Проклятие, Заклятие

Найдено 1 определение
Проклятие, Заклятие
(Curse).
Это понятие (в ВЗ qelala и herem ; глагол агаг, н.з. формы существительных katara и anathema; глагол kataraomai) употреблялется в Библии в определенных, четко очерченных значениях. В широком значении "проклятие"  это поношение или явное желание зла. Если оно направлено против Бога, то это  богохульство(Иов 1:5,11; 2:5,9). Так называется и недоброжелательство к человеку или предмету, высказанное Богу. Считали,что проклятие обладает природной силой (в Зах 5:13 оно неизбежно находит себе жертву). Предполагалось, что среди язычников проклятия могут осуществиться (как было с Валаамом в Чис 2224). В Св. Писании проклятие неизменно связано с грехом (Быт 3) и неповиновением (Притч 26:2). В отдельных случаях значение этого слова исчерпывающе передает идея клятвы (Суд 17:2;Ис65:15).
Заклятие имеет и особое значение: это  акт посвящения Богу. Вещи или люди, посвященные Богу, нельзя было использовать в личных целях (Лев 27:28). В военное время город посвящали Господу. В нем истребляли людей и животных (Втор 20:1214; Нав 6:25), выкупали детей и девственниц (Втор 21:1112), сжигали кумиры языческих богов (Втор 7:25), серебро и золото отдавали в сокровищницу дома Господня (Нав 6:23), а те, кто брал чтонибудь из заклятого, сами подвергались заклятию (Нав 6:17). Наказание непослушного Ахана, посягнувшего на заклятые сокровища, и Ахиила Вефилянина (Нав 7:1 и дал. и 3 Цар 16:34) доказывает, что запрет этот был буквальным. Бог наказывает за его нарушение (Нав 2:10; 6:17).
В высшем значении заклятие означает нечто, предназначенное для сакральных целей, т.е. близкое к обету, клятве. Оно сопоставимо с посвящением Иоанна Крестителя (Лк 1:15; 7:33) и клятвопреступлением израильского народа, поддавшегося на уловки его религиозных вождей (Мк 7:11 идал.). Оно указывает на запрет убийства и часто встречается в ВЗ, но в НЗ четких указаний на него нет. Иногда запрет на уничтожение заменялся отлучением (Ин 9:22; 12:42; 16:2; Мф 18:17). Отлучение, о к-ром говорится в Езд 10:8, напоминает позднейший раввинистический обычай отлучения (Мф 18:17; Лк 6:22). По общему мнению, отлучение в Лк имеет более широкий смысл.
Одно из часто встречающихся значений слова "проклятие" противоположно благословению. Когда употребляется это понятие, в нем нет сакральных ассоциаций, и слово выражает целый спектр значений  от божественного до сатанинского. Перед тем как войти в Ханаан, народ Израилев стоял перед выбором  послушания и Божьего благословения или непослушания и проклятия. С горы Гевел изрекались проклятия, в то время как с горы Гаризим произносили благословения народу (Втор 27:1326). Отсутствие проклятий в НЗ (за редкими исключениями: Мф 21:19 и дал.; Мк 11:12 и дал.) соответствует духу нового времени.
Проклятие имеет определенный христологический смысл. Ап. Павел говорит, что "Христос искупил нас от клятвы закона" (Гал 3:13), "ибо проклят пред Богом всякий повешенный на дереве" (Втор 21:23). Он подпал проклятию закона (Вт 27:26) самим фактом своей позорной смерти.
C.L. FF.lNBERG(nep. А.К.)
Библиография: D. Anst, NIDNTT, I, 413 ff.; J. В. Payne, Theology of the Older Testament; J. B.
Lightfoot, Galatians; J. Behm, TDNT, 1,353 ff.

Источник: Теологический энциклопедический словарь