ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА ДОСТОЕВСКОГО

Найдено 1 определение
«ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА ДОСТОЕВСКОГО»
Л., 1929) — книга M M Бахтина. Второе, существенно переработанное издание вышло в 1963 под названием «Проблемы поэтики Достоевского». Заявив о необходимости перейти от тематических споров с самим Ф. М. Достоевским и его героями к определению «принципиального новаторства Достоевского» в области эстетических форм, Бахтин предлагает концепцию «полифонии» как выработанного Достоевским особого типа художественного мышления и одновременно особой романной формы, основанной на диалогическом принципе и противопоставленной традиционному монологическому (или гомофоническому) роману. Понятия «полифония» (по образной аналогии с музыкальной полифонией — «многоголосьем») и «монологизм» спорадически использовались в работах Вяч. Иванова. Значительно модифицировав, философски обосновав и конкретно разработав смысловой объем этих понятий, Бахтин придал им общеэстетический категориальный статус.
В отличие от монологического романа, в котором развертывается «множество характеров и судеб в едином объективном мире в свете единого авторского сознания», в полифоническом романе представлено «множество самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов», не опредмеченных, не объективированных и не закрытых доминирующим авторским голосом (сознанием). Слово героя звучит в полифоническом романе «как бы рядом с авторским словом и особьм образом сочетается с ним и с полноценными же голосами других героев». В основе полифонической формы лежит диалогический принцип — требование утвердить чужое «я» (героя) не как объект, а как другой субъект (по мнению Бахтина, впервые этот принцип мировоззрения Достоевского «нащупал» Вяч. Иванов в тезисе «Ты еси», не показав, однако, как он становится «принципом художественного видения мира и художественного построения словесного целого»). Герой интересует Достоевского не как извне данный, оцененный и завершенный характер или тип, а как особая точка зрения на мир и на себя самого. То, что в монологических романах изображается с авторской позиции как устойчивые объективные качества героя, в полифонии предстает объектом рефлексии самого героя, предметом его самосознания, которое в его целостности и становится затем предметом авторского видения и изображения. Соотношение между структурными элементами романа здесь иное, чем в «монологическом» романе: то, что ранее выполнял по отношению к герою автор, выполняет теперь герой, «освещая себя сам со всех возможных точек зрения; автор же освещает не действительность героя, а его самосознание как действительность второго порядка». Отсюда иная художественная позиция автора, иная постановка авторского голоса: герой для полифонического автора не «он», не «я», а полноценное «ты». Голос автора становится лишь одним из голосов «большого диалога» романа, происходящего «в настоящем творческого процесса», принципиально не законченного; автор не выходит из этого диалога и не находится «над ним», занимая некую «высшую и решающую позицию». Целостность романа Достоевского обеспечивается, согласно Бахтину, не доминирующей в нем авторской точкой зрения, как это свойственно роману монологического типа — полифоническое художественное произведение «организовано как незакрытое целое самой стоящей на пороге жизнью».
В главе «Слово у Достоевского» Бахтин прослеживает, как философско-эстетическая идея полифонии реализуется на лингвистическом уровне. Диалогические отношения, существующие между равноправными голосами романа, осуществляются в особом языковом явлении «двуголосого слова». Бахтин приводит классификацию типов используемых в романе слов: 1) прямое, непосредственно направленное на свой предмет слово; 2) объектное слово (слово изображенного лица) и 3) слово с установкой на чужое слово (двуголосое слово). Двуголосое слово в свою очередь подразделено на три вида (однонаправленное, разнонаправленное, отраженное чужое слово), которые объединяют 14 его разновидностей (стилизация, рассказ рассказчика, пародия, слово с оглядкой, скрытый диалог и др.). Поскольку лингвистика, по Бахтину, «не знает» двуголосого слова, являющегося специфической бахтинской категорией и составляющего, с его точки зрения, языковый субстрат полифонии, во втором издании книги был введен специальный термин «металингвистика» для обозначения неподвластной монологической лингвистике диалогической сферы жизни языка.
Во второе издание книги был введен диахронический аспект — история становления полифонического романа, сохранившего элементы архаических форм в их обновленной рецепции. Здесь же намечены концептуальные и конкретноисторические параллели между теорией полифонического романа и теорией карнавальной народно-смеховой культуры, разработанной Бахтиным в монографии «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (1965). Современные исследователи, признавая эвристические потенции полифонической концепции Бахтина, оценивают ее неоднозначно; чаще всего проблематизируется реальная осуществимость особой авторской позиции в полифоническом романе, дискутируются проблема целого полифонического романа, лингвистические основания полифонической идеи и вопрос о концептуальной совместимости полифонической и карнавальной теории Бахтина. См. лит. к ст. Бахтин М. М.
Л. А. Гоготишвши

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF

Проблема добра и зла в творчестве Ф. М. Достоевского

Валеева Галина Викторовна
В творчестве Ф. М. Достоевского, человек высшее явление природного мира, обладающий свободой, которая порождает как добро, так и зло. Достоевский рассматривает добро как единение с Богом, зло, как отпадение от Него.
Читать PDF

К проблеме традиции Достоевского в раннем творчестве Блока

Ефимов И. С.
Рассматривается проблема влияния традиции Достоевского на раннее творчество Блока. Показано, что роль Достоевского в творческой эволюции раннего Блока недооценена исследователями. Влияние Достоевского на раннего Блока было глубже.
Читать PDF

Проблема другого в творчестве Ф. М. Достоевского: нарратологический аспект

Ковалев Олег Александрович
Характерные для Достоевского способы решения проблемы другого, своеобразие соотношения своего и чужого в его творчестве рассматриваются в данной статье как один из важнейших факторов, определяющих характер его нарративных стратеги
Читать PDF

Проблема периодизации творчества Ф. М. Достоевского: опыт реинтерпретациию

Габдуллина Валентина Ивановна
Наряду с описанием традиций периодизации творчества Ф.М. Достоевского в статье приводится самостоятельный анализ творческого пути писателя, который во многом разрешает спорные вопросы, и открывает новый подход к данной проблеме.
Читать PDF

Религиозно-нравственная проблема свободы личности в творчестве Достоевского

Сухарев Юрий Александрович
Читать PDF

Проблема чужого взгляда в философской мысли и творчестве Ф. М. Достоевского

Дёгтева Я.Н.
В данной статье представлены некоторые результаты исследования феномена чужого взгляда в философских системах различных эпох и творчестве Ф. М. Достоевского.
Читать PDF

Формы экзистенциального сознания в творчестве Ф. М. Достоевского (к постановке проблемы)

Кошечко Анастасия Николаевна
Статья посвящена исследованию генезиса, атрибутивных характеристик экзистенциального сознания как философски-художественного феномена и способов его репрезентации в формах художественного письма в творчестве Ф. М. Достоевского.
Читать PDF

К проблеме соотношения метафоры и нарратива (на материале творчества Ф. М. Достоевского)

Ковалев Олег Александрович
We discuss the matter of correlation between the metaphor and narrative on the basis of Dostoevsky's works. We find several aspects of this matter.
Читать PDF

Ценностный анализ как методологическая проблема (на материале творчества Ф. М. Достоевского)

Казаков Алексей Аширович
Предметом статьи выступает ценностный анализ как методологическая проблема (на материале творчества Ф.М. Достоевского).
Читать PDF

Рец. на: Назиров, Р. Г. Творчество Ф. М. Достоевского. Проблематика и поэтика: учебное пособие.

С. А. Неклюдов
Читать PDF

СПАСЕТ ЛИ МИР КРАСОТА? Проблема красоты и женские характеры в романном творчестве Ф.М. Достоевского

Богданова Ольга Алимовна
Многообразие женских характеров в поздней романистике Достоевского осмыслено в связи с животрепещущей для писателя во все периоды его творчества проблемой красоты.
Читать PDF

Проблема свободы личности в творчестве Ф. М. Достоевского (на примере судьбы Парфёна Рогожина в рома

Гатина Н. Л.
В статье реализован православный взгляд на творчество Достоевского, с опорой на восточно-византийское богословие. Исследуется проблема характерологии на примере романа Достоевского «Идиот».
Читать PDF

Спасет ли мир красота? Проблема красоты и женские характеры в романном творчестве Ф. М. Достоевского

Богданова Ольга Алимовна
Многообразие женских характеров в поздней романистике Достоевского осмыслено в связи с животрепещущей для писателя во все периоды его творчества проблемой красоты.
Читать PDF

Новые книги: Проф. И.И. Замотин. Проблемы жизни и творчества Достоевского. К 35-летию со дня кончины

Г. В. Прохоров