ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ

Найдено 1 определение
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ
один из важнейших этапов музейного проектирования, включающий процесс разработки документации для создания будущей экспозиции и последующий авторский надзор за реализацией замысла.
В процессе проектирования экспозиции принято выделять в качестве составляющих: научное проектирование экспозиции, художественное проектирование экспозиции, техническое и рабочее (технорабочее) проектирование экспозиции.
Научная концепция экспозиции – первый этап проектирования, формулирующий тему и ведущую идею экспозиции, определяющая ее цели и методы достижения этих целей. Концепция включает в себя анализ научной разработанности заявленной темы и состава коллекций музея, из чего следует задание на создание плана комплектования и научную разработку темы. Экспозиционер определяет будущего посетителя – адресата экспозиции, формулирует основные принципы и методы построения экспозиции. Обязательным является анализ помещения будущей экспозиции, особенно если это – памятник архитектуры. В общем виде намечается тематическая структура, определяющая последовательность экспозиционных тем и маршрут, ведущие экспонаты и комплексы, диорамы, аудиовизуальные системы. В результате формулируются требования к архитектурно-художественному решению и экспозиционному оборудованию. Наконец, определяется место задуманной экспозиции в системе экспозиций музея и среди экспозиций музеев аналогичного профиля.
Архитектурно-художественная концепция экспозиции (генеральное решение) – основная художественная идея, художественный образ, в который должна воплотиться научная концепция; определяет пространственное построение экспозиции, основное цветовое решение, ведущие экспонаты в залах. В результате работы художника создается ряд эскизов или макет. Разрабатывается после научной концепции или одновременно с ней. Подключение художника к работе уже на этапе становления экспозиционного замысла может значительно обогатить цельный образ будущей экспозиции, подсказать научному сотруднику неожиданные ходы, повороты не только в разработке тематической структуры, но и в самой концепции экспозиции.
На втором этапе научными сотрудниками-экспозиционерами создается расширенная тематическая структура, а художниками – «экспозиционный проект». В этих документах научное и художественное решение детализируется на уровне тем, подтем, экспозиционных комплексов.
Третий этап предполагает создание тематико-экспозиционного плана (ТЭП), на основе которого выполняются монтажные листы – чертежи всех участков экспозиционного пространства и поверхностей, на которых размещаются экспонаты. В международной практике музеев была выработана следующая основная структура ТЭПа: наименование раздела; наименование темы, подтемы; ведущий текст, оглавительный текст; тематический комплекс; аннотация (объяснительный текст) к комплексу; экспонатура (с указанием подлинности, инвентарных номеров, размеров и основных данных атрибуции); место хранения экспонатов; этикетаж; примечания, содержащие рекомендации по группировке экспонатов, оформлению и т.п.
В приложениях даются значительные по объему тексты, материалы для создания реконструкций, схем, диаграмм и др. вспомогательных материалов. Структура может варьироваться в зависимости от характера экспозиции и особенностей экспозиционных материалов. В случае написания сценария в него переходит определенная часть информации из ТЭПа.
На основе монтажных листов проводится изготовление всего необходимого оборудования, креплений, планшетов для аннотаций и т.п. и осуществляется монтаж экспозиции. Для уточнения и коррекции возможных ошибок перед окончательным монтажом многие музеи проводят раскладку – прикидочное размещение экспонатов в соответствии с монтажными листами, в процессе которой проверяется визуальная совместимость экспонатов и общее впечатление от экспозиции, уточняется ТЭП.
Сценарий является одним из этапов проектирования экспозиции. Сегодня нет однозначного определения термина «сценарий»; в нем видят «пьесу для режиссера-художника», «сюжет восприятия экспозиции». Пишут сценарий сами музейные работники или приглашают для этого профессионала-литератора. Сценарист разрабатывает «драматургию» раскрытия экспозиционной темы, экспозиционных образов, моделирует и описывает процесс восприятия экспозиции посетителем. Иногда сценарием заменяют тематическую структуру или тематико-экспозиционный план. Сценарий превращается в обязательную форму документации там, где в экспозицию включаются сложные технические средства – слайдфильмы, видеопрограммы и т.п. – разворачивающиеся во времени.
Техническое и рабочее проектирование (технорабочее проектирование) экспозиции заключается в разработке художником совместно с конструкторами, инженерами и экспозиционерами музея комплекса документации, необходимой для изготовления и сборки экспозиционного оборудования, научно-вспомогательных материалов, осветительной аппаратуры и технических средств. Технорабочий проект включает целый ряд документов: светотехнических проект; деталировочные чертежи, по которым изготовляются отдельные детали оборудования; сборочные чертежи, по которым проводится монтаж оборудования; монтажные листы – чертежи участков экспозиционной поверхности с точным указанием расположения экспозиционных материалов; шаблоны – монтажные листы, выполненные в масштабе 1:1; документы по разработке систем отопления, вентиляции, охранной и пожарной сигнализации; эскизы макетов, диорам, монументально-декоративных элементов оформления и др. вспомогательных материалов; колористические модули и т.п. Специальная техническая документация разрабатывается на все системы технических средств, применяющихся в экспозиции: звуковоспроизводящие средства, голография, полиэкран, диапроекторы и т.п. В некоторых музеях эти средства объединяются единой автоматической системой управления (аудиовизуальный показ).

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.



Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
0.00 байт

Понятие и сущность художественного проектирования музейных экспозиций

Веселицкий Олег Владимирович
В статье рассматриваются вопросы художественной экспозиционной деятельности. Выявлены понятие и сущность художественного проектирования музейной экспозиции и роль художника-экспозиционера в этом процессе.
Читать PDF
0.00 байт

«Живой музей»: проблемы проектирования экспозиции Музея-усадьбы «Горки»

Шубина Т. В.
На примере уникальной истории подмосковной усадьбы Горки и анализа современных методик музейного дела предлагаются качественно новые подходы к формированию музейных экспозиций и организации историко-культурного туризма.
Читать PDF
0.00 байт

Рабочая программа дисциплины «Основы научного проектирования музейных экспозиций»

Сенюкова Наталья Львовна
Программа создана для обучения основам научного проектирования музейных экспозиций студентов, обучающихся по специальности «музеология» (021000).
Читать PDF
0.00 байт

Использование объемно-графических объектов при проектировании музейной экспозиции

Горгорова Юлия Владимировна, Греков Илья Юрьевич
Музейное дело на современном этапе развития переживает заметные изменения, обусловленные новым этапом развития и самого современного общества.
Читать PDF
0.00 байт

Некоторые архитектурно-планировочные принципы и приёмы проектирования экспозиции музея под открытым

Шургин Игорь Николаевич
Читать PDF
0.00 байт

Особенности художественного проектирования музейных экспозиций в Ленинграде в 1960-1980-е гг. Комбин

Веселицкий Олег Владимирович
Рассматриваются новаторские приемы создания музейных экспозиций в СССР в 1960-1980-е годы.