ПРОГРАММА
ПРОГРАММА
полное и точное описание на некотором формальном языке предполагаемых (предназначенных) к выполнению работ с учётом всех обстоятельств, общих целей и условий, на основании ранее найденных алгоритмов и с помощью имеющихся средств вычислительной техники.
Источник: Философский словарь инженера. 2016
ПРОГРАММА
[от гр. programma объявление, распоряжение] – 1) содержание и план научной деятельности, научных работ; 2) изложение основных положений и целей деятельности научной организации, отдельного научного исполнителя; 3) краткое изложение содержания учебного предмета, научного исследования.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
ПРОГРАММА
совокупность взаимоувязанных мер (проектов), план действий, направленных на достижение единой цели, решение одной проблемы. Целевая программа, комплексная программа – совокупность взаимоувязанных по срокам, исполнителям, ресурсам мероприятий (действий) производственно-технологического, научно-технического, социального, организационного и т.д. характера, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы. Делятся по уровням
на федеральные, региональные, муниципальные программы, по видам – на научно-технические, социально-экономические, внешнеэкономические, производственно-технологические, экологические и т.д. программы.
Литература: [102].
на федеральные, региональные, муниципальные программы, по видам – на научно-технические, социально-экономические, внешнеэкономические, производственно-технологические, экологические и т.д. программы.
Литература: [102].
Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013
программа
ПРОГРАММА (от греч. programma — объявление, предписание) — понятие, обозначающее определенный способ организации сложных видов деятельности, который предполагает перспективное планирование, взаимодействие нескольких субъектов и учет многообразных внешних факторов. Научная, или научно-исследовательская, П. имеет два основных понимания. В первом значении — это особый метод реконструкции и объяснения формирования и развития науки в целом или отдельных научных теорий. Яркие примеры — концепция И. Лакотоса, получившая название «методологии научно-исследовательских программ», и работа П. Гайденко «Эволюция понятия науки». В концепции Лакатоса развитие науки объясняется с помощью гипотезы о наличии «твердого ядра», т.е. основ опологающих идей, составляющих основное содержание научно-исследовательской П.; «защитного пояса» вокруг этого ядра; теоретической работы, заключающейся в сохранении основопологающих идей, уточнении и видоизменении понятий, выдвижении «вспомогательных гипотез», разрешении проблем и контрпримеров; предположения о «вырождении» научно-исследовательской П., когда она перестает обеспечивать приращение эмпирического содержания и теряет способность предсказывать новые факты (в сравнении с другими П.); наконец, «замены» этой П. на другую, более продуктивную. П.П. Гайденко понимает исследовательскую П. иначе, а именно как внутреннюю логику научных идей, обусловленную, с одной стороны, личностью и мышлением философа (ученого), с другой — природой и особенностью изучаемого предмета, с третьей стороны — культурными факторами (последний момент в ее работах больше декларируется, чем проводится реально). В том и другом случаях научная П. — это те основные представления и положения, которые, с точки зрения философа или методолога науки, определяли ее становление, развитие или смену одних теорий другими. При этом специально не анализируется, как сами создатели научных теорий или наук понимали свою работу, каким образом они ее манифестировали; в частности, заявляли ли они сами какие-либо П. Все эти моменты могут рассматриваться, но только в контексте того, как философ и методолог науки понимает ее природу и развитие. Стоит обратить внимание на то, что научная П. в данном, первом, ее значении может не иметь ничего общего с реальным программированием работы философов или ученых, — это, скорее, детерминация, объясняющая развитие науки или революции в науке в понимании философа или методолога науки. Второе значение научной П., напротив, акцентирует именно тот момент, что сами философы или ученые формулируют определенные научные П. и затем приступают к их реализации; дальше эта работа может быть продолжена их последователями. В философии в качестве примеров таких П. можно указать на П., выдвинутые Ф. Бэконом — построение новых наук и овладения силами природы; Р. Декартом — построение науки на основе новой картины мира и правильного метода, И. Кантом — реформирование философии по образцу математики и естествознания. Эти П. были не только ясно сформулированы их авторами, но постепенно реализованы усилиями последних и их последователей. Впрочем, часто только ретроспективный анализ и специальная реконструкция позволяют увидеть в тех или иных заявлениях философов и ученых новую научную П. и работу по ее реализации. Важную роль играют П. в методологии. В работе 1927 «Исторический смысл психологического кризиса (методологическое исследование)» Л.С. Выготский утверждает, что психология должна быть естественной наукой и ориентироваться на психотехнику. В соответствии с этими идеями работал как сам Выготский, так и его ученики, которые во второй половине 20 в. построили психологическую теорию деятельности. В конце 50-х — начале 60-х гг. Г. П. Щедровицкий формулирует П. исследования мышления и построения на основе его законов содержательной логики (эффективных логических счислений, методов). В середине 60-х гг. эта П. заменяется П. построения теории деятельности. Как правило, в методологических П. осуществляется критика традиционных и устаревших, с точки зрения методологов, способов мышления, вводится и обосновывается новое понимание мышления (деятельности, мыследеятельности); намечаются шаги по перестройке существующих понятий, способов мышления и других рефлексивных содержаний. Построения методологии, в свою очередь, могут служить П. для специалистов конкретных дисциплин. Тогда оба рассмотренные здесь понимания научных П. смыкаются. Это происходит в том случае, если в концепцию природы и развития философии и науки (теории) включаются как органический момент П. самих философов, методологов или ученых. В.М. Розин
ПРОГРАММА
греч. programme - объявление, предписание) - способ пошаговой (поэтапной) организации деятельности по развертыванию какого-либо содержания, а также по организации и реализации познавательных (исследовательских) содержаний и процедур. Конечная цель, которую призвана реализовать П., всегда формулируется как возможная, желательная, должная, соотносимая с каким-либо идеалом, предполагающая вариативные пути своего достижения и не содержащая изначальных гарантий своей реализуемости. В этом отношении она отличается от "сценарного" способа организации деятельности, где цель (финитность) предзадается изначально, хотя и может варьироваться в зависимости от индивидуального мастерства социальных акторов. П. предполагает свое переопределение, перезадание, как минимум - уточнение (если она задается жестко) в ходе реализации каждого из этапов (шагов) - как в плане удержания продуцируемых новых содержаний, требующих постоянной рефлексии над собой, так и в плане отслеживания процедур деятельности и оценки их эффективности. Каждое последующее решение принимается на основе реализации предыдущих, ретроспективно видоизменяя и их. Таким образом, внутри принятой П. субъект приобретает достаточную автономность и активную позицию. В этом отношении П. противостоит "рецептурному" способу задания деятельности, предполагающему точную выверенность каждого шага и решения и запрещающему какую-либо самодеятельность субъекта, который обязан строго следовать предписанному плану. Сам же "рецепт" обнаруживается через серию проб и ошибок, а будучи найденным, догматизируется и транслируется в последующем без каких-либо изменений. Разные "рецепты" предполагают строго разграниченную локализацию в социокультурном пространстве, они закрепляются за конкретными носителями, максимально ограничивающими к ним доступ "другим", т.е. носителям иных "рецептов". Поэтому даже если какие-то изменения в "рецептуре" и происходят, то они не "публикуются", а наоборот, скрываются. Своеобразное сочетание П. и рецепта представляет собой канон. Последний предполагает программное поле, содержащее внутри себя возможные варианты решений и действований, но последние оформляются как "рецепты", что, порождая индивидуальную стилистику, препятствует выходу за пределы канона. Канон нельзя поменять, как можно поменять П. П. и канон можно рассматривать как метатексты, содержащие правила построения конкретных текстов. Однако, если канон направлен на закрепление традиции, и личностное начало в нем вторично (рукой иконописца водит Провидение), то П. презентирует собой тип инновационной практики, в которой личный вклад каждого строго фиксируется и налагается запрет на повтор и плагиат. Кроме того, если канон развертывается по линейной схеме (предписанная последовательность шагов), то П. может (и в последнее время все больше) строится по многоуровневой схеме, где программирование отдельных задач идет параллельно друг другу и постоянно накладывается друг на друга. В этом отношении работа с П. близка работе со схемами (схемотехниками), однако в отличие от последних, программирование всегда предполагает выход в "натурный" режим работы, свою предметную (объективированную, развертку. В более узком смысле понятие П. как способа организации и реализации исследовательских и познавательных содержаний и процедур наиболее отчетливо презентируют П. социологического исследования, с одной стороны, и концепция "сильной П." как способа удержания когнитивной рамки в целом, - с другой. П. социологического исследования понимается как документ, содержащий изложение теоретико-методологических предпосылок, структурирование концепции, целей и гипотез реализуемого проекта (методологическая часть П.) с пошаговым прописыванием процедур и техник его развертывания, а также способов контроля (проверки, анализа и рефлексии), получаемых в исследовании содержаний (процедурная часть П.). Проект "сильной П." был оформлен в рамках социологии знания в книге Д. Блура "Знание и социальные представления" (1976). Знание понимается здесь прежде всего как определенный культурный ресурс, позволяющий упорядочивать действительность и осуществлять контроль над ней, в частности - через владение коммуникациями. Это предполагает социально поддерживаемое согласие относительно возможных способов работы со знанием и постоянную модификацию имеющихся понятийно выраженных содержаний знания. Таким образом "сильная П." определяется не только своими способностями рационально организовывать знание, но и, программируя действия людей, задавать определенные социальные порядки. Тем самым происходит замыкание узкого и широкого понимания П. в общей социальной рамке и универсализация программных типов организации содержаний и деятельностей, по край-нейней мере, внутри европейского культурного ареала.
В.Л. Абушенко
В.Л. Абушенко
Источник: Новейший философский словарь