ПРОГРЕСС в искусстве

Найдено 1 определение
ПРОГРЕСС в искусстве
от лат. progresus — движение вперед, успех)— восходящее, поступательное развитие худож. творчества, его достижений, методов и приемов от низших форм к высшим, более совершенным. Это интегральный процесс, его сущность не выражается полностью понятием превосходства одних худож. явлений над др. Он может проявлять себя как результат их обогащения, роста многообразия, открытия принципиально новых эстетических решений, перехода от одной формы творческого мышления к др., отражающей новые потребности. П. как объективная закономерность развития иск-ва складывается лишь как итоговая доминанта его многонаправленных изменений. Поступательность в развитии иск-ва не является строго последовательным процессом, в к-ром более поздние худож. явления и формы обязательно оказываются совершеннее предыдущих. Превосходство даже великих творческих эпох (напр.. Возрождения) нельзя считать абсолютным, оно относительно в том смысле, что не проявляет себя везде и во всем, одновременно во всех видах и жанрах иск-ва. Марксистская эстетика отвергает понимание П. как прямолинейного процесса, простого количественного роста или обычного изменения. Она осознает крайнюю противоречивость этого явления, его неравномерность, неизбежность смены поступательного развития иск-ва движением вспять, эпох расцвета иск-ва периодами его упадка или застоя. Противоречивость П. в и. выражается и в том, что он неизбежно сопровождается потерями, невосполнимыми дальнейшим развитием иск-ва. О неравномерности поступательного движения иск-ва свидетельствует то, что уровни развития отдельных его форм, произв. гениальных художников и в дальнейшем остаются непревзойденными по глубине отражения жизни, по степени худож. совершенства и эстетической красоте. На это указывал Маркс, говоря о греческой скульптуре и творчестве У. Шекспира. Однако создание даже таких непревзойденных образцов худож. творчества, шедевров иск-ва отнюдь не означает, что в развитии того или иного его вида или жанра достигнуты предельные уровни и П. прекратился. В рус. лит-ре Пушкин остается непревзойденным поэтом. Но творчество Н. А. Некрасова, Блока, Маяковского обогатило поэзию новыми худож. открытиями. Т. обр., П. в и. в отличие, напр., от технического прогресса не перечеркивает достижений прошлого. Если в технике с появлением нового, более совершенного оказывается ненужным старое, то в иск-ве в силу его эстетической природы, уникальности и многозначности худож. произв. новое не делает излишним старое. Благодаря своей неповторимости произв. иск-ва оказываются незаменимыми. Как точно заметил В- Гюго, Данте не перечеркивает Гомера. Отсюда следует необходимость учета моментов относительного и абсолютного в суждениях о П. в и-, к-рый охватывает его содержание и форму, стили, методы творчества, весь арсенал изобразительно-выразительных средств. Магистральной линией развития иск-ва является движение в направлении все более глубокого и полного худож. осмысления и отражения существенных сторон действительности, правдивого выражения интересов и чувств народа, передовых идей своего времени, обогащения художественного языка (Язык искусства). Поэтому критерий П. в и. по необходимости должен быть комплексным, не может ограничиться одним к.-л. показателем (напр., совершенство формы или разнообразие тематики), а включает наиболее существенные параметры развития иск-ва. Это глубина и правдивость отражения жизни и выражения гуманистических идеалов, близость интересам народа, рост влияния на жизнь об-ва, новые эстетические открытия. Причины П. в и. коренятся в сложных социально-экономических и культурно-идеологических процессах, в развитии эстетического сознания. Он не является свойством к.-л. одного вида худож. творчества, иск-ва определенной эпохи или страны. Творчество всех народов внесло свой вклад в развитие мирового иск-ва, хотя степень худож. достижений в разных странах и в различные эпохи неодинакова. Его нельзя считать результатом деятельности отдельных художников или к.-л. одного социального класса. Однако история мирового иск-ва свидетельствует, что решающий вклад в его поступательное развитие вносят художники, творчество к-рых связано с деятельностью передовых классов. В совр. условиях П. в и. неотделим от иск-ва социалистического мира, обогатившего худож. культуру новыми идеями, новым методом творчества, открыто служащего народу.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
119.28 кб

Искусство модернизма и идея прогресса

Рыков Анатолий Владимирович
Статья посвящена вопросам политико-философской интерпретации модернизма.
Читать PDF
483.83 кб

Прогресс в философии, науке и в искусстве

Фейерабенд Пол
Читать PDF
99.47 кб

Искусство и научно-технический прогресс: контуры взаимосвязи

Богатырева Елена Дмитриевна
Статья развивает начатую Вальтером Беньямином тему влияния научно-технического прогресса на искусство, но помещенную уже в контекст новых реалий информационного общества, его антропологических вызовов, проблем существования искусс
Читать PDF
176.20 кб

Технический прогресс как один из факторов развития искусства режиссуры современных эстрадно-массовых

Михайлов Л. Н.
В статье поднимаются проблемы, связанные с прогрессом в области технических средств оформления современного эстрадно-массового представления, приводится краткий обзор этих средств на современном этапе, прогнозируются перспективы р
Читать PDF
1.37 мб

ДВА ИСКУССТВА: ПРОГРЕССИВНОЕ И ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВИДЕОЭКОЛОГИИ ЧАСТЬ I. ВИДЕОЭКО

Кирсанов А.Н., Кирсанова С.А.
Новая наука видеоэкология доказала, что городская среда, созданная при помощи искусства модерна и конструктивизма, вредна и опасна для здоровья человека.
Читать PDF
507.00 кб

95. 03. 007. Лидман С. -Э. Кондорсэ и постмодернисты. Наука, этика, искусство и прогресс. Liedman S.

Али-заде А. А.
Читать PDF
152.03 кб

2004. 03. 015. Мысль и искусство аргументации / отв. Ред. Герасимова И. А. - М. : Прогресс-Традиция,

Боброва Л. А.
Читать PDF
122.44 кб

2003. 02. 011. Элжин К. Творчество как реконфигурация: роль искусства в прогрессе науки. Elgin C. Z.

Ремезова И. И., Тудоси Г. А., Яковлев В. А.