ПРОМЕТЕЙ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПРОМЕТЕЙ
греч. - провидец) - в греч. мифологии - защитник людей от произвола богов и покровитель человеч. рода. Согласно мифу, П. похитил с Олимпа огонь, отнятый у людей Зевсом. За это он был приговорен к вечным мукам. Его образ стал символом могучего несгибаемого борца за интересы людей.

Источник: Атеистический словарь

Прометей
Титан, появившийся прежде олимпийский богов. В греческой мифологии Прометей известен деяниями, совершенными ради блага человечества (похищение небесного огня, хитроумный раздел жертвенных животных, по которому боги получают только несъедобные части). Зевс обрек его за это на вечные мучения. Согласно одному из мифов, освободителем титана является Геракл.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

ПРОМЕТЕЙ
Греч.) Греческий логос; тот, кто, принесением на землю
божественного огня (разума и сознания), наделили людей рассудком
и умом. Прометей есть эллинский вариант наших Кумар или Эго, тех,
которые, воплотившись в людей, превратили их в латентных богов
вместо животных. Боги (или Элохим) были разгневаны на людей за
то, что те стали "как один из нас" ("Бытие", III, 22) и познали
"добро и зло". Поэтому мы в каждой религиозной легенде видим этих
богов наказывающими человека за его желание знать. В греческом
мифе, за похищение огня, который он принес людям с Неба,
Прометей, по приказу Зевса, был прикован к скале Кавказских Гор.

Источник: Теософский словарь

ПРОМЕТЕЙ
(Prometheus) - греч. мифич. герой, титан-провидец (по греч. его имя означает «провидец»), защитник и покровитель человеч. рода. Иногда его считали и создателем людей. По одному из мифов, он в споре богов и людей о жертвоприношениях сумел обмануть Зевса, и тот выбрал для принятия богами в кэчестве жертвы кости, а не мясо животных. Разгневанный Зевс отнял у людей огонь, но П. похитил его с Олимпа и вернул людям. Он сообщил им мн. знания, научил земледелию и ремеслам. Зевс повелел Гефесту приковать П. к скале, а затем наслал на него орла с железными когтями и клювом, к-рый ежедневно раздирал ему грудь и выклевывал печень, выраставшую каждую ночь снова. Освобожден П. был Гераклом. По характеристике К. Маркса, «Прометей, - самый благородный святой и мученик в философском календаре» (Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произв. М., 1956, с. 25).

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ПРОМЕТЕЙ
В греческой мифологии сын титана Иапета и Геи, двоюродный брат Зевса. Имя Прометея означает «предвидящий» (в противоположность его брату Эпиметею, «крепкому задним умом»). Прометей не участвовал в титаномахии и даже добровольно заключил с олимпийцами союз. По некоторым мифам, Прометей вылепил первых людей из земли и воды и создал их смотрящими в небо, по подобию богов (Овидий). Увидев, что все животные окружены заботой, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», Прометей украл «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнем, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться» (Платон). По Эсхилу, «все искусства у людей от Прометея»: он наделил разумом слепых и жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать.
Согласно мифу, Зевс разгневался на человеческий род и послал потоп, который пережили только двое — сын Прометея Девкалион и дочь Эпиметея Пирра. От них пошло новое человечество. Именно для потомков Девкалиона и Пирры Прометей, по Гесиоду, добыл огонь и передал его в полом тростнике. За это Зевс приковал Прометея к скале на Кавказе; орел Зевса выклевывает Прометею печень, ежедневно вырастающую вновь (по одному из вариантов мифа, Прометей был наказан за то, что влюбился в Афину).
Впрочем, впоследствии Зевс отправил на подвиги своего сына Геракла, чтобы тот, освободив Прометея, еще больше прославил себя. Геракл освободил Прометея на пути к саду Гесперид. Это произошло за поколение до Троянской войны.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

Прометей
в греческой традиционной культуре бог, сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Его имя означает «предвидящий». Персонаж воплощает переход от старой именной культуры к олимпийской. Поскольку в олимпийской системе должен быть один Бог - творец, Прометей конкурирует с Зевсом тем, что становится жертвой, мучеником. По некоторым версиям Прометей делает для людей многое, что превращает их в существа культурные. Так, увидев, что человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», Прометей выкрадывает умение Гефеста и Афины - при помощи огня создавать технику - создав основу для западной культуры. Он делает людей умными, учит их строить дома, заниматься ремеслом, носить одежду и т. д. В других источниках об этой его функции не говорится ничего. В различных мифах по-разному трактуется роль Прометея. Во многих версиях Прометей более древний бог, он снисходителен к людям и их слабостям. Зевс - бог новых патриархальных отношений - он строг, часто подвергает людей каре (потоп). Прометей, помогая людям, обманывает Зевса. Тот мстит за это Прометею и людям. Много культурных сюжетов располагаются вокруг огня. Прометей неоднократно вводит огонь в культуру людей, Зевс, наказывая, отбирает его. Самый известный сюжет - Зевс наказывает Прометея за его самоуправство — тот вернул людям огонь, который Зевс у них отобрал. Зевс приказывает приковать Прометея цепями к горам Кавказа в Скифии. Орел выклевывает каждый день его печень, которая отрастает вновь. Прометей знает будущее, он знает, что Зевс породит сына, от которого погибнет. Для того, чтобы овладеть знанием своего брата, Зевс посылает на Кавказ Геракла, который освобождает его. В эпоху Троянской войны о Прометее вспоминают мало. Современные люди Прометея чтут за то, что он принял страдания за человека.

Источник: Человек и общество. Культурология

Прометей
греч.) – «провидец» – сын титана Иапета и океаниды Кяимены (вариант: Асии или Фемиды), брат Атланта, Менетия, Эпиметея, отец Девкалиона. П. не участвовал в титаномахии, противился насильственным действиям титанов против олимпийцев; по совету Геи примкнул к Зевсу. По ряду мифов, П. является создателем людей, которых он слепил из глины и создал смотрящими в небо, по подобию богов. По другим мифам, люди и животные были созданы богами из смеси огня и земли, а П. и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Эпиметей истратил все способности к жизни на земле на животных, а люди остались беззащитными. Увидев это, П. украл у Гефеста огонь, вынесши его с Олимпа в полом тростнике, и научил людей пользоваться им. Вместе с огнем он передал людям ремесленные секреты Гефеста и Афины (которая, по некоторым мифам, помогала ему украсть огонь). По другой версии, люди лишились огня, когда между богами и людьми зашел спор о жертвоприношениях. Во время этого спора П. предложил Зевсу самому выбрать, какую часть убитого животного люди должны отдавать богам, а какую оставлять себе. Разрубив тушу быка на куски, он сделал две кучи, в одну из которых сложил все съедобное мясо, прикрытое сверху шкурой и желудком животного, а в другую – кости, прикрытые кусками жира. Зевс польстился на лежавший сверху жир и выбрал кости. Обнаружив обман, он отнял у людей огонь, после чего П. похитил для них огонь с Олимпа. В отместку Зевс приказал Гефесту создать прекрасную женщину, наделенную всеми женскими чарами, – Пандору и послал ее к Эпиметею. Хотя П. предупредил брата, чтобы тот остерегался даров Зевса, Эпиметей пренебрег предупреждением и принял Пандору, принесшую людям несчастья и бедствия. Самого П. Зевс приказал приковать к скале в Колхиде, куда каждый день прилетал огромный орел и клевал печень осужденного, а за ночь печень вырастала вновь. Муки П. длились тысячелетия, пока Геракл с согласия Зевса не убил орла и не освободил титана.

Источник: Мифологический словарь

ПРОМЕТЕЙ

Сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Мать П. – океанида Климена (по другим вариантам: богиня правосудия Фемида или океанида Асия). Братья П. – Менетий (сброшен Зевсом в тартар после титаномахии), Атлант (в наказание поддерживает небесный свод), Эпиметей (супруг Пандоры). Среди детей П. Девкалион (сын П. и Климены, или в других вариантах Гесионы), супруг Пирры (дочери Эпиметея и Пандоры).
Имя П. означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность Эпиметею, «мыслящему после», «крепкому задним умом»). П. не участвует в титаномахии, противится насильственным действиям титанов против олимпийцев и даже добровольно вступает с олимпийцами в союз, тем самым противопоставляя себя бывшим сородичам. От своего прошлого П. сохраняет независимое положение в отношении новых владык, покровительство роду людей, создателем которых он является по целому ряду свидетельств. П. как древнейшее божество сам вылепил первых людей из земли и воды, да еще создал их смотрящими в небо, по подобию богов, но сделал это П. по воле Зевса.
Есть указания на то, что люди и животные были созданы богами в глубине земли из смеси огня и земли, а П. и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Именно Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому П. должен был позаботиться о людях. Увидев, что все животные заботливо всем снабжены, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», П. крадет «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнем, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться».
Согласно Эсхилу, «все искусства у людей от П.», он научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать. Однако в других источниках начала государственности и порядка, а также нравственные качества человека связаны не с дарами П., а с деятельностью Зевса.
П. осмелился пожалеть людей и добыл для них огонь, передав его в полом тростнике. В более поздних мифах говорится, что наказан П. был не за свои благодеяния людям, а потому, что влюбился в Афину или потому, что был внебрачным сыном Геры и одного из титанов Эвримедонта. Зевс сбросил Эвримедонта в тартар, а П. приковал к скале на Кавказе. Итак, П. прикован к горам Кавказа в пределах Скифии, где орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь. В отместку людям и П. боги посылают на землю первую женщину, носительницу бед, Пандору. Зевс отправляет на подвиг своего великого сына Геракла, чтобы, освободив П., тот еще больше прославил себя. Освобождение П. Гераклом происходит на пути Геракла к своему одиннадцатому подвигу – добыче золотых яблок в саду Гесперид. Помощь приходит к П. и от кентавра Хирона, сына Кроноса. Бессмертный Хирон ранен отравленной стрелой Гераклом, он испытывает страшные муки и жаждет смерти. За возможность сойти в аид Хирон предлагает Зевсу отдать П. свое бессмертие. Пока совершаются деяния знаменитых героев, П. прикован, и аргонавты слышат его стоны, проплывая вблизи Кавказских гор. Освобождение П. получает за поколение до Троянской войны, а его собственные благодеяния людям совершаются еще до рождения великих героев.
В Афинской академии был жертвенник П.; от него начинался бег до города через Керамик с зажженными факелами, которые бегуны должны были сохранить горящими. На Прометеях выступали хоры мужчин и мальчиков.

Источник: Словарь греческой мифологии

Прометей
В древнегреческой мифологии Прометей (Προμηθεύς, Prometheus) – сын титана Иапета и Климены (по друг., Азии, Фемиды), или Урана и Климены, или Эвримедонта и Геры, брат Атланта, Менойтия, Эпиметея, супруг Гесионы (по друг. Аксиофеи, Пандоры), отец Девкалиона, Геллена, Лика, Химерея. Прометей в первоначальных представлениях – космическое божество огня, родственное Гефесту (Πυρφόρος θεός); так, в Афинах он почитался совместно с Гефестом и Афиной в академии (между Колоном и столицей), где в честь него стоял алтарь и статуя рядом со статуей Гефеста; тут же, возле статуй, находился их общий жертвенник.
Уже рано в мифах и сказаниях на первый план выступает этическое значение Прометея; оценив важность огня как необходимого фактора культуры, древние греки приписали появление его на Земле «промыслителю» своему – Прометею, который с этого времени сделался гением человечества, духовным его просветителем и учителем. Некоторые (Kuhn, Baudry, De c harme, Wecklein) считают мифологическое имя Прометея не специально греческим, а индогерманским, сближая слово Προμηθεύς с санскритским pr â mathyus (= тот, кто трет , – подразумевается дерево о дерево для добывания огня) и pramantha (= палка, которую вращали в ступице диска для извлечения огня). По такому представлению, Прометей первоначально был виновником появления огня на Земле посредством pramantha – атрибут, которому в греческом мифе соответствует νάρθηξ (= ferula, шпильник), в стволе которого Прометей перенес огонь с неба. На это сопоставление указывает, между прочим, прозвище индийского бога Агни-Прамати и название Турийского Зевса – Προμαθεύς. Как бы то ни было, греческий Прометей Гесиодовских и позднейших сказаний – благодетель человечества, олицетворение человека во всеоружии его духовных даров – человека, ищущего совершенства, истины, бессмертия и дерзающего поравняться в своем духовном совершенстве с богами. Он – тип человека в борьбе с природой, противопоставляющего ее титаническим, слепым силам ум, хитрость, изобретательность.
Гесиодовские сказания о Прометее сводятся к следующему. Когда боги условливались с людьми в Меконе (у Сикиона) о том, какие почести должны воздаваться им, богам, Прометей, как посредник между обеими сторонами и промыслитель человеческого рода, разделил жертвенное животное на две половины: мясные части и съедобные внутренности завернул в шкуру, а кости и худшие остатки покрыл жиром, полагая, что боги выберут ту часть, которая с виду пожирнее. Зевс, однако, заметил хитрость, но, желая иметь предлог для наказания ненавистного человечества, выбрал худшую часть в жертву и за это лишил людей огня. Возникло, таким образом, сказание из попытки объяснить обычай сжигания в жертву богам худших частей животного: последующее поколение увидело в этом обычае оскорбление божества и приписало его мятежнику Прометею, с именем которого вообще связывается установление жертв.
Когда люди остались без огня, заступник их Прометей похитил его с очага Зевса (по друг., с солнечной колесницы или из лемносского горна Гефеста) и перенес к людям в стволе νάρθηξ. За это Зевс решил отомстить людям созданием женщины (Пандоры; см.), которая вместе с Эпиметеем, недальновидным братом Прометея, была виновницей всех человеческих бед и напастей, а Прометея приковал к столбу (Гесиод, «Θεογονια» и «Έργα και Ήμέραι»). Однако позднее суждено было Прометею примириться с Зевсом через Геракла, который убил орла, прилетавшего днем клевать печень Прометея, и освободил страдальца. В Афинах в честь его был установлен праздник – Προμήθεια с факельным бегом (λαμπαδηφορία, λαμπαδηδρομία), символизировавшим собой распространение священного огня среди людей. Священный огонь возжигался на жертвеннике в академии и должен был быть как можно скорее (отсюда факельный бег ) донесен до города, чтобы заменить собой оскверненный употреблением старый огонь.
В литературе миф о Прометее был излюбленным сюжетом древнего и нового времени, начиная с Эсхила, который первый увековечил идею П. мифа в своей трилогии (быть может, тетралогии – «Προμηθεύς»), состоявшей из трех драм: «Προμηθεύς Δεσμώτης» (Прикованный П.), «Π. λύοενος» (Освобожденный П.), «Π. πυρφόρος» (П. огненосец) и, быть может, сатирической драмы («Π. πυρκαεύς»?). До нас дошла одна из упомянутых драм – «Π. Δεσμώτης». Содержанием ее является наказание П. за похищение огня и самоотверженная борьба его с неумолимо суровым Зевсом, который, олицетворяя собой мировой порядок, только что водворенный с низвержением титанов, жестоко наказывает ослушника своей воли, низвергая его в конце пьесы в преисподнюю вместе со скалой, к которой он был прикован. По Эсхилу, П. – сын Фемиды, титан, первоначально враг Зевса. Однако, заметив, что хитростью и умом легче обеспечить себе победу, чем грубой силой, он, не будучи в состоянии убедить в этом братьев-титанов, перешел на сторону Зевса. Когда в борьбе с Кроносом Зевс вышел победителем, он захотел ознаменовать начало своей власти созданием нового человеческого рода. Тогда П., гений существовавшего человеческого рода, вступился за его судьбу и передал ему с огнем ум, изобретательность, хитрость – для борьбы с природой. Оскорбленный этим, Зевс решается наказать ослушника своей воли и приказывает своим слугам – Мощи и Силе (Κράτος и Βία) – с помощью Гефеста приковать мятежника к скале в Скифии близ моря. Прикованный П. жалуется на жестокость и неблагодарность своего мучителя – Зевса, который, забыв оказанные им, П., услуги во время борьбы с титанами, теперь обрек своего прежнего союзника на долгие муки, и при этом за содеянное людям добро. Дочери Океана (хор) приходят утешать страдальца и вместе с ним жалуются на жестокость Зевса. Но у Прометея есть средство отомстить Зевсу: он знает от матери Фемиды тайну, от которой зависит судьба олимпийского владыки, и в сохранении этой тайны от Зевса видит средство заставить его смириться. Появление скиталицы Ио и рассказ ее о своих страданиях, виновником которых был тот же Зевс, еще более возбуждают против него Прометея. Когда приходит вестник Зевса Гермес с требованием открыть умалчиваемую тайну, Прометей решительно и надменно отказывается сделать это. Тогда Зевс посылает гром и землетрясение, и Прометей вместе со скалой, к которой был прикован, проваливается в бездну. Сюжетом следующей, не дошедшей до нас, драмы «Прометей λύοενος» было примирение Зевса и Прометея. После долгих мучений под землей Прометей вместе со скалой опять очутился на земле, среди Кавказских гор. Продолжительные страдания измучили его: он ждет только одной смерти. Не довольствуясь этими страданиями узника, Зевс придумал новую пытку: он послал коршуна (орла), который прилетал через день клевать печень Прометея, как вместилище дурных страстей и желаний и давал на день отдых страдальцу лишь для того, чтобы исклеванная печень могла снова вырасти. Но вот является Геракл-освободитель и убивает коршуна. Тогда же приходят к Прометею получившие свободу и примирившиеся с Зевсом титаны и убеждают Прометея смириться и открыть тайну Зевса. Так закончилась долгая борьба человечества с богами. Прометей был освобожден от оков и вознесен на Олимп, в сонм бессмертных, получив дар бессмертия от Хирона, который мучился от отравленной раны и жаждал смерти. Верховный владыка неба укрепил свою власть и, обеспечив ей бесконечное существование, становится из жестокого и неумолимого – милостивым богом – тем Зевсом, каким представляли его набожные греки начала V в. и каким он является в драмах Эсхила. Время жестокого режима и борьбы сменилось безоблачным периодом примирения неба с землей, и человечество, искупленное страданиями Прометея, вкусило наконец дары мирной и культурной жизни. Идея Эсхиловой трилогии в том, что всякий прогресс должен искупляться страданием (Вейль), а весь трагизм Прометея – в его близорукости, в непонимании высших мудрых целей мироправителя: вмешавшись со своей человеческой волей в высокие божественные планы Олимпийца, он падает жертвой этой борьбы. Новейшая литературная критика неодинаково поняла и объясняла пьесу Эсхила и, главным образом, потому, что рассматривали ее одну, без связи с остальными пьесами трилогии, как самостоятельное художественное произведение. Так, в Зевсе видели отвратительный образ тирана, а в Прометее – поборника свободы, друга людей (Sch ü tz), или истолковывали Прометея, как идеального человека в борьбе с природой, противопоставляющего ее слепым силам свою непоколебимую волю и духовную мощь (A. W. Schlegel). Bl ü mner находил идею драмы в возвеличении судьбы, которая осиливает произвол тирана, и борьбы, которая, сокрушая человека, возвеличивает его. Hermann полагал, что Эсхил в драме Прометея изобразил Зевса народных сказаний в противоположность тому великому Зевсу, образ которого носился в религиозных представлениях лучших художников первой половины V века. Welcker, Sch ömann, Weil, Weckle in объясняли эту драму в связи с остальными пьесами трилогии: по их мнению, Эсхил выразил в своем Прометее глубоко религиозную идею вечной, всемогущей, справедливой и премудрой власти Зевса, перед которой должны смириться даже такие сильные волей и умом полубоги-полулюди, как Прометей: стремления Прометея, несмотря на их симпатичность и возвышенность, односторонни, и все величие его жертвы ничто перед высшей волей Зевса. Schneider истолковывал идею Эсхила в том смысле, что Зевс хотел сделать добро людям, не дав им огня как средства для распространения культуры, так как видел в ней залог гибели человечества: так что, по Schneider'y, Эсхил был провозвестником идей Руссо. Миф о Прометее обратил на себя внимание ряда великих поэтов – Гёте, Байрона, Шелли. Прометей Гёте (1773 или 1774 гг.) – бог, равный Зевсу, презирающий Зевса, потому что тот, несмотря на всю свою державную силу – подчинен, как и все, судьбе. Гордость и богоподобная сила Прометея – не в праздном и бесцельном могуществе, а в творческой энергии, в живой деятельности, в способности переживать страдания и радости. Драматическая поэма Шелли «Prometheus unbound» (1821) – «этот увлекательный гимн к свободе в драматической форме» (Шерр) – изображает Прометея, как носителя духовного начала и разумной свободы, в противоположность Зевсу, который олицетворяет собой физический закон мира. Прометей, по словам самого Шелли (Preface), – тип высшего совершенства нравственной и интеллектуальной природы, приводимой к лучшим и благороднейшим целям самыми чистыми и истинными побуждениями. Демогоргон, свергающий в конце концов Зевса с его мирового трона, приводит за собой век свободы, любви, мягкости (gentleness), добродетели, мудрости, терпения: так благодаря могучему протесту Прометея миновало время деспотизма и порабощения духа. Байроновский П. (лирич. стих. «Prometheus», 1816) – также воплощение высоких стремлений человека к свободе, гордый и непримиримый враг тирании, преступление которого было в том, что он старался уменьшать сумму человеческих несчастий и возвышать человека. Из других поэтических произведений на эту тему можно упомянуть еще трилогию «Prometh é e» Эдгара Кине (1837) и драму де Сеневиля Минара (1843) «Prometh ée Delivré». Кине и Минар изобразили в Прометее обновителя духовной жизии человечества (предшественника Христа). H. О.
Литература. A. W. Schlegel, «Vorlesungen u ber dramatische Kunst.» (I т.); Bl u mner, «Die Idee des Schicksals in den Trag. des Aeschylus» (Лейпциг, 1814); Welcker, «Die Aeschyleische Trilogie Prometheus» (Дармштадт, 1824); G. Hermann, «De Aeschyli Prometheo Soluto» (1828); Toepelmann, «De Aeschyl. Prometheo» (Лейпциг, 1829); J. H. Schmidt, «De Pr. vincto» (Аугсбург, 1831); Неffter, «Prometheus» («Zeitschrift f. d. Alterw.», 1836, № 53); Weiske, «Prometheus und Sein Mysthenkreis» (Лейпциг, 1842); E. V. Lausaulx, «Prom e theus. Der Mythus und seine Bedeutung» (Вюрцбург, 1843); G. Hermann, «De Prometheo Aeschyleo» (Лейпциг, 1845); Sch o mann, «Ueber den Prometheus des Aeschylus» («Zeitschr. f. Alterw.», 1846, № 111); M. Carriere, «Prometheus» («Deutsches Museum», 1855, № 14); Welcker, «Griechische Go tterlehre» (II, 246–278, Геттинген, 1859); Vischer, «Uber die Prometheustrago dien des Aesch.» (Базель, 1859); Caesar, «Der Prometheus des Aeschylus» (Марбург, 1859); Baudry, «Les Mythes du feu et du breuvage c eleste» («Revue Germ anique», 1861, p. 358); Teuffel, «Ueber des Aesch. Prometheus und Orestie» (Тюбинген, 1861); Markowitz, «De Aesch. Prometheo» (Дюссельдорф, 1865); Linzow, «Die Prometheussage» («P adag. Arch.», 1866, 641–683); Westphal, «Prolegomena zu Aeschylus Tragodien» (1869, p. 207, слл.); Th. Henry Martin, «La Prom ethe ide» (Париж, 1875); Seelmann, «De Prometheo Aeschyl.» (Дессау, 1876), Patin, «Etudes sur les tragiques Grecs» (I, 250–305, 1877); Herwig, «Das ethisch-religi ose Fundament der Aesch. Trago die» (Констанц, 1877); Holle, «Die Prometheussage» (Берлин, 1879); Eichhof, «Die Sage und Dichtung von P.» (1879, «Jahrb. f. Klass. Philol. u. P a dag.», 2 отд.); Flach, «Zur Prometheussage» (1881, «Jahrb. f. Klass. Philol.», s. 817, слл.); Konitzer, «De fabulae Prometheae in arte litterisque usu» (Галле, 1885); Decharme, «Mythologie de la Gr ece antique» (1886, pp. 257–266); Kuhn, «Die Herabkunft des Feuers und des Go ttertranks» (1886); Schneider, «Der Prometheus des Aeschylos» (Дуйсбург, 1889); Wecklein, «Aeschylus, Prometheus» (1893, Лейпциг; введение); Preller, «Griechische Mythologie» (Б., 1894, pp. 91—102); Weil, «La fable de Prom ethe e», в его «Etudes sur le drame Grec.» (Париж, 1897).

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
100.86 кб

2000. 02. 001. Мальцев Г. В. Понимание права: подходы и проблемы. М. : Прометей, 1999. 419 с

Загоруйко К. Ф.
Читать PDF
156.04 кб

2005. 01. 024. Бусова Н. А. Модернизация, рациональность и право. - Харьков: прометей-пресc, 2004. -

Волкогонова О. Д.
Читать PDF
409.56 кб

Прометеев комплекс и воспитание экологической этики

Петров К. М.
Читать PDF
285.06 кб

Биоэтический вызов второй Прометеевой эпохи: от плюрипотентности клетки к плюрипотентности мировоззр

Рахимова Майя Вильевна
Статья посвящена проблеме биоэтического вызова современной научно-технической эпохи, заключающейся в дисбалансе активного роста научно-исследовательских открытий в отдельных областях наук, молекулярной биологии в частности, и недо
Читать PDF
169.85 кб

Способен ли сизиф стать Прометеем? Рецензия на книгу В. В. Скоробогацкого «Анти-Сизиф или человек в

Любутин К. Н., Коряковцев А. А.
В данной рецензии анализируется содержание сборника философских эссе первого проректора Уральской академии государственной службы, доктора философских наук, профессора В. В. Скоробогацкого.
Читать PDF
336.81 кб

Дух Прометея живет на Кавказе

Келигов Мурат Юсупович
В статье показана духовная связь Ю.А. Жданова с мифической фигурой Прометея, раскрывается суть и место прометеева начала в творчестве и личности российского ученого и философа.