ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ
Происхождение религии
одна из коренных проблем философского и исторического знания. Попытки решить ее предпринимаются уже в произведениях мыслителей-материалистов античной эпохи — Эпикура (ок. 341 – 270 гг. до н. э.) и Лукреция (ок. 99 – 55 гг. до н. э.). С тех пор о П. р. создана громадная научная и богословская литература. До наст. вр. не прекращаются попытки фидеистов защитить и подкрепить библейскую версию о том, что религия внушена человеку богом при его сотворении. Этой антинаучной реакц. концепции противостоит марксистско-ленинская теория П. р. Марксизм считает, что религия не является вечной. Ее возникновению предшествует весьма длительная дорелигиозная эпоха, когда человек сложился как разумное и нравственное социальное существо. Религия имеет социальные и гносеологические корни, обусловливающие ее возникновение. Марксистско-ленинская теория делает вывод, что религия порождена бессилием человека перед стихиями природы и социальными силами. При этом учитываются особенности человеческого сознания, открывающие возможность для возникновения различных фантазий, в искаженной форме отражающих действительность. С разделением общества на антагонистические классы и с формированием первых деспотических гос-в, гаосеологические и психологические предпосылки религии получили устойчивую социальную ориентацию. В классовых антагонистических формациях главными являются социальные корни религии, социальная подавленность масс. Формирование первых религ. представлений и верований наука рассматривает как весьма длительный процесс. Есть достаточные основания утверждать, что начало религии можно датировать последней стадией древн. каменного века, что совпадает со становлением материнского родового общества; эта эпоха удалена от нас в прошлое примерно на 40 тысячелетий.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ
Бесспорные свидетельства первонач. религ. верований датируются временем верхнего палеолита (20-40 тыс. лет до н. э.). Одной из древнейших форм религии была магия — совокупность верований и обрядов, с помощью к-рых первобытн. человек пытался сверхъестеств. образом воздействовать на окружающий мир, чтобы добиться своих практич. целей. В магии особенно четко видна соц. основа религии. Первобытн. человек прибегал к магии в тех случаях, когда не был уверен в результатах своих практич. действий, когда в его жизнь, в его судьбу вмешивались неведомые ему и не контролируемые им факторы. Т. обр-, причины возникновения религии (корни религии) следует искать не в сфере сознания, а в ограниченности первобытн. практики, в бессилии людей перед лицом природы и общественных отношений. В основе всякой религии лежит вера в сверхъестественное. В первобытн. религии первоначально возникает вера в сверхъестеств. свойства материальных предметов {фетишизм) или вера в сверхъестеств. связи между реальными объектами (ма-гйя, тотемизм). Лишь на дальнейших этапах развития первобытн. общества сверхъестественнее стало мыслиться как самостоят., нематериальная сущность, возникает вера в духов и души (анимизм), к-рые противопоставляются материальным вещам и мыслятся существующими без них. Представления о богах, т. е- о духовных существах, каждое из к-рых имеет свое имя и индивид, особенности, возникают в основном уже в клас. об-ве и отражают в превратном виде антагонист, обществ, отношения. Религии первобытн. общества формировались в рамках отд. ро-доплемен. общностей и отражали в своих верованиях и обрядах условия их жизни, особенности их материальной и духовной культуры. Изменения в характере производств. деятельности племени и в его соц. отношениях получали свое фантастич. отражение в религ. верованиях. Так, переход от охоты к скотоводству и земледелию нашел свое религ. отражение в превращении охотничьей магии и тотемизма в культы духов -покровителей животных и духов растений. Переход от матриархата к патриархату привел к тому, что господствовавшие ранее женские духи уступили место мужским и т. п. В раннеродовом об-ве существовало полное соц. равенство соплеменников. Это находило свое отражение и в культовой деятельности рода или племени. В ней на равных основаниях участвовали все члены общества. Лишь в эпоху разложения родового общества возникает специализация культовых действий. Гл. роль в них начинают играть колдуны или шаманы. Эта специализация усиливается и закрепляется в клас. об-ве. В нем формируется особый соц. слой служителей культа.
Источник: Атеистический словарь
ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ
Проблема П. р. - одна из самых сложных в науке о религии. Гл. источниками изучения проблемы П. р. и ее первобытных форм служат, в первую очередь, немногочисл. археол. памятники эпохи палеолита - погребения, пещерная живопись и скульптура, - а затем более обильные, но и более поздние по времени остатки первобытных форм верований, сохранившиеся у совр. народов, по преимуществу отсталых.
Проблема П. р. затрагивалась, хотя лишь вскользь, уже свободомыслящими писателями античности (см. Атеизм античный). В эпоху бурж. революций XVII—XVIII вв. философы-материалисты в Англии, Голландии, Франции высказали ряд глубоких и верных мыслей о П. р. (см. Т. Гоббс, Б. Спиноза, Ж. Мелье, Д. Дидро, П. Гольбах, С. Марешаль и др.), но не были в состоянии их научно обосновать. В конце XVIII в. родилась «солярная теория» П. р. (Ш. Ф. Дюпюи, К. Ф. Вольней). Она была развита в первой пол. XIX в. в трудах сторонников мифологии, школы (Я. Гримм, М. Мюллер и др.). Религия, по этой теории, возникла из олицетворения древними людьми небесных явлений (Солнце, Луна, гроза и пр.), к-рых они не умели объяснить. Взгляды представителей мифологич. школы опирались на изученный ими материал сравнит, индоевроп. языкознания, филологии и мифологии. Явную односторонность этой теории пытались преодолеть создатели эволюционистского («антропологич.») направления в этнографии Э. Тэйлор, Г. Спенсер, Ю. Липперт и др., привлекшие к решению проблемы богатый этногр. материал. Они создали «анимистич. теорию» (см. Анимизм)
П. р., согласно к-рой «минимумом» религии, т. е. ее первичным зерном, является вера в душу человека, а эта вера возникла из наблюдений первобытного человека над явлениями сна, сновидений, галлюцинаций, болезни, обморока, смерти. Но и анимистич. теория, хотя она гораздо лучше объясняла мн. факты и в 70—80-х гг. прошлого века сделалась господствующей, не дала достаточно полного решения проблем П. р. Реакц. ученые пытались противопоставить ей свою теорию изначальности монотеистич. верований (см. Прамонотеизм); бурж. ученые противопоставляли ей также «преанимистическую» (см. Преанимизм), «психоаналитическую», «социологическую» и др. теории. Исследования и взгляды нек-рых из сторонников этих теорий представляют много ценного, но реального решения проблемы П. р. ни один из бурж. авторов не дал. Так или иначе всех их толкала к односторонностям и ненаучным, а иногда и антинаучным выводам классовая бурж. ограниченность. Решить проблему И. р. можно, лишь поняв до конца сущность и социальные корни религии, а это доступно только марксистской науке.
Сущность П. р. - в том, что она порождена бессилием человека на ранних этапах его истории перед подавляющими его стихиями природы и социальными силами. В начале истор. развития более явной была беспомощность человека перед природными силами, но уже тогда она имела и свою социальную сторону: человек противостоял природе не в одиночку, а как член первобытной общины. Кроме того, половые, возрастные, междуплеменные и иные социальные отношения с самого начала играли громадную роль в жизни человека. Все это и отражалось в первобытной религии. Наряду с социальными корнями, у религии есть свои гносеологич. корни: это те особенности человеч. сознания, к-рые делали возможным возникновение в нем нереальных образов, как фантастич. отражений реальной действительности.
Хотя время зарождения первонач. религ. представлений установить в точности трудно, все же бесспорно, что на протяжении мн. сотен тысячелетий, когда жили наши предки - питекантропы, синантропы, атлантропы, гейдельбержцы, - никакой религии не было (см. Дорелиг. эпоха). Конечно, никаких следов религии от той эпохи нет и быть не может. Но живший в эпоху мустье (ок. 100—40 тыс. л. т. н.) неандертальский человек, обладавший сравнительно развитым сознанием, зачатками членоразд. речи, возможно, уже имел религ. верования. Памятниками их обычно считают сохранившиеся от той эпохи очень немногочисл. остатки погребений - в пещерах Мустье, Ла-Фераси, Ла-Шапель-о-сэн, Киик-Коба, Тешик-Таш и др., - а также захороненные рукой человека кости и черепа медведя. Но значение этих остатков спорно. Бесспорными памятниками религии следует считать сохранившиеся от эпохи верхнего палеолита (40—18 тыс. л. т. н.) захоронения с явными следами ритуала, ряд пещерных рисунков (нек-рые изображения сцен охоты, колдовских обрядов, фантастич. или замаскир. фигур) и скульптурных фигур.
Судя по этим древнейшим археол. памятникам, а также но сохранившимся у отставших в своем развитии народов верованиям и культовым обычаям, самые ранние формы религии были отражением условий жизни первобытных охотничьих общин, с их тяжелой зависимостью от стихий природы, с их взаимной обособленностью и слабыми внутр. связями. Этими ранними формами религии, как можно предполагать, были: тотемизм, т. е. вера в сверхъестеств. родство первобытных человеч. групп (родов) с отдельными видами животных, в происхождение от них, во взаимную с ними магич. зависимость; в тотемизме извращенно отразились идея кровного родства, скреплявшего общину внутри, а также условия охотничьего быта.
Ведовство, или вредоносная магия, - суеверная боязнь «порчи» со стороны врага и вера в возможность наслать на врага такую «порчу»; в ведовстве находит отражение быт разобщенных орд, нередко враждовавших между собой.
Знахарство (лечебная магия), развивавшееся параллельно со стихийной нар. медициной, но как результат бессилия человека перед болезнями.
Половая (любовная) магия, вера в возможность сверхъестеств. путем «приворожить» или «отворожить» девушку или парня.
Погребальный культ (см. Погребальные обряды) - обряды и верования, связанные со страхом перед смертью и умершим.
Несколько позже, однако еще в рамках общинно-родового строя, начали складываться формы религии, отражавшие появление более сложных форм обществ, жизни и материального производства: родовые и. семейные культы, шаманство, культ личных духов-покровителей, культ тайных союзов, культ вождей, культ племенных богов (см. Племенного бога культ), аграрные культы. Уже в самых ранних формах религии обнаруживаются ее составные части, к-рые потом сопутствуют ей на всем протяжении ее истории: магия, т. е. вера в способность самого человека воздействовать сверхъестеств. образом на материальные предметы или на др. человека, фетишизм - суеверное поклонение материальным предметам, к-рым приписываются сверхъестеств. свойства, анимизм - вера в души и духов, как олицетворение страха перед болезнями, перед умершим, перед силами природы и пр., культ, т. е. совокупность обрядовых действий, как магических (колдовских), так и для умилостивления духов и богов.
Нек-рые из выше нами названных ранних форм религии обнаруживают большую стойкость и, зародившись в глубокой древности, сохраняются вплоть до наших дней, вливаясь в более поздние религии, либо продолжая существовать рядом с ними. Так, в христианство, зародившееся уже в развитом классовом обществе, в период разложения рабовладельч. строя, влились пережитки разл. древних форм религии: погребального культа, земледельч. культа, шаманства, культа тайных союзов, отчасти даже знахарства, ведовства, тотемизма и др.
Проблема П. р. затрагивалась, хотя лишь вскользь, уже свободомыслящими писателями античности (см. Атеизм античный). В эпоху бурж. революций XVII—XVIII вв. философы-материалисты в Англии, Голландии, Франции высказали ряд глубоких и верных мыслей о П. р. (см. Т. Гоббс, Б. Спиноза, Ж. Мелье, Д. Дидро, П. Гольбах, С. Марешаль и др.), но не были в состоянии их научно обосновать. В конце XVIII в. родилась «солярная теория» П. р. (Ш. Ф. Дюпюи, К. Ф. Вольней). Она была развита в первой пол. XIX в. в трудах сторонников мифологии, школы (Я. Гримм, М. Мюллер и др.). Религия, по этой теории, возникла из олицетворения древними людьми небесных явлений (Солнце, Луна, гроза и пр.), к-рых они не умели объяснить. Взгляды представителей мифологич. школы опирались на изученный ими материал сравнит, индоевроп. языкознания, филологии и мифологии. Явную односторонность этой теории пытались преодолеть создатели эволюционистского («антропологич.») направления в этнографии Э. Тэйлор, Г. Спенсер, Ю. Липперт и др., привлекшие к решению проблемы богатый этногр. материал. Они создали «анимистич. теорию» (см. Анимизм)
П. р., согласно к-рой «минимумом» религии, т. е. ее первичным зерном, является вера в душу человека, а эта вера возникла из наблюдений первобытного человека над явлениями сна, сновидений, галлюцинаций, болезни, обморока, смерти. Но и анимистич. теория, хотя она гораздо лучше объясняла мн. факты и в 70—80-х гг. прошлого века сделалась господствующей, не дала достаточно полного решения проблем П. р. Реакц. ученые пытались противопоставить ей свою теорию изначальности монотеистич. верований (см. Прамонотеизм); бурж. ученые противопоставляли ей также «преанимистическую» (см. Преанимизм), «психоаналитическую», «социологическую» и др. теории. Исследования и взгляды нек-рых из сторонников этих теорий представляют много ценного, но реального решения проблемы П. р. ни один из бурж. авторов не дал. Так или иначе всех их толкала к односторонностям и ненаучным, а иногда и антинаучным выводам классовая бурж. ограниченность. Решить проблему И. р. можно, лишь поняв до конца сущность и социальные корни религии, а это доступно только марксистской науке.
Сущность П. р. - в том, что она порождена бессилием человека на ранних этапах его истории перед подавляющими его стихиями природы и социальными силами. В начале истор. развития более явной была беспомощность человека перед природными силами, но уже тогда она имела и свою социальную сторону: человек противостоял природе не в одиночку, а как член первобытной общины. Кроме того, половые, возрастные, междуплеменные и иные социальные отношения с самого начала играли громадную роль в жизни человека. Все это и отражалось в первобытной религии. Наряду с социальными корнями, у религии есть свои гносеологич. корни: это те особенности человеч. сознания, к-рые делали возможным возникновение в нем нереальных образов, как фантастич. отражений реальной действительности.
Хотя время зарождения первонач. религ. представлений установить в точности трудно, все же бесспорно, что на протяжении мн. сотен тысячелетий, когда жили наши предки - питекантропы, синантропы, атлантропы, гейдельбержцы, - никакой религии не было (см. Дорелиг. эпоха). Конечно, никаких следов религии от той эпохи нет и быть не может. Но живший в эпоху мустье (ок. 100—40 тыс. л. т. н.) неандертальский человек, обладавший сравнительно развитым сознанием, зачатками членоразд. речи, возможно, уже имел религ. верования. Памятниками их обычно считают сохранившиеся от той эпохи очень немногочисл. остатки погребений - в пещерах Мустье, Ла-Фераси, Ла-Шапель-о-сэн, Киик-Коба, Тешик-Таш и др., - а также захороненные рукой человека кости и черепа медведя. Но значение этих остатков спорно. Бесспорными памятниками религии следует считать сохранившиеся от эпохи верхнего палеолита (40—18 тыс. л. т. н.) захоронения с явными следами ритуала, ряд пещерных рисунков (нек-рые изображения сцен охоты, колдовских обрядов, фантастич. или замаскир. фигур) и скульптурных фигур.
Судя по этим древнейшим археол. памятникам, а также но сохранившимся у отставших в своем развитии народов верованиям и культовым обычаям, самые ранние формы религии были отражением условий жизни первобытных охотничьих общин, с их тяжелой зависимостью от стихий природы, с их взаимной обособленностью и слабыми внутр. связями. Этими ранними формами религии, как можно предполагать, были: тотемизм, т. е. вера в сверхъестеств. родство первобытных человеч. групп (родов) с отдельными видами животных, в происхождение от них, во взаимную с ними магич. зависимость; в тотемизме извращенно отразились идея кровного родства, скреплявшего общину внутри, а также условия охотничьего быта.
Ведовство, или вредоносная магия, - суеверная боязнь «порчи» со стороны врага и вера в возможность наслать на врага такую «порчу»; в ведовстве находит отражение быт разобщенных орд, нередко враждовавших между собой.
Знахарство (лечебная магия), развивавшееся параллельно со стихийной нар. медициной, но как результат бессилия человека перед болезнями.
Половая (любовная) магия, вера в возможность сверхъестеств. путем «приворожить» или «отворожить» девушку или парня.
Погребальный культ (см. Погребальные обряды) - обряды и верования, связанные со страхом перед смертью и умершим.
Несколько позже, однако еще в рамках общинно-родового строя, начали складываться формы религии, отражавшие появление более сложных форм обществ, жизни и материального производства: родовые и. семейные культы, шаманство, культ личных духов-покровителей, культ тайных союзов, культ вождей, культ племенных богов (см. Племенного бога культ), аграрные культы. Уже в самых ранних формах религии обнаруживаются ее составные части, к-рые потом сопутствуют ей на всем протяжении ее истории: магия, т. е. вера в способность самого человека воздействовать сверхъестеств. образом на материальные предметы или на др. человека, фетишизм - суеверное поклонение материальным предметам, к-рым приписываются сверхъестеств. свойства, анимизм - вера в души и духов, как олицетворение страха перед болезнями, перед умершим, перед силами природы и пр., культ, т. е. совокупность обрядовых действий, как магических (колдовских), так и для умилостивления духов и богов.
Нек-рые из выше нами названных ранних форм религии обнаруживают большую стойкость и, зародившись в глубокой древности, сохраняются вплоть до наших дней, вливаясь в более поздние религии, либо продолжая существовать рядом с ними. Так, в христианство, зародившееся уже в развитом классовом обществе, в период разложения рабовладельч. строя, влились пережитки разл. древних форм религии: погребального культа, земледельч. культа, шаманства, культа тайных союзов, отчасти даже знахарства, ведовства, тотемизма и др.