концепт философии П. Фейерабенда (см.). Его чаще всего называют изобретателем концепции методологического анархизма, но, как он сам отмечал, основным положением его «концепции является принцип пролиферации, который призывает создавать и разрабатывать теории, несовместимые с принятыми точками зрения, даже если последние являются в высокой степени подтвержденными и общепринятыми» [1.С. 420]. Под пролиферацией понимается размножение теорий: чем их больше, тем лучше. Фейерабенд мечтал об океане теорий (альтернатив). Как сторонник идеи П. т. Фейерабенд выступал за методологический плюрализм и против методологического монизма.
К идее П. т. ведет, например, такая аргументация. Факты теоретически относительны и вместе с тем выводы и предсказания какой-либо теории никогда не соответствуют с абсолютной точностью экспериментальным данным. В этих условиях вполне уместно выдвижение теоретической альтернативы. Наличие двух или более теорий позволяет их сторонникам вести критическую дискуссию, что в конечном счете решающим образом способствует успеху научного дела. Одна теория — хорошо, десять — еще лучше. Ясно, что в свете принципа пролиферации куновская нормальная наука невозможна, ее наличие свидетельствовало бы о профессиональной непригодности ученых.
В приведенном выше определении принципа пролиферации Фейерабенд называл теории несовместимыми. Он явно стремился обеспечить посредством принципа П. т. эффективность науки и культуры в целом. От совместимых друг с другом теорий мало проку: они сливаются в единое целое. Выходит, что теории должны быть своеобразными альтернативами. От идеи несовместимости теорий Фейерабенд переходил к идее несоизмеримости теорий, отсутствия соответствия между ними. Слабость позиции Фейерабенда состоит в игнорировании им современного состояния науки, фиксируемого определенными рядами теорий. Изобретаемые теории не появляются безотносительно к ним, а потому неизменно включаются в них. Подлинная научная задача состоит не в беспорядочном нагромождении теорий, а в обеспечении роста научного знания. Свободное, никак не определяемое актуальным состоянием культуры и науки изобретение теорий является иллюзией. Над изобретателем теорий всегда довлеет определенный теоретический контекст.