ПРОЩЕНИЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Прощение
Прощение не означает признания невиновности, как не означает и желания забыть о причиненной обиде, сделать вид, что ее не было, – это невозможно и неправильно. Прощение – не забвение, иначе оно было бы нарушением верности самому себе, да и просто неосторожностью. Простить значит отказаться от мести или ненависти, а иногда и от стремления судить. Это добродетель справедливости (ведь судить следует без ненависти) и милосердия.

Источник: Философский словарь.

Прощение
(Forgiveness).
В Св. Писании идею прощения выражают семь слов  три евр. и четыре греч. В ВЗ употребляютея евр. слова: kipper  "покрывать", nasa  "нести" ("забирать вину"),salah  "прощать".Словоnasa может означать Божье и человеческое прощение, остальные два  только Божье прощение.
В греческом языке НЗ это понятие выражают слова apolyein, charizesthai aphesis и paresis. Apolyein встречается несколько раз и переводится как "отпускать", "разводиться" (вМф5:31 "разводиться с женой ") и лишь один раз означает "прощать" (Лк 6:37). Paresis ветречается тоже только один раз (Рим 3:25) и означает "откладывать в сторону", "отбрасывать" или "невменять", "необращать внимания". Чтобы праведный Бог мог простить грехи, "соделанные прежде", "Бог предложил в жертву умилостивления" Христа (Рим 3:25). Слово charizesthai встречается только у Луки (Лк 3:25; Деян 3:14) и у ап. Павла, и только у ап. Павла  в значении "прощать грехи" (2 Кор 2:7; Еф 4:32; Кол 2:13; 3:13). Это слово подчеркивает милость Божью, поэтому оно использовано в рассказе об исцелении слепых (Лк 7:21) и в размышлении ап. Павла о том, что Бог не может не даровать " нам... всего" (Рим 8:32).
В НЗ слову "прощение" соответствует существительное aphesis. Оно употребляется пятнадцать раз (напр., Мф 26:28). Глагол с тем же значением  "отправлять" или "отпускать"  ветречается в НЗ около сорока раз.
Ни одно религиозное учение, к-ром е библейского, не говорит о всепрощении Божьем. В Библии эта мысль звучит неоднократно,напр.: "Уврачуюотпадение их, возлюблю их по благоволению..." (Ос 14:5); "...прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас" (Еф4:32); "И грехов их и беззаконий их не воспомяну более" (Евр 10:17). Во 2 Кор 12:13 и Кол 2:13 ап. Павел употребляет слово charizesthai, подчеркивая, что прощение установлено самим Богом. Готовность Божья к прощению явствует из притчи о блудном сыне, или о "милосердном отце"(Лк 15:1132).
Бог не прощает только один грех  хулу на Духа Святого (Мк 3:29; Мф 12:32). Из контекста видно, что, когда человек приписывает нечистым духам дела Духа Святого, он хулит Духа. Однако многие толкователи (включая Августина) считали, что хула на Духа включает в себя упорство в этом виде зла. Некрые предполагают, что это дух непрощения (Мф 18:3435). Возможно, это то же самое, что "грех ксмерти" (1 Ин 5:16).
Прощение беспредельно. В Лк 17:4 сказано, что прощать нужно до "семи раз в день", в Мф 18:22  "до седмижды семидесяти раз". Вероятно, эти цифры означают беспредельность. Из слов Иисуса "...если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешенийего" (Мф 18:35)следует, чтонужно научиться прощать прежде, чем обидчик попросил прощения.
Нам, чтобы получить прощение, необходимо покаяться (Лк 17:34). Богу необходимо пролитие крови, поскольку "без пролития крови не бывает прощения " (Евр 9:22), ибо "душа тела в крови " (Лев 17:11). В конечном счете речь идет о пролитии крови Христовой (Евр 9:26) и Его воскресении (Рим 4:25).
J. К. grider (пер. а.К.)
Библиография: P. Lehmann, Forgiveness; ?. R.
Mackintosh, The Christian Experience of Forgiveness; E.B. Redlich, The Forgiveness of Sins; V. Taylor, Forgiveness and Reconciliation.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ПРОЩЕНИЕ
отказ от возмездия за обиду и нанесенный ущерб. Требование прощения исторически формируется как конкретизация более широкого требования непричинения зла в ответ на совершенное зло и снисхождения к обидчику, широко представленного в древних религиозно-этических текстах: «Недобрым делай добро, будь верен также и неискренним... На ненависть нужно отвечать добром» («Даоде цзин», § 49, 63), «Нельзя ударить брахмана, но и брахман пусть не изливает свой гнев на обидчика. Позор тому, кто ударил брахмана, и еще больший позор излившему гнев на обидчика» («Дхаммапада», 389). В христианской этике прощение является важным моментом добродетели милосердия; этика любви повелевает прощать обиды, причем прощать следует как признающегося в своем прегрешении и просящего о прощении (см.: Лк. 17:3—4), так и всякого согрешающего против тебя (см.: Мф. 18:21). Смысл милосердного прощения не просто в забвении причиненного зла (забыть можно в презрении, в равнодушии к тому, кто совершил зяо или стремился к этому), а в отказе от мщения как первом условии возможного примирения: «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство: напротив, благословляйте» (I Петр. 3:9, см. также Мф. 18:21). Прощение — это забвение обиды и согласие на мир (ср. Деян. 7:60), в прощении происходит признание другого, а через признание — принятие его. Прощение соотнесено с раскаянием, нравственный смысл которого заключается в искреннем признании собственных прегрешений. Примирение фактически оказывается возможным при условии отпущения грехов, духовном очищении и воссоединении с Богом. Требованием прощения предполагается и отказ от намерения судить других и навязывать им свое мнение (см. Рим. 2:1). Не противореча требованию непримиримости ко злу (ненависть к нему не означает непременной ненависти к тем, кто совершил зло), милосердное прощение, в частности, выражается и в том, что, ненавидя порок, следует относиться к порокам других так, как по долгусовершенства человек относится к своим собственным порокам, т. е. делать все возможное, чтобы исправлять их. Но именно в рамках этики милосердия требование прощения приходит в противоречие с заповедью любви: прощение не должно быть истолковано как попустительство (ведь есть нечто, в чем нельзя уступать); этически сложна ситуация, в которой человек должен прощать обиды, нанесенные не ему, а тем, кого он любит и о ком призван заботиться. На это указывает Ф. Ницше, уточняя: прощай обиды, нанесенные тебе, но недопустимо прощение обид, нанесенных другу, твоим другом самому себе.
В отличие от этики милосердия и совершенства в контракторной концепции морали прощение рассматривается в контексте заключенных договоров и принятых обязательств и соответственно как зависящее от них. Так, у Т. Гоббса требование прощения, рассматриваемое как один из естественных законов, — обязательно, однако не абсолютно и допустимо при условии, что: а) имеются гарантии в отношении будущего, б) обидчик раскаивается, в) обидчик просит прощения и тем самым желает восстановления мира. При утилитарно-пруденциальном подходе к морали прощение и забвение обид трактуются как проявление неблагоразумия: прощать и забывать — значит не учитывать приобретенный опыт, и каждый отдельный случай прощения может стать предпосылкой новых обид и ущерба себе или другим (А. Шопенгауэр).
В конце 20 в. понятие Прощения проблематизируется в этико-психологических исследованиях и психотерапевтических разработках, где рассматривается не столько как нравственное требование, сколько как конкретная жизненная задача, решение которой необходимо и насущно либо с целью восстановления отношений с близкими людьми после нанесенной ими обиды (оскорбление, унижение, измена и т. п.), либо с целью перестраивания собственной жизни после нанесенного непоправимого ущерба (намеренное разорение, нанесение увечья человеку или его близким, убийство близких и т. д.). Решение этой задачи проясняется, процедурно дифференцируется и инструментализируется в отношении возможных ситуаций, различных по обстоятельствам и включенным в них лицам.
Р. Г. Апресян

Источник: Новая философская энциклопедия

ПРОЩЕНИЕ
отказ от возмездия за обиду или нанесенный ущерб. Этимологически слово «П.» восходит, по В.Далю, к слову «простой»: простить — значит сделать «простым от греха», примириться сердцем, не питая вражды за обиду, и т.д. Аналогичные корреляции имеют соответствующие слова в нем., англ., фр. яз.; напр., нем. Verzeih — отказ от греха; англ. forgive, как и фр. pardon — семантически связаны с to give, donare - давать. Требование П. исторически формируется как конкретизация более широкого требования непричинения зла в ответ на совершенное зло и снисхождение к обидчику, широко представленному в древних религиозно-этических текстах: «Недобрым делай добро, будь верен также и неискренним... На ненависть нужно отвечать добром» (Дао дэ цзин, § 49, 63), «Нельзя ударить брахмана, но и брахман пусть не изливает свой гнев на обидчика. Позор тому, кто ударил брахмана, и еще больший позор излившему гнев на обидчика» (Дхаммапада, 389).
В христианской этике П. является важным моментом добродетели милосердия; этика любви повелевает прощать обиды, причем прощать следует как признающегося в своем прегрешении и просящего о прощении (см.: Лк. 17:3—4), так и всякого согрешающего против тебя (см.: Мф. 18:21). Смысл милосердного П. не просто в забвении причиненного зла: забыть можно в презрении, в равнодушии к тому, кто совершил зло или стремился к этому, — а в отказе от мщения как первом условии возможного примирения: «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство: напротив, благословляйте» (1 Петр. 3:9, см. также Мф. 18:21). П. -это забвение обиды и согласие на мир (см.: Деян. 7:60).
В П. происходит признание другого, а через признание принятие его. П. соотнесено с раскаянием, нравственный смысл к-рого заключается в искреннем признании собственных прегрешений. Примирение фактически оказывается возможным при условии отпущения грехов, духовного очищения и воссоединения с Богом. Требование П. предполагает и отказ от намерения судить других и навязывать им свое мнение (см.: Рим. 2:1). Не противореча требованию непримиримости ко злу (ненависть ко злу не означает непременной ненависти к тем, кто совершил зло), милосердное П., в частности, выражается и в том, что, ненавидя порок, следует относиться к порокам других так, как мы по долгу совершенства относимся к своим собственным порокам, т.е. делать все возможное, чтобы исправлять их. Но именно в рамках этики милосердия требование П. приходит в противоречие с заповедью любви, не говоря о том, что П. не должно быть истолковано как попустительство (ведь есть нечто, в чем нельзя уступать). Как прощать обиды, нанесенные не нам, а тем, кого мы любим и о к-рых мы призваны заботиться? На это указывает Ф.Ницше, уточняя: прощай обиды, нанесенные тебе, но недопустимо прощение обид, нанесенных другу, нанесенных твоим другом самому себе.
В отличие от этики милосердия и совершенства в контракторной концепции морали П. рассматривается в контексте заключенных договоров и принятых обязательств и, соответственно, как зависящее от них. Так, у Т.Гоббса, требование П. как один из естественных законов — обязательно, однако не абсолютно и допустимо при условии, что: а) имеются гарантии в отношении будущего, б) обидчик раскаивается, в) обидчик просит прощения и тем самым желает восстановления мира. Так же и при утилитарно-пруденциальном подходе к морали универсальная простительность и забвение обид трактуются как проявление неблагоразумия: прощать и забывать — значит не учитывать приобретенный опыт, и в каждом отдельном случае необходимо принимать во внимание, что П. может стать предпосылкой новых обид и ущерба себе или другим (А.Шопенгауэр).
В антропософии П. (Р.Штайнер, С.О.Прокофьев) представлено как своеобразный этап духовного перехода «от ветхозаветного к новозаветному человеку». Духовное изменение человечества связывается с сознательным и свободным развитием каждым человеком в самом себе способности к П. Идеалом, высшим прообразом всеобъемлющего П. есть путь страданий Иисуса Христа.
В акте П. происходит сознательное забвение индивидуального Я и появление новой духовной силы. П. как путь духовного развития человечества имеет четыре ступени: а) ступень терпимости, б) ступень собственно П., в) ступень ответственности, г) ступень искупления. Ступень терпимости связана с воспитанием духовной установки человека на доброе, позитивное, что предполагает отказ от «осуждающего суждения». Сам по себе отказ от осуждения позитивен, т.к. помогает сохранить познавательные силы человека, направить их на соизмерение собственных интересов и мыслей с интересами и мыслями других людей. Воспитание человека приводит к развитию в нем «внутренней терпимости ко всему человеческому» (Прокофьев).
В кон. 20 в. тема П. проблематизируется в этикопсихологических исследованиях и психотерапевтических разработках не столько как нравственное требование, сколько как конкретная жизненная задача, решение к-рой необходимо и насущно либо с целью восстановления отношений с близкими людьми после нанесенной ими обиды (оскорбление, унижение, измена и т.п.), либо с целью перестраивания собственной жизни после нанесенного непоправимого ущерба (намеренное разорение меня и моей семьи, нанесение увечья мне или моим близким, убийство моих близких и т.д.). Решение этой задачи проясняется, процедурно дифференцируется и инструментализируется в отношении возможных ситуаций — различных по обстоятельствам и включенным в них лицам. Лит.. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. М.: Столица, 1991. С. 234-235; Гобое Т. Левиафан XV// Гоббс Т. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1991; Прокофьев СО. Оккультные основы прошения в свете антропософии. М.: Антропософия, 1994; Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости [2, 29] // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992; Arnold J.Ch. Seventy Times Seven: The Power of Forgiveness. Plough Publishing House, 1997; Flanigan B. Forgiving the Unforgivable. New York; Toronto a.o.: Collier Books, Macmillan Publishing Co., a.o., 1992; Haber J.G. Forgiveness. University Press of America; Rowman & Littlefield Publishers, 1994. Р.Г.Апресян, Е.Д.Мелешко

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
265.29 кб

И. Кант: свобода, грех, прощение

Кузин Иван Владиленович
Дан сравнительный анализ практической философии Канта и философии Сада, на основе которого выявлены парадоксы категорического императива.
Читать PDF
882.19 кб

Извинение и прощение: различия в социальных аспектах употребления

Томильцева Дарья Алексеевна
Описываются различия в социальных аспектах употребления понятий «прощение» и «извинение».
Читать PDF
315.84 кб

Прощение между даром и обменом: антипелагианская полемика Августина в контексте философии XX века

Ямпольская А. В.
В интерпретации Деррида дар как социальный факт неотличим от дара как дела моей совести.
Читать PDF
260.35 кб

Прощение: социально-политическая эволюция проблемы в xx в

Томильцева Дарья Алексеевна
В статье предлагается оригинальная концепция произошедшей в XX в. социально-политической эволюции проблемы прощения (то есть ряда вопросов, связанных с тем, кому, кого и при каких обстоятельствах следует [не]прощать).
Читать PDF
130.64 кб

Прощение и непростительное

Гувье Труди
Читать PDF
213.60 кб

Прощение как опыт возможного: подходы Х. Арендт и П. Рикёра

Мария Сидорова
Тема прощения объединяет различные философские интересы Х. Арендт и П. Рикёра.
Читать PDF
376.29 кб

Жертва, прощение, дар: Антропос между виктимностью и свободой

Михайлова Марина Валентиновна
В статье рассматривается возможностьтрансформации жертвы-потерпевшего в жертву каксвободное даяние, приносимое за жизнь мира.