-82; его же. Взаимодействие и время / Современная онтология - 3. СПб. 2009 (см. также в: http://vasagatovskij/narod.ru). Хайдеггер М. Искусство и пространство / Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1993.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
философские категории, в которых зафиксирована изменчивость всего окружающего и его структурная организованность. В общем смысле П. предполагает сосуществование вещей, явлений, образов, теорий: «одно подле другого». В. предполагает последовательность смены состояний, «одно после другого». Основные проблемы П. и В., всегда стоящие перед философской мыслью, – это проблема объективного существования П. и В., проблема выявления структуры П. и В., проблема взаимодействия П. и В. и проблема возможностей и способов познания П. и В.
Представления о П. и В. прямо или косвенно связаны с такими проблемами, как соотношение порядка и хаоса, смерти и бессмертия, прогресса и регресса, традиций и новаций и пр. Представления о П. и В. всегда были концентрированным выражением любых социо-культурных парадигм , регулировали повседневную человеческую жизнь. Поэтому изучение П. и В. – это обязательно изучение исторически конкретных форм переживания и осмысления П. и В.
В истории человеческой мысли выделяют так называемую субстанциональную концепцию П. и В., представители которой считают, что П. и В. – самостоятельные «сущности». Такие взгляды можно обнаружить у древних атомистов: «пустота» существует наряду с атомами. XVII–XVIII вв. – это торжество субстанциональной концепции, рассматривающей В. как чистую бесконечную длительность, а П. – как «вместилище» всего существующего, как «пустой ящик» (И. Ньютон).
Другая концепция – так называемая «реляционная» – рассматривает П. и В. как свойства всего существующего. В прошлом к сторонникам этой концепции принадлежал Лейбниц . Идеи связи П., движения и В. высказывались Гегелем в «Философии природы», в качестве атрибутов материи рассматривает П. и В. философия марксизма . Успехи естествознания привели к своеобразному обоснованию реляционного подхода в специальной теории относительности А. Эйнштейна в 1905 г., в которой обосновывалась неразрывная связь П. и В. Позже в общей теории относительности была выявлена связь П., В. и массы.
Другой подход к П. и В. можно назвать феноменологическим, он наиболее характерен для И. Канта . П. и В. в этом случае рассматриваются в качестве априорных форм чувственного созерцания, в качестве человеческой способности исходного упорядочивания опыта.
Представления о П. и В. как формах проявления вечности и бесконечности Абсолютного бытия, Бога в тварном мире характерны для христианской традиции. По словам Августина Блаженного , будущее и прошлое «расходуются» через душу человека, это его надежды и воспоминания. Николай Кузанский писал, что человеческий разум «идет путем уподоблений». Он вращается в кругу вещей конечных и законченных – в пространственно-временных координатах. Божественное единство и простота проявляют себя в множественности пространственных элементов, вечность проявляет себя в чередовании времен.
Взгляды представителей «новой онтологии» (Н. Гартмана, А. Бергсона , Х.-Г. Гадамера, М. Хайдеггера и др.) являются своеобразным объединением феноменологического подхода к П. и В., рассмотрения их в качестве форм человеческого опыта и идей греческой и христианской мысли, рассматривавших П. и В. как явление вечного во временном, бесконечного в конечном, единого во многом. П. и В. рассматриваются как следы отсутствия бытия, как невозможность для человека быть «здесь и сейчас».
Особая проблема – соотношение П. и В. По словам А. Бергсона, В. не поддается человеческому рациональному объяснению, поэтому оно как непрерывное становление вытеснено из нашей жизни, а вместе с ним – творческое начало. Человек рассматривает В. по аналогии с П. как бесконечное разнообразие форм, к которым можно в любой момент обратиться. Это «кладовая» вещей, образцов, норм, идей. Исчезает новизна, уникальность человеческой жизни, ибо ничего нельзя потерять безвозвратно.
На первый взгляд, начиная с Нового времени В. выдвигается на первый план, становится доминантой человеческой жизни, а идея новизны, развития, прогресса становится универсальным принципом человеческой жизни. Однако В. всё же рассматривается по аналогии с П.: В. можно экономить и копить, обменивать и продавать. Прогресс не есть движение к абсолютно новому, творчество сводится к изобретению, в жизни нет абсолютных потерь и неожиданных обретений. В «цели» просвечивают «средства», «объект» познания и деятельности есть конструкция, созданная «субъектом». Только на рубеже XIX и XX вв. появляется идея В. как одиночества, тоски по безвозвратно утраченному и ожидание «иного». Разочарование в идеалах рационализма есть обратная сторона попыток понять самобытие В. Образ «вечного возвращения» как попытка преодолеть «было» (Ницше ), идея истории как «кошмара» (Бердяев ); эсхатологические идеи «конца истории » и есть способы понять В. в его данности человеку.
Сближение П. и В. с формами человеческой жизнедеятельности ведет к выделению физических, биологических П. и В. как ритмов человеческой жизнедеятельности и биотических и биологических связей, социальных В. и П. (социальная структура, ритм социальных трансформаций), исторических В. и П. (единство и многообразие исторического процесса, его стадиальность, направленность); П. и В. культуры (структура мира культурных образцов, способы их трансляции, отношения человека с миром культуры).

Источник: Краткий философский словарь.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
всеобщие формы бытия материи, ее важнейшие атрибуты. В мире нет материи, не обладающей пространственно-временными свойства­ми, как не существует П. и в. самих по себе, вне материи или независимо от нее. Пространство есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие эле­ментов во всех материальных системах. Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем. П. и в. неразрывно связаны между собой, их единство проявляется в движении и развитии материи.
В домарксистской философии, а также в классич. фи­зике П. и в. нередко отрывались от материи, рассматривались как самостоят. сущности или внеш. условия существования и движения тел. В концеп­ции Ньютона абс. пространство понималось как беско­нечная протяженность, вмещающая в себя всю материю и не зависящая от к.-л. процессов, а абс. время - как те­кущая безотносительно к к.-л. изменениям равно­мерная длительность, в к-рой все возникает и исчезает. В ньютоновской концепции П. и в. приписывались нек-рые субстанциональные признаки - абс. самостоятельность и самодостаточность существования; вместе с тем П. и в. не рассматривались как порождающие субстанции, из к-рых возникают все тела. В материалистич. натурфилософии и основывавшихся на ее прин­ципах физич. теориях преобладало атомистич. пони­мание структуры материи: конечной, абсолютной и по­рождающей субстанцией признавалась лишь движу­щаяся материя, существующая и изменяющаяся в П. и в. как внеш. условиях бытия.
В религ. и объективно-идеалистич. учениях выдвига­лась сходная концепция П. и в. как всеобщих внеш. условий бытия тел, однако П. и в. трактовались как созданные вместе с материей богом или абс. духом. С т. зр. теологии к богу понятия П. и в. не приложимы: как высшая, бесконечная и творящая субстанция он внепространствен и существует не во времени, а в вечности, являющейся одним из его атрибутов. В субъективноидеалистич. концепциях выдвигались эклектич. и внутренне противоречивые толкования П. и в. как априорных форм чувств. созерцания (Кант) либо как форм упорядочения комплексов ощущений и опытных данных, установления между ними функциональных зависимостей (Беркли, Мах, позитивизм).
Впервые подлинно науч. понимание П. и в. как все­общих атрибутов и форм существования материи было выдвинуто и обосновано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Учение диалектич. материализма о П. и в. получило глубокое подтверждение в естествознании 20 в. Значит. вклад в развитие совр. представлений о П. и в. внесла теория относительности А. Эйнштейна: она раскрыла неразрывную связь П. и в. как единой формы существо­вания материи (пространствовремя), установила един­ство пространственно-временной и причинно-следствен­ной структуры мира, обнаружила относительность пространственно-временных характеристик тел и явле­ний.
Предметом диалектико-материалистич. теории П. и в. являются методологич. интеграция важнейших до­стижений совр. науки в понимании П. и в. для разра­ботки целостного мировоззрения, исследование всеоб­щих свойств П. и в. в их связи с др. атрибутами ма­терии, теоретич. обоснование бесконечности П. и в. в количеств. и качеств. отношениях, изучение закономер­ностей науч. познания П. и в. и форм связи сменяющихся науч. теорий о П. и в.
К всеобщим свойствам П. и в. относятся: объективность и независимость от сознания человека; абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и с движением материи; зависимость от структурных отношений и процессов развития в материаль­ных системах; единство прерывного и непрерывного в их структуре; количеств. и качеств. бесконечность. Раз­личают метрич. (т. е. связанные с измерениями) и топологич. (напр., связность, симметрия пространства и не­прерывность, одномерность, необратимость времени) свойства П. и в. Познание всеобщих свойств П. и в. является результатом длит. историч. развития науки, выделения в процессе обобщения и абстрагирования таких инвариантных характеристик многообразных пространственно-временных отношений, к-рые прояв­ляются на всех структурных уровнях материи.
Наряду с едиными характеристиками, к-рые в рав­ной степени присущи как пространству, так и времени, им свойственны нек-рые особенности, характеризую­щие их как различные, хотя и тесно связанные между собой, атрибуты материи. К всеобщим свойствам пространства относятся прежде всего протяженность, означающая рядоположенность и сосуществование различных элементов (точек, отрезков, объемов и т. п.), возможность прибавления к каждому данному элементу нек-рого следующего элемента либо возможность умень­шения числа элементов. Протяженной можно считать любую систему, в ?poя возможны изменения характера связей и взаимодействий составляющих ее элементов, их числа, взаимного расположения и качеств. особенностей. Это означает, что протяженность тесно связана со структурностью материальных систем, имеющей атрибутивный характер. Непротяженные объекты не обладали бы структурой, внутр. связями, способностью к изменениям. Пространству присуща также связность и непрерывность, проявляющаяся как в характере перемещения тел от точки к точке, так и в распространении физич. воздействий через различные поля (электромагнитное, гравитационное, ядерное) в виде близкодействия в передаче материи и энергии. Связность означает отсутствие к.-л. «разрывов» в пространстве и нарушения близкодействия в распространении материальных воздействий в полях. Вместе с тем прост­ранству свойственна относит. прерывность, проявляю­щаяся в раздельном существовании материальных объектов и систем, имеющих определ. размеры и гра­ницы, в существовании многообразия структурных уровней материи с различными пространств. отноше­ниями. Общим свойством пространства, обнаруживающимся на всех известных структурных уровнях, является трехмерность, к-рая органически связана со структурностью систем и их движением. Все материальные процессы и взаимодействия реализуются лишь в пространстве трех измерений. В одномерном или двумерном пространстве (линия, плоскость) не могли бы происходить взаимодействия вещества и поля. Абстракт­ные (концептуальные) многомерные пространства в совр. математике и физике образуются путем добавления к трем пространств. координатам времени и др. пара­метров, учет взаимной связи и изменения к-рых необхо­дим для более полного описания процессов. Однако не следует отождествлять эти концептуальные пространства, вводимые как способ описания систем, с реальным пространством, к-рое всегда трехмерно и характеризует протяженность и структурность материи, сосуществование и взаимодействие элементов в различных системах. С протяженностью пространства неразрыв­но связаны его метрич. свойства, выражающие особен­ности связи пространств. элементов, порядок и количеств. законы этих связей. В природе различие метрич. свойств пространства определяется неоднородностью структурных отношений в системах, в частности распреде­лением тяготеющих масс и величиной гравитац. потен­циалов, определяющих «искривление» пространства.
К специфич. (локальным) свойствам пространства материальных систем относятся симметрия и асим» метрия, конкретная форма и размеры, местоположе­ние, расстояние между телами, пространств. распре­деление вещества и поля, границы, отделяющие различ­ные системы. Все эти свойства зависят от структуры и внеш. связей тел, скорости их движения, характера взаимодействий с внеш. полями. Пространство каждой материальной системы принципиально незамкнуто, непрерывно переходит в пространство др. системы, к-рое может отличаться по метрич. и др. локальным свойствам. Отсюда проистекает многосвязность реаль­ного пространства, его неисчерпаемость в количеств. и качеств. отношениях.
К всеобщим свойствам времени (или временных отно­шений в материальных системах) относятся: объектив­ность; неразрывная связь с материей, а также с прост­ранством, движением и др. атрибутами материи; длительность, выражающая последовательность существования и смены состояний тел. Длительность образуется из возникающих один за другим моментов или интервалов времени, составляющих в совокупности весь период существования тела от его возникновения до перехода в качественно иные формы. Выступая как своеобразная «протяженность» времени, длительность обусловлена общим сохранением материи и движения при их превращениях из одних форм в другие. Время существования каждого конкретного объекта конечно и прерывно, т. к. любой объект имеет начало и конец существования. Однако составляющая тело материя при этом не возникает из ничего и не уничтожается, а только меняет формы своего бытия. Благодаря общей сохраняемости материи и движения время ее существования непрерывно, и эта непрерывность абсолютна, тогда как прерывность относительна. Непрерывности времени соответствует его связность, отсутствие «разрывов» между его моментами и интервалами.
Время одномерно, асимметрично, необратимо и направлено всегда от прошлого к будущему. Конкретными физич. факторами, характеризующими необратимость времени, выступают возрастание энтропии в различных системах, изменение с течением времени количеств. за­конов движения тел.
Специфич. свойствами времени являются конкретные периоды существования тел от возникновения до перехода в качественно иные формы, одновременность событий, к-рая всегда относительна, ритм процессов, скорость изменения состояний, темпы развития, вре­менные отношения между различными циклами в струк­туре систем.
Развитие науки в 20 в. раскрыло новые аспекты зависимости П. и в. от материальных процессов. Из теории относительности и экспериментальных фактов совр. физики следует, что с увеличением скорости движения тел и приближением ее к скорости света возрастает масса, относительно сокращаются линей­ные размеры в направлении движения, замедляются все процессы по сравнению с состоянием относит. покоя тел. Замедление временных ритмов происходит также под действием очень мощных гравитационных полей, создаваемых большими массами вещества (что проявляется, напр., в красном смещении спектральных линий излучения т. н. белых карликов и квазаров, обладающих очень высокой плотностью и мощны­ми полями тяготения). При количеств. возрастании плотности вещества (до значений порядка 1094 г/см3 и более) должны качественно меняться метрич., а воз­можно, и нек-рые топологич. свойства П.и в. Из наблю­дательных данных внегалактич. астрономии следует, что средней плотности вещества в Метагалактике порядка 10-31 г/см3 соответствует незамкнутое прост­ранство отрицат. кривизны. Однако эти данные нельзя распространять на весь мир в целом, поскольку мате­рия неоднородна и в мире существует бесчисленное мно­жество структурных уровней и типов материальных систем со свойственными им пространственно-времен­ными отношениями. См. также Материя, Время, Вечность, Симметрия, Космология. M

Источник: Советский философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
390.17 кб

ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ

Александров Михаил Алексеевич, Попов Михаил Васильевич
В статье показано, что пространство-время это всеобщая форма существования материи, какой она является в результате объективного отражения пространством-временем движения как способа существования материи.
Читать PDF
168.61 кб

Время-пространство актёра

Яркова Елена Николаевна
В статье рассматривается взаимодействие времени и пространства в творчестве актера. С естественнонаучных позиций анализируются уникальная топология, сценические координаты воплощения образа актером.
Читать PDF
390.94 кб

Сквозь пространство и время

Тюрин Е. А.
В статье рассматриваются основные этапы жизни Алана Мэтисона Тюринга, выдающегося шотландца, «отца информатики», создавшего теоретические и практические основы развития современных информационных технологий; сконструировавшего пер
Читать PDF
60.68 кб

Пространство и время в музыке

Баранова С. Ю.
В статье рассматриваются пространство и время в музыкальном произведении и музыкальном тексте. Показаны различия между физическими и музыкальными пространством и временем.
Читать PDF
225.56 кб

Время и пространство на войне

Сенявская Елена Спартаковна
«Время войны» как пограничное состояние и расколотое «пространство войны» с присущими им специфическими особенностями показаны через субъективное восприятие и экзистенциальный опыт участников Великой Отечественной, отраженные в их
Читать PDF
151.57 кб

Пространство и время в культуре

Хабецкий А. Г.
пространственно-временные аспекты культуры рассматриваются в статье как вершинные проявления культурного творчества, выраженные в успехах развитой науки, новейших технологиях, свершениях искусства, так и ее реликтовые, архаические
Читать PDF
156.74 кб

Пространство и время в фотографии

Шугайло Ирина Васильевна
Фотография представлена как мемориальная практика культуры, благодаря которой человек реализует ряд функций, в частности поиски идентичности, проигрывание ролей, воспоминания о прошлом, фантазии, грезы.
Читать PDF
233.20 кб

Пространство и время в фотографии

Шугайло И. В.
Фотография описывается как особый вид художественного пространства, которая помечает границы виртуальной реальности своих персонажей.
Читать PDF
303.33 кб

Пространство и время в античном мифе

Читать PDF
164.00 кб

Пространство и время в диалоге культур

Першонкова Е. А.
В данной статье автор говорит о том, что диалог представляет собой форму человеческого бытия, делающую существование человека собственно человеческим, выделяющая человека из мира природы.
Читать PDF
1.10 мб

Пространство и время: лекции и рефераты

Герасимова И. А.
Читать PDF
218.54 кб

Пространство и время российской провинции

Сизинцева Лариса Ивановна
После реформ Петра I Петербург стал законодателем мод, провинция хранительницей традиций, степень провинциальности определялась скоростью усвоения образцов.
Читать PDF
6.91 мб

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ТАНЦА

Тарасова О.И.
Статья посвящена проблеме художественного континуума на примере искусства танца.
Читать PDF
185.34 кб

Московское время и российские пространства

Звоновский Владимир Борисович
В статье обсуждаются вопросы отношения населения одного из ключевых российских регионов к смене часового пояса и переходу на так называемое московское время.
Читать PDF
165.08 кб

Пространство и время в гендерном измерении

Васильева Наталия Алексеевна, Виноградова Светлана Михайловна
В статье предпринята попытка теоретически переосмыслить с точки зрения гендерного подхода понятия «пространства», «времени», а также «пространства-времени» как важнейших понятий современной политологии.

Похожие термины: