ПРОПОВЕДЬ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПРОПОВЕДЬ
пропаганда религ. идеологии в форме публичн. выступления перед верующими, затрагивающего важнейшие положения вероучения и религ. морали. В совр. православии основной акцент в П. делается на соц.-этич. поучения и апологетику.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ПРОПОВЕДЬ
1) речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии; 2) активное распространение каких-либо идей и взглядов; 3) произв. ораторского типа, содержащее требование этического, в основном религиозного, характера.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПРОПОВЕДЬ
пропаганда религ. идеологии в форме публичной речи, сообщающей важнейшие положения вероучения и побуждающей к соответствующему поведению. П. получает наибольшее развитие в миров, религиях. В средне-век. православии и католицизме появляется П. гимнологичсская, политическая, панегирики - П. по случаю различных событий. Протестантизм превращает П. в центр, момент богослужения. В условиях совр. кризиса религии значительное внимание в П. уделяется соц.-этич. проблемам и апологетике.

Источник: Атеистический словарь

Проповедь
выступление на религиозно-догматические или религиозно-нравственные темы с целью пропаганды религ. представлений. По степени сложности и важности различают несколько видов П. — беседа, катехизическая беседа, поучение, слово. Православная церковь требует, чтобы любая проповедь, о чем бы в ней ни говорилось, всегда заканчивалась «призыванием или разъяснением» необходимости спасения. Священникам рекомендуется выступать с П. не реже одного раза в неделю. Произносится П. в конце литургии. В последнее время отмечается активизация проповеднической деятельности в христ. течениях, особенно в сектах.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ПРОПОВЕДЬ
дидактическое произведение ораторского типа, содержащее этические требования (обычно с религиозной окраской) и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований. П. первоначально была вызвана к жизни великим духовным движением IXV вв. до н. э., прошедшим через культуры Европы и Азии (в Индии — буддизм и джайнизм, в Китае — Конфуций и Лаоцзы, в Израиле — выступления пророков, в Иране — зарождение зороастризма, в Греции — орфики, ионийская философия и пифагореизм), когда автоматизм родового сознания впервые ослабился настолько, что создалась возможность для теоретического осмысления жизненной позиции человека. Все перечисленные движения создали свой тип П. (ср. речи Исайи в Ветхом Завете и Заратуштры в ЗендАвесте, буддийскую литературу, проповеднические интонации у Гераклита и Эмпедокла). К началу н. э. вербовка «обращенных» приводит грекоримскую философию к методам уличной П. Христианство заимствует технику П. у позднеантичного морализма (Сенека, Эпиктет) и одновременно у восточной религиозной пропаганды (преимущественно иудаистской). К П. близки по своей структуре и функциям раннехристианские эпистолярные тексты (послания апостола Павла, Игнатия Богоносца, Климента и др.). В IV в. созревает жанр церковной проповеди, окрашенный эллинистической традицией (характерно, что церковный обиход перенимает термин позднеантичной философии «гомилия», русск. «гомилетика»). Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский — церковные ораторы античного склада. На грани IV и V вв. греческое церковное красноречие доводит до высшей точки Иоанн Златоуст (ок. 347407), возродивший на новой основе демосфеновскую патетику; его проповеди остаются идеальным образцом для Византии, России и других стран православного круга.
На Западе основы церковной П. закладывают под сильным влиянием Цицерона Амвросий Медиоланский (ок. 337397) и Августин (в 4 кн. его соч. «О христианском учении» впервые сформулированы теоретические принципы христианской проповеди). В течение Средневековья П. остается одним из центральных жанров и играет роль эталона по отношению к другим формам: вся средневековая религиозная литература есть в той или иной мере проповедь. Начиная с Бернарда Клервоского (10911153) в западную П. проникают мотивы интимного самоуглубления; эта тенденция нарастает к XIII в., в эпоху Франциска Ассизского (ум. 1226) и Антония Падуанского (ум. 1231). В эпоху Возрождения выступают Бернардин Сиенский с его мягким настроением и любовью к бытовой детали и антипод гуманистов Савонарола (145298), напротив соединяющий логическую ясность с апокалиптическими чаяниями немедленного конца мира. Сильные стимулы для развития П. дала Реформация: Лютер провозгласил П. смысловым центром церковной жизни, поставив ее выше литургии. В XVII в. во Франции общий культурный подъем и нужды полемики с гугенотами и вольнодумцами порождают расцвет литературно утонченной П., пользующейся стилистическими возможностями барокко (Ж. Б. Боссюэ, Л. Бурдалу и др.).
Древнерусская литература дала таких мастеров П., как митрополит Иларион, Кирилл Туровский и Серапион Владимирский. В русском красноречии XVIIIXIX в. осуществляется синтез допетровских традиций с техникой барочной П. (Феофан Проконович, Стефан Яворский, Платон Левшин). Высокой стилистической выдержанности, но одновременно и полного отрыва от жизни русская П. достигает в творчестве митрополита Филарета (Дроздова, XVIIXVIII вв.). В литературе XIX в. предпринято немало попыток «секуляризовать» лексический и ритмический строй П., присвоить ее формы для нерелигиозных целей. Так, стилистику Н. В. Гоголя с ее специфическим построением периода можно описать как травестию традиций церковной элоквенции; характерно, что сам писатель пытался вернуть формальные приемы П. к их старым функциям (в «высоких» отступлениях и особенно в «Выбранных местах из переписки с друзьями»), что вступало в драматическое противоречие с объективным ходом историколитературного процесса. В современной литературе интонации П. обычно приобретают более или менее пародийный, «остраненный» характер, даже при самых серьезных намерениях писателя: пример — «Хоры из «Скалы» и «Убийство в соборе» Т. С. Элиота.

Источник: София-Логос. Словарь

Проповедь
дидактическое произведение ораторского типа, содержащее этические требования (обычно с религиозной окраской) и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований. П. первоначально была вызвана к жизни великим духовным движением IX-V вв. до н. э., прошедшим через культуры Европы и Азии (в Индии — буддизм и джайнизм, в Китае — Конфуций и Лао-цзы, в Израиле — выступления пророков, в Иране — зарождение зороастризма, в Греции — орфики, ионийская философия и пифагореизм), когда автоматизм родового сознания впервые ослабился настолько, что создалась возможность для теоретического осмысления жизненной позиции человека. Все перечисленные движения создали свой тип П. (ср. речи Исайи в Ветхом Завете и Заратуштры в Зенд-Авесте, буддийскую литературу, проповеднические интонации у Гераклита и Эмпедокла). К началу н. э. вербовка «обращенных» приводит греко-римскую философию к методам уличной П. Христианство заимствует технику П. у позднеантичного морализма (Сенека, Эпиктет) и одновременно у восточной религиозной пропаганды (преимущественно иудаистской). К П. близки по своей структуре и функциям раннехристианские эпистолярные тексты (послания апостола Павла, Игнатия Богоносца, Климента и др.). В IV в. созревает жанр церковной проповеди, окрашенный эллинистической традицией (характерно, что церковный обиход перенимает термин позднеантичной философии «гомилия», русск. «гомилетика»). Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский — церковные ораторы античного склада. На грани IV и V вв. греческое церковное красноречие доводит до высшей точки Иоанн Златоуст (ок. 347-407), возродивший на новой основе демосфеновскую патетику; его проповеди остаются идеальным образцом для Византии, России и других стран православного круга. На Западе основы церковной П. закладывают под сильным влиянием Цицерона Амвросий Медиоланский (ок. 337-397) и Августин (в 4 кн. его соч. «О христианском учении» впервые сформулированы теоретические принципы христианской проповеди). В течение Средневековья П. остается одним из центральных жанров и играет роль эталона по отношению к другим формам: вся средневековая религиозная литература есть в той или иной мере проповедь. Начиная с Бернарда Клервоского (1091-1153) в западную П. проникают мотивы интимного самоуглубления; эта тенденция нарастает к XIII в., в эпоху Франциска Ассизского (ум. 1226) и Антония Падуанского (ум. 1231). В эпоху Возрождения выступают Бернардин Сиенский с его мягким настроением и любовью к бытовой детали и антипод гуманистов Савонарола (1452-98), напротив соединяющий логическую ясность с апокалиптическими чаяниями немедленного конца мира. Сильные стимулы для развития П. дала Реформация: Лютер провозгласил П. смысловым центром церковной жизни, поставив ее выше литургии. В XVII в. во Франции общий культурный подъем и нужды полемики с гугенотами и вольнодумцами порождают расцвет литературно утонченной П., пользующейся стилистическими возможностями барокко (Ж. Б. Боссюэ, Л. Бурдалу и др.). Древнерусская литература дала таких мастеров П., как митрополит Иларион, Кирилл Туровский и Серапион Владимирский. В русском красноречии XVIII-XIX в. осуществляется синтез допетровских традиций с техникой барочной П. (Феофан Проконович, Стефан Яворский, Платон Левшин). Высокой стилистической выдержанности, но одновременно и полного отрыва от жизни русская П. достигает в творчестве митрополита Филарета (Дроздова, XVII-XVIII вв.). В литературе XIX в. предпринято немало попыток «секуляризовать» лексический и ритмический строй П., присвоить ее формы для нерелигиозных целей. Так, стилистику Н. В. Гоголя с ее специфическим построением периода можно описать как травестию традиций церковной элоквенции; характерно, что сам писатель пытался вернуть формальные приемы П. к их старым функциям (в «высоких» отступлениях и особенно в «Выбранных местах из переписки с друзьями»), что вступало в драматическое противоречие с объективным ходом историко-литературного процесса. В современной литературе интонации П. обычно приобретают более или менее пародийный, «остраненный» характер, даже при самых серьезных намерениях писателя: пример — «Хоры из «Скалы» и «Убийство в соборе» Т. С. Элиота. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
857.74 кб

Парижская академическая проповедь Майстера Экхарта на день св. Августина(«Vas auri solidum»)

Шилов Евгений
Статья посвящена малоизвестной проповеди Майстера Экхарта «Vas auri solidum», произнесенной на день святого Августина в Париже.
Читать PDF
437.66 кб

Русская проповедь ХVIII В. Как источник знаний о ценностных ориентациях русского человека «Духовного

Есюков Альберт Иванович
В статье рассматриваются ценностные аспекты проповеди ХVIII в. Показывается актуальное значение наследия крупнейших русских богословов для понимания базисных ценностных ориентаций отечественной культуры.
Читать PDF
123.04 кб

257 проповедь Августина в ряду его прочих толкований на Пс 115. 2

Степанцов С. А.
Как и в других проповедях блаженного Августина, рассматривающих Пс 115.
Читать PDF
403.05 кб

Интерпретация библейских и святоотеческих текстов в латинской схоластике (на примере проповедей Фомы

Братухин Александр Юрьевич, Братухина Людмила Викторовна
В статье рассматриваются попытки Фомы Аквинского использовать библейские и святоотеческие цитаты для обоснования излагаемого им учения.
Читать PDF
211.78 кб

Coincidentia oppositorum в проповедях Николая из Кузы

Хопкинс Джаспер
Читать PDF
158.67 кб

2005. 03. 014. Симоес А. Учебники, популярные лекции и проповеди: квантовый химик Ч. А. Коулсон и по

Виноградова Т. В.
Читать PDF
265.93 кб

САМОПОЗНАНИЕ В ЭРФУРТСКОЙ ВЕРСИИ НЕМЕЦКОЙ ПРОПОВЕДИ № 52 МАЙСТЕРА ЭКХАРТА

Хорьков Михаил Львович
В этой статье исследуется вариативность рукописной традиции немецкой проповеди № 52 Майстера Экхарта, в частности, расхождения между двумя основными версиями проповеди в вопросе соотношения самопознания и богопознания.
Читать PDF
102.64 кб

Людвиг Фейербах в России: социальный философ или "вдохновенный проповедник гуманизма"?

Роцинский Станислав Борисович
Рассматривается восприятие идей Л.Фейербаха в России и их интерпретации представителями различных мировоззренческих ориентаций. Главное внимание уделено истолкованию учения немецкого мыслителя религиозным философом П.Д. Юркевичем.
Читать PDF
694.67 кб

Проповедовать Закон Будды даже в уборной (к переводу трактата Догэна «Очищение»)

Бабкова Майя Владимировна
Публикация посвящена тому, как убеждение японского буддийского наставника Догэна (1200–1253) в том, что природу будды необходимо проявлять в ходе подвижничества даже во время обычной жизни, и в частности посещения уборной, развива
Читать PDF
638.87 кб

Тело и материя в «Плотиновых проповедях» Амвросия Медиоланского. Амвросий Медиоланский. О благе смер

Аристова Екатерина Павловна
Проповеди Амвросия Медиоланского «О благе смерти» и «Об Исааке, или о душе» называют «плотиновыми» из-за обилия скрытых цитат Плотина и общего настроения ненависти к телу.

Похожие термины:

  • НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ

    заповеди блаженства - проповедь согласно Евангелиям от Матфея и от Луки, произнесенная Иисусом перед народом. В Евангелии от Матфея Иисус произносит ее, стоя на горе (отсюда название). Н. п. содержит
  • Проповедовать, Проповедь

    (Preach, Preaching). В НЗ проповедник  это человек, крый по внутреннему зову Св. Духа и внешнему зову Церкви отделил себя от мира, чтобы возвещать Благую весть о спасении. Задача проповедника лично свидете
  • ПРОПОВЕДЬ РЕЛИГИОЗНАЯ

    речь религиозного характера, произносимая в церкви священником в конце литургии.
  • ЛИОНСКОЕ ОБЩЕСТВО ПРОПОВЕДИ ВЕРЫ

    основано в 1815 в Лионе (Франция) с целью сбора средств для деятельности католич. миссий. В наст. вр. штаб-квартира общества находится в Риме. Об-во управляется международ. комитетом.
  • ОСНОВНЫЕ ПРОПОВЕДИ

    кит. бэньмэнь, яп. хоммон) — последние 14 глав сутры, в к-рых, согласно двухчастному делению Лотосовой сутры, принятому в школах Тяньтай-цзун (Тэндай-сю), Нитирэн-сю и их ответвлениях, открывается «сок
  • ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ПРОПОВЕДИ

    кит. цзимэнь, яп. сяку-мон) — согласно двухчастному делению Лотосовой сутры, принятому в школах Тяньтай-цзун (Тэндай), Нитирэн-сю и их ответвлениях, первые 14 глав сутры, в к-рых Будда Шакьямуни возвес