Привычка

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Привычка

Все виды материи до некоторой степени, а отдельные виды (например, нервная ткань) особенно, способны формировать "привычки", то есть изменять свою структуру в данной среде таким образом, что, оказываясь впоследствии в подобной среде, они реагируют по-другому, но если подобная среда часто повторяется, реакция в результате становится почти одинаковой, хотя и отличается от реакции в первом случае.

Источник: Философский словарь разума, материи, морали

ПРИВЫЧКА
(Gewohnheit) (лат. consuetudo — «привыкать») — «вторая натура» (Паскаль) человека, которая выражается в постоянно одинаковом выполнении усвоенных действий и форм поведения, благодаря этому поддерживается способность приспосабливаться в общественной и духовной жизни. Психологическая и познавательная функция привычки состоит в выработке однотипных действий, которые осуществляются затем без обращения к сознанию и расширяют духовную жизнь в смысле экономии мышления. Многие психические процессы памяти при обучении и автоматических действиях можно рассматривать как привычки.
G. Funke. G., 1958; G. W. Allport. Gestalt und Wachstum der Persönlichkeit, 1970r

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ПРИВЫЧКА
приобретенная манера. Исследователи часто настаивают на пассивном характере привычки как простом результате повторения некоторых актов, постепенно ставших бессознательными и механическими. В действительности, здесь необходимо соучастие индивида: мы никогда не привыкаем полностью к неприятной нам вещи, но зато охотно привыкаем к вещи приятной. Результаты привычки позитивны: она создает в нас автоматизм актов, т.е. расположенность к совершению определенной работы с наименьшей затратой сил и с наибольшим успехом. Вслед за Аристотелем мы часто смешиваем привычку с тем, что принято в социальной жизни (традиции, обычаи, институты), противопоставляя ее человеческой природе («привычка — вторая натура»), полагая, что она приходит ей (природе человека) на смену либо противоречит ей (моральный ригоризм, направляющий социальные привычки к укрощению естественных желаний), либо способствует ее расцвету (культура — это привычка, оплодотворяющая семена нашего духа). Закон нормальной социальной жизни состоит в формировании привычек, гармонирующих со склонностями человеческой природы.

Источник: Философский словарь

ПРИВЫЧКА
в психологии любой регулярно повторяющийся вид поведения, не требующий размышления и скорее приобретенный, чем врожденный. Привычка, которая может касаться любой сферы деятельности - от еды и сна до мышления и реагирования; формируется посредством подкрепления и повторения. Подкрепление способствует повторению поведенческого проявления или отклика каждый раз, когда возникает стимул, первоначально вызвавший отклик. С каждым повторением действие становится все более автоматическим. Некоторые привычки, однако, могут возникать в результате единственного события, особенно в случае эмоциональной вовлеченности. Привычки, как это показано У. Джемсом в "Принципах психологии", полезны для освобождения высших психических процессов для более творческой деятельности, но способствуют негибкости поведения. Пять методов обычно применяются для избавления от нежелательной привычки: замена одного отклика на другой, как, напр., потребление фруктов вместо конфет, когда хочется сладкого; повторение действия до тех пор, пока усталость или др. неприятное ощущение не отвратит от него (напр., принудительное курение до тошноты, в результате чего возникает отвращение к сигаретам вместо желания курить); перемена окружения с целью избавиться от стимула, вызывающего нежелательный отклик; постепенное включение стимула, приводящего к реакции, которой хотят избежать (как, напр., преодоление страха ребенка перед большими собаками, после того как ему подарен щенок); наказание, являющееся, вероятно, наименее эффективным методом. См. также Навык.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПРИВЫЧКИ
действия и поступки, выполнение к-рых стало потребностью; укоренившиеся в психике людей способы поведения, проявляющиеся в виде однотипных действий, повторяющихся в сходных условиях. В результате многократного повторения человеком одинаковых действий процесс решения им практической задачи постепенно автоматизируется, вырабатываются соответствующие навыки, склонности, к-рые безучастия мышления включаются в действие при попадании человека в привычные условия, П. значительно облегчают и упрощают процесс социальной деятельности человека. Поступок, ранее требовавший от человека анализа ситуации, выработки решения, иногда самопринуждения, когда становится привычным, совершается без размышлений и волевых усилий. В социальном плане П. являются элементом моральных отношений, одним из способов регулирования поведения людей. П. - это простейшая форма поддержания и передачи последующим поколениям обычаев. Она состоит в том, что определенная общественная потребность, диктующая человеку определенные действия, откладывается в психике мн. людей в виде их собственных потребностей и склонностей. Роль общественных П. возрастает в процессе строительства коммунистического об-ва. Выработка в массах П., соответствующих требованиям коммунистической нравственности, - большая и трудная задача, осуществляемая в борьбе со старыми П., являющимися пережитками прошлого. Процесс выработки коммунистических П. не сводится к простому приучению людей исполнять диктуемые им правила, он предполагает воспитание убеждений, сознательности, к-рые затем переходят в П. Как говорит, напрч В. И. Ленин, коммунистический труд -это труд «по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу...» (т. 40, с. 315).

Источник: Словарь по этике

Привычка
Легкость, возникающая в результате повторения. Еще Аристотель заметил, что часто выполняемое действие становится почти инстинктивным («Риторика», I, 11). Поэтому мы и говорим: привычка – вторая натура. Это и в самом деле нечто вроде приобретенной натуры, которая исправляет или замещает то, что заложено природой. Неясно только, как наблюдательно заметил Паскаль, является ли сама эта природа первой привычкой («Мысли», 126–93).
Уменьшая трудности, привычка делает не таким необходимым участие в действии сознания. Иногда она способна вовсе обходиться без него, предоставляя тело, так сказать, самому себе. Это «нерассуждающая непосредственность» (Равессон (204), «О привычке»), позволяющая думать о чем‑нибудь другом. Так виртуоз, свободный от необходимости читать ноты, думает только о музыке.
Кабанис и Дестют де Траси подчеркивают, что последствия привычки неоднозначны. Они могут как способствовать развитию способности, так и мешать ему. Тренированное ухо слышит то, что недоступно другим; развитое обоняние способно улавливать запахи, не различимые для других. В то же самое время привычный шум или постоянный запах в конце концов перестают нами восприниматься. «Привычка усиливает все активные навыки, – отмечал еще Юм, – но ослабляет пассивные» («Трактат о человеческой природе», книга II, часть 3, глава 5; судя по всему, эта идея заимствована им у Джозефа Батлера (205)). Именно этим, по мнению Мен де Бирана, объясняется различие между пассивными (чувства: видеть, слышать, обонять, испытывать прикосновение) и активными (ощущения: смотреть, слушать, нюхать, трогать) впечатлениями. Первые привычка ослабляет или делает менее четкими; вторые оживляет и делает более точными. В результате мы хуже слышим (например, тиканье будильника или дорожный шум), но лучше слушаем (например, музыку или подсказку). Таким образом, привычка может служить «реактивом», способным осуществить внутри нас «реакцию диссоциации», т. е. разложения на пассивное (то, что Мен де Биран связывает с телом) и активное (то, что связано с нашим Я или волей) («О влиянии привычки», гл. I и II). В этом пункте тема привычки, первоначально трактуемая Кондиль‑яком и Юмом в духе эмпиризма, переходит в плоскость спиритуализма. Эта тенденция продолжается вплоть до Равессона, который указывает: «Человеческая восприимчивость снижается, непосредственность восприятия увеличивается – таков общий закон привычки» (Равессон, указ. соч., II). Дух как будто спускается к природе, или природная непосредственность становится духом. Что это, проявление дуализма? Не уверен. Спиритуализма? Это лишь одно из возможных объяснений. Не исключено, а может быть, и более верно, что душа есть не более чем привычка тела.

Источник: Философский словарь.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
106.39 кб

Привычка поступаться принципами

Черняк Алексей Зиновьевич
В статье анализируется кажущийся параллелизм между случаями осознаваемого нарушения принципов и случаями не оптимального решения задач координации, известными под общим именем «дилемма заключенного».
Читать PDF
1.35 мб

Привычка как точильный камень феноменологии

Корбут Андрей Михайлович
Статья посвящена проблеме привычек и возможностям их феноменологического описания. Проблема привычки является ключевой для феноменологии и социологии как наук о само собой разумеющемся повседневном мире.
Читать PDF
184.23 кб

ФИЛОСОФСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ: ОТ «ЧЕЛОВЕКА ПРИВЫЧКИ» К «ЧЕЛОВЕКУ ВОЛИ»

Мусийчук Мария Владимировна
Философское консультирование активно применяется в бизнес-консультировании, консультировании физических лиц. В процессе такого консультирования переосмысливаются ценности и убеждения.

Похожие термины:

  • Жилье, местопребывание, навык, привычка, нрав

    Философский смысл термина: Обычай (Геродот); "этос" как особенность Дружбы и Вражды (Эмпедокл); обычай, нрав (Платон); душевный склад, характер (Аристотель); стереотип поведения (Теофраст, Посидоний).
  • Д.Юм о причинности и привычке

    Главную трудность при объяснении идей, утверждает Юм, представляет не выяснение их происхождения (впечатления — простые идеи — сложные идеи: Юм, по сути дела, воспроизводит здесь локковскую схему