Прокопович Феофан
(1681-1736) - русский государственный и церковный деятель, глава “Ученой дружины” при Петре I, идеолог росвещенного абсолитизма. Автор сногочисленных трудов социально-политических и богословско-философских трактатов. Его труды объективно способствовали отделению отечественной философии от теологии, оказали влияние на М.В. Ломоносова и русских просветителей 18 века.
Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
ПРОКОПОВИЧ Феофан
1681-1736) — рус. гос. и церк. деятель, писатель, сподвижник Петра I, с 1718 — епископ, с 1721 - вице-президент Синода, с 1724 до смерти - архиепископ новгородский. В разработанном им .Духовном регламенте» (положении о Синоде) , в политич. трактате «Правда воли монаршей» и др. П. обосновывал упразднение патриаршества и учреждение Синода, выступал как сторонник петровских реформ, развивал идеи просвещенного абсолютизма. П. был одним из образованнейших людей своего времени, принимал участие в создании Российской академии наук.
Источник: Атеистический словарь
ПРОКОПОВИЧ ФЕОФАН
(Элеазар) (1681 - 1736) - рус. церк. и политич. деятель, писатель, историк, один из образованнейших людей своего времен и. Получил «западное» образование: учился в Киево-Могилянской академии, в Польше и Риме. С 1711 - ректор Киево-Могилянской академии. В 1716 переехал в Петербург, стал верным помощником Петра I в проведении церк. реформы. С 1718 - епископ псковский, с 1724архиепископ новгородский. С 1721 - вице-президент синода. П. принимал активное участие в создании российской Академии наук, В своих политико-филос. трактатах - «Слово о власти и чести царской» (1718), «Правда воли монаршей» (1722) и др. - обосновывал необходимость установления в России просвещенного абсолютизма, укрепления крепост. права, подавления антифеод. народных движений. Перу П. принадлежит «История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии» (ок, 1713), в к-рой показана борьба Петра I с оппозиц. силами и мае. выступлениями, П. оставил после себя многочисл. прозаич. и стихотв. произведения, история, драму «Владимир» (1705), трактат о поэтич. искусстве и мн. др.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
ПРОКОПОВИЧ Феофан (1681—1736)
рус. государственный и церковный деятель, философ и писатель, сподвижник Петра I. Глава научно-литературного кружка “Ученая дружина” (Г. Бужинский, А. Кантемир, В. Татищев и др.), содействовавшего петровским преобразованиям. Учился в Киево-Могилянской академии, Польше и Италии. Был проф. и ректором Киево-Могилянской академии, где читал обширный философский курс, включавший логику, натурфилософию, этику (1707—09). Идеолог “просвещенного абсолютизма”, сочинитель “Духовного регламента” (1720), в создании к-рого участвовал Петр 1. Ратовал за быстрое развитие производительных сил, просвещения и культуры. Выступал за примирение религии с разумом, что в условиях России 18 в. расширяло возможности распространения науки нового времени (напр., гелиоцентрического учения). П.— автор многочисленных социально-политических и богословско-философских трактатов, вызвавших острую реакцию и обвинения в еретичестве со стороны ортодоксов православия (С. Яворский, Ф. Лопатинский и др.). В миросозерцании П. “был силен светский элемент” (Плеханов), его деятельность объективно способствовала отделению отечественной философской мысли от теологии, оказала влияние на Ломоносова и рус. просветителей второй половины 18 в.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ
(1681 - 1736) - видный церк. и обществ, деятель и литератор. Окончил Киево-Могилянскую академию (1698) и в дальнейшем, перейдя в униатство, продолжал учение в Польше и в Риме, в коллегиуме св. Афанасия, где готовились проповедники католицизма среди правосл. верующих. Ок. 1702—1704 Ф. П. возвратился на родину, снова обратился в православие, постригся в монахи и стал преподавать в Киево-Могилянской академии. Горячий сторонник петровских преобразований, он был замечен и выдвинут Петром: вызван в Петербург, возведен в сан епископа, затем - архиепископа. Ф. П. принимал деятельное участие в церк. реформе Петра - в замене патриаршества синодом, что превратило церковь в одно из гос. ведомств, прямо подчиненных царизму. Он разработал «Духовный регламент», т. е. положение о синоде, и вскоре стал первенствующим членом этой гос.церк. коллегии. Многочисл. проповеди, «слова», «речи» и др. соч. Ф. П. проникнуты богосл.-рационалистич. идеями и подобострастными восхвалениями самодерж. строя, тех принципов, «-рыв позже назывались «просвещ. абсолютизмом». Приверженцы старых церк. порядков обвиняли Ф. П. в «лютеранской ереси» и после смерти Петра старались пошатнуть его положение. Однако он вошел в доверив к ими. Анне Иоанновне и со своими врагами из лагеря церк. мракобесия расправлялся с помощью «тайной канцелярии». Ф. П. принимал участив в орг-ции росс. Академии паук, возглавлял кружок писателей - сторонников просвещения и петровских реформ («ученую дружину»). Значительны заслуги Ф. П. в истории русской литературы.
Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.
ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ
8 (18) июня 1681, Киев (19) сентября 1736, Петербург] — русский церковный деятель, богослов, писатель. Родился в купеческой семье. Учился в Киево-Могилянской академии. После завершения философского курса, приняв униатство, преподавал риторику во Владимире-Волынском, затем учился в Риме в иезуитском коллегиуме св. Афанасия. Вернувшись, принял монашество в Почаевском монастыре с именем Самуила. С 1704 преподавал в Киевской академии риторику, затем философию, с 1711 — ректор академии. Петр I обратил на него внимание после произнесения сочиненного Феофаном панегирика по случаю Полтавской победы, приблизил и сделал главным идеологом преобразований. В 1718 Феофан Прокопович поставлен епископом Псковским и Нарвским, с 1724 президент Синода. В «Духовном регламенте» (1720) разработал проект церковной реформы по протестантскому образцу, основываясь на идеях С. Пуфендорфа о взаимоотношении властей светских и церковных. Оставил обширное литературное наследие, включающее св. 70 сочинений различного жанра на русском и латинском языках. Цикл богословских лекций составляет 7 трактатов, посвященных догматическим, нравственным, экклезиологическим, антропологическим проблемам. Ряд полемических сочинений направлен против католиков, протестантов, старообрядцев. «Первое учение отрокам» представляет собой педагогическое пособие, трагикомедия «Владимир» — поэтическое творение на историческую тему. Деятельность Феофана Прокоповича определила развитие богословской науки на несколько десятилетий. Как политический мыслитель он в «Правде воли монаршей» (1722) оправдывал всевластие абсолютизма, доказывая божественное происхождение самодержавия и верховную роль монарха в качестве отца Отечества.
Соч.: Соч. М.—Л., 1961; Слова и речи поучительные, похвальные и поздравительные, ч. 1—3. СПб., 1760—65; Богословские соч. СПб., 1774; Фшософсыатвори.т. 1-3. К„ 1979-81. Лит.: Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868; Петров Л. А. Философские взгляды Прокоповича, Татищева и Кантемира. Иркутск, 1957; НичикВ. М. Феофан Прокопович. М., 1977; VenturiF. Feofan Prokopovic. Cagliari (Sardinia), 1953.
А. Куценко. В. Аржанухин
Источник: Новая философская энциклопедия
ПРОКОПОВИЧ Феофан
[1681 – 8(19) сент. 1736] – рус. и укр. обществ. и церк. деятель, ученый, поэт. Род. в купеч. семье в Киеве. Окончил филос. курс в Киевской духовной академии, продолжал образование в Польше и Ватикане. По возвращении на родину (ок. 1704) принял монашество, преподавал в Киево-Могилянской академии. В 1716 был назначен псковским епископом, в 1721 – вице-президентом Синода; с 1724 – архиепископ новгородский. Возглавлял "ученую дружину" Петра I, к которой принадлежали Татищев, А. Кантемир, А. М. Черкасский, И. Ю. Трубецкой. П.– автор ряда уч. пособий и историч. трудов, первой светской трагикомедии "Владимир" (1705). По поручению Петра I П. написал "Духовный регламент" (1720), к-рый представлял собой политич. и сатирич. памфлет, направленный против претензий "князей церкви" и злоупотреблений духовенства; в памфлете нашло выражение требование о превращении духовенства в "государевых богомольцев" и распространителей просвещения. В филос.-юридич. трактате "Правда воли монаршей" (1722), а также в своих речах и проповедях П. выдвигал идеи просвещенного абсолютизма. В философии П. стремился согласовать веру со знанием и приспособить науку к религии. Он критиковал материалистич. тенденцию в философии Аристотеля, выступал против атеизма Эпикура и Спинозы. Критикуя схоластич. умствования, П. стремился распространять естеств.-науч. открытия, вел астрономич. наблюдения, занимался математикой. Отходя порой от традиц. религ. объяснения истории, П. высказывал идеи, созвучные концепциям естественного права и общественного договора. "И замечательно, что наиболее выдающийся публицист эпохи Петра ссылается на естественное право раньше, нежели на Писание; недаром ревнители православия считали его малонадежным богословом" (Плеханов Г. В., Соч., 21, 1925, с. 47). Соч.: Соч., М.–Л., 1961; Слова и речи поучительные, похвальные и поздравительные, ч. 1–3, СПБ, 1760–65; Богословские сочинения, СПБ, 1774; Рассуждение о безбожии..., М., 1774; История императора Петра Великого, СПБ, 1773. Лит.: Чистович И., Ф. П. и его время, СПБ, 1868; Mорозов П., Ф. П. как писатель, СПБ, 1880; История философии, т. 1, М., 1957, с. 479–80; ?етров Л. ?., Филос. взгляды П., Татищева и Кантемира, Иркутск, 1957; его же, Антирелиг. тенденции в филос. мысли России первой половины XVIII в., в сб.: Материализм и религия, М., 1958; его же, Социологич. взгляды П., Татищева и Кантемира, Иркутск, 1958; его же, Общественно-политич. взгляды П., Татищева и Кантемира, Иркутск, 1959; Бетяев Я. Д., Общественно-политич. и филос. мысль в России в первой половине XVIII в., Саранск, 1959; Благой Д. Д., История рус. лит-ры XVIII в., 4 изд., М., 1960, с. 71–80; Гудзiй ?. ?., ?. Прокопович, в кн.: Матерiали до вивчення iстopi? укра?нсько? лiтератури, т. 1, К., 1959; ?еtznеr J., Theophan Prokopovi? und die russische Fr?haufkl?rung, "?. Slawistik" 1958, Bd 3, ?. 2–4, S. 351–68. Л. Петров. Иркутск.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ
8(18)06.1681, Киев - 8(19).09.1736, Петербург) - политический и церковный деятель, богослов. Философские взгляды Ф. П. складывались под влиянием таких ценностей европейской культуры, как рационализм, просветительство и секуляризация, к-рые были восприняты им во время учебы в Киево-Могилянской коллегии, а также в иезуитских школах Львова, Кракова и в римском католическом коллегиуме св. Афанасия. Об этом свидетельствует прочитанный им первый курс лекций по философии в Киево-Могилянской коллегии в 1707-1709 гг. Принципиальными положениями курса являются, во-первых, утверждение материи и формы в качестве равнозначных оснований природных тел, во-вторых, признание концептуального (в понятиях), а не реального разделения сущности и существования. Эти идеи были направлены против абсолютизации томистами формы (восходящей к Платону и Аристотелю) и их утверждений о совпадении сущности и существования лишь в Боге, но не в его творениях. В более позднем (богословском) творчестве Ф. П. прослеживается влияние идей Б. Спинозы, Ф. Бэкона, Р. Декарта и Г. В. Лейбница. Ему принадлежит первая в России попытка создания систематического богословия. Им была выдвинута идея т. наз. "научного" богословия, в рамках к-рой богословская апологетика приобретает научно-философский план, а философские идеи становятся явлением историко-богословского ряда. Исходным положением богословской системы Ф. П. является утверждение о единстве Бога и мира, к-рое раскрывается как единство их творческих сил. Интерпретируя божественную энергию, он отдает предпочтение упорядоченности и рациональности перед свободой, созидающей мир. Бог, по его мнению, свободен лишь в том плане, что не имеет никакого внешнего принуждения. Однако его действия совершаются в соответствии с присущей ему внутренней необходимостью. Что же касается источников активности мира, то они имеют двойственный характер: как результат проявления в мире Бога и следствие саморазвития природы. Т. обр., традиционно находящаяся вне всяческих законов творческая энергия, к-рая в богословии сохранялась за Божеством, в системе Ф. П. присуща и природе. Признание разумного и целесообразного устройства мира в качестве главного признака присутствия в нем Божества неизбежно приводит Ф.П. к важному гносеологическому выводу о том, что примирение человека со всеобщим порядком возможно только через разум. Даже в богословствовании, где разум должен быть подчинен вере, вполне оправдан научный поиск религиозных истин. Ф. П. принял идею Лейбница о том, что хотя истины откровения и выше истин разума, но они не против него. Вытеснив в сер. XVIII в. лат. схоластику из московских и киевских школ, догматическая система Ф. П. до 20-х гг. XIX в. оставалась практически единственной основой богословствования в рус. духовных школах. "Делом всей жизни" для Ф. П. стало участие в петровских реформах. В 1721 г. по поручению Петра I он разработал Духовный регламент - законодательный акт, ликвидировавший соборное управление церковью, заменив его синодальным управлением. В результате был установлен полный контроль государства над церковью, что вытекало из секулярных тенденций, заложенных в богословии Ф. П., и соответствовало абсолютистскому идеалу, утверждавшемуся в России. В своей теоретической части Регламент воспроизвел идеи "естественного права" (прежде всего, нем. философа С. Пуфендорфа), к-рые устанавливали новые взаимоотношения церкви и государства. Место церкви в государственной системе определялось как средство воспитания и просвещения подданных. В соч. "Правда воли монаршей" (1722) Ф. П. утверждал божественное происхождение самого принципа власти. Однако Бог наделяет правителя властью не непосредственно, а через направляемую им волю народа. Т. обр., основой власти наряду с божественной волей является согласие монарха и народа. Богословско-философский синтез, осуществленный Ф. П. в догматической системе, а также его политическая деятельность знаменовали новую эпоху в истории рус. общественной мысли - эпоху освобождения от непосредственного подчинения церкви.
Источник: Русская философия: словарь