ПРОХОРОВ Михаил Михайлович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПРОХОРОВ Михаил Михайлович
Родился 4 ноября 1942 г. в г. Новозыбкове Брянской области. Окончил философский факультет Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова (1969), аспирантуру там же (1972). Работал на кафедрах философии в Северо-Западном политехническом институте (1969-1972), Брянском институте технического машиностроения (1972-1977), Могилевском государственном педагогическом институте (1977-1978), Нижегородском государственном университете (1978- 1997). С 1997 г. проф., с 1998 г. заведующий кафедрой философии Волжского инженерно-педагогического института. С 2013 г. проф. Нижегородского филиала МЭСИ. В 1973 г. в Ленинградском государственном университете им. А.А. Жданова защитил кандидатскую диссертацию «О диалектикоматериалистическом понимании категорий исторического и логического». В 1991 г. там же защитил докторскую диссертацию «Диалектика созерцания и преобразования в человеческой деятельности». Сфера научных интересов: мировоззренческая парадигма в философии, теория и история мировоззрений, философия культуры, онтология и теория познания.
Основные публикации Диалектика созерцания и преобразования в человеческой деятельности. Красноярск, 1990; Мировоззренческая самоидентификация человека. Нижний Новгород, 1998; Историческое и логическое. Нижний Новгород, 2004; Метафилософия и философия. Нижний Новгород, 2006; Бытие и мировоззренческое самоопределение человека. Нижний Новгород, 2007; Бытие, гуманизм и второе осевое время. М., 2008; Природа философии и религии в истории мировоззрения. Нижний Новгород, 2010; Технологическая природа религии. Нижний Новгород, 2010; Философия, наука и религия в истории мировоззрения. Saarbrŭcken, 2011; Религия и технология. Saarbrŭcken, 2011; Наука, философия и второе осевое время. Нижний Новгород, 2012; Технология и религия в контексте мировоззрения. Нижний Новгород, 2012. В соавт.; История и бытие. Нижний Новгород, 2013; Ценности и смыслы модели взаимоотношения человека с мирозданием. Философия постнеклассической эпохи. Saarbrücken, 2013; Философские основания мировоззрения постнеклассической эпохи. Ч. 1-2. Нижний Новгород, 2014.

Источник: Философы современной России. 2015 г.

ПРОХОРОВ Михаил Михайлович
(р. 4.11.1942) — спец. по метафилософии, онтологии и теории познания; д-р филос. н., проф. Р. в г. Новозыбков Брянской обл. Окончил филос. ф-т ЛГУ (1969), асп. филос. ф-та (1972). В 1969-72 ст. преп. кафедры филос. Северо-Западного заочного политехи, ин-та (Ленинград), затем — ст. преп. Брянского ин-та транс портного машиностроения, — ст. преп. кафедры филос. и политэкономии Могилевского гос. пед. ин-та, — ст. преп., доц. кафедры филос. Горьковского гос. ун-та. В 1983-84 преподавал в ун-те «Ориенте» г. Сантьяго-де-Куба. По возвращении продолжил работу в Горьковском гос. унте. В 1990-91 - ст. н. с, в 1992-94 - зав. кафедрой филос. Нижегородского гос. с.-х. ин-та, затем — проф. кафедры филос. Нижегородского гос. ун-та. С 1997 проф. кафедры методологии и филос. Нижегор. гос. техн. ун-та и кафедры филос. Волжского гос. инженерно-пед. ин-та. С 1998 — зав. кафедрой филос. Волжской гос. инж.-пед. академии (с 2001), Волжского гос. инж.-пед. ун-та (с 2005). Докт. дисс. — «Диалектика созерцания и преобразования в человеческой деятельности: анализ философских оснований» (1991). Из анализа проблемы ист. и логического П. вынес убеждение, что осн. вопрос филос. подлежит экспликации в контексте отношения человека и мира (мироотношения), а не наоборот. П. выделил и охарактеризовал три осн. типа мироотношения: созерцательное (человек «растворен» в мировой субстанции, ее изменениях), реляционное или активистское (утверждается отнесенность сущего к человеку, первичность деятельности субъекта), коэволюционное, к-рое качественно отлично от двух предыдущих (приоритет одной стороны мироотношения над др. вытесняется их паритетом, равенством); представил их как осн. способы идентификации человека. В конце XX в. происходила замена активистского мировоззрения коэволюционным.
Соч.: Воображаемая логика Н. А. Васильева и ее основания // Логика, методология, философия науки: В 10 т. Т. 6. М.; Обнинск, 1995; Основные типы мировоззрения // Педагогическое обозрение. 1996. № 3; Современность и мировоззрение: изменение в основаниях // Мир человека: теория и история мировоззрений. Нижний Новгород, 1997; Мировоззрение и методология на пороге XXI века: Противоположность догматизма и потенциализма // Вестник Тамбовского ун-та. Сер. «Гуманит. науки». 2000. № 2 (18); Будущее России: коэволюционная стратегия развития // Россия и россияне: выбор пути. Нижний Новгород, 2000; Коэволюционная стратегия в философии: современный рационализм // Мир человека. Вып. 1(4). Нижний Новгород, 2001; Метафизика, метафилософия и рациональность // Проблемы метафизики и метафилософии: История и современность. Нижний Новгород, 2003; Историческое и логическое (философско-методологический анализ). Нижний Новгород, 2004; Аналитика человеческого бытия и поиск оснований гуманистических ориентиров // Философская антропология и гуманизм. Владимир, 2004; Отрицание субстанциальности в философии // Мировоззренческая парадигма в философии: Категориальный анализ. Нижний Новгород, 2005; Существование и его метафилософские основания // Мировоззренческая парадигма в философии: Экзистенциальный аспект. Нижний Новгород, 2006; Идея языческой философии // Вестник Тамбовского ун-та. Сер. «Гуманит. науки». 2006. Вып. 2 (38); Метафилософия и философия. Нижний Новгород, 2006.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009