ПРИСТЛИ Джозеф
Источник: Атеистический словарь
Источник: Философский энциклопедический словарь
Источник: Философский энциклопедический словарь
Источник: Философский словарь. 1963
J. Carry. The Life of J. R, 1804; B. Schoenkland. Hardley und R, 1882; G. Thorpe. J. R, 1906; H. Metzger. Attraction universelle et religion naturelle chez quelques commentateurs anglais de N., 1938; S. E. Toulmin. Crucial Experiments: P. and Lavoisier, 1957.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
(13. 3. 1733, Филдхед, близ Лидса - 6. 2. 1804, Нортамберленд, Пенсильвания, США), англ. философ-материалист, химик (ему принадлежит открытие кислорода), обществ. деятель. По окончании духовной академии стал священником. Отстаивал идеи веротерпимости, выступал против англ. колон. господства в Сев. Америке, приветствовал Великую франц. революцию. Из-за преследований был вынужден эмигрировать в США (1794). Чл. Лондонского королев. об-ва (1767) и чл. Парижской АН (1772); в 1780 был избран почетным членом Петерб. АН.
В многолетней и страстной полемике со сторонниками различных идеалистич. школ П. учил, что природа материальна и что дух (сознание) представляет свойство материи, движущейся по неотвратимым, изначально присущим ей законам. Вместе с тем, придерживаясь деизма, П. полагал, что сами эти законы созданы божеств. разумом. С принципом материальности мира П. соединял идею строжайшей причинной обусловленности (необходимости) всех явлений, отвергая утверждения теологов, будто при таком понимании человек как частица материи не несет ответственности за свои поступки.
П. развивал и популяризировал учение Гартли о том, что все психич. процессы, включая абстрактное мышление и волю, совершаются по укорененным в нервной системе законам ассоциации. П. выступал с критикой философии шотландской школы. П. принадлежит также ряд ценных работ по истории науки и методологии науч. исследования.
Источник: Советский философский словарь
Важнейшие его философские произведения — «Теория человеческого духа Гартли на основе ассоциации идей с очерками, касающимися этого предмета» (1775), «Исследования о материи и духе» (1777), «Философское учение о необходимости» (1777). Кардинальные философские проблемы Пристли решает на материалистической основе, отвергает представление о душе как о субстанции, отличной от тела, опираясь при этом на учение Гартли об ассоциации идей и роли вибраций в создании ощущений. Материя определялась им как активная субстанция, обладающая свойством протяженности и силами притяжения и отталкивания. Отдавая дань механицизму, Пристли даже идеи рассматривал в качестве особой формы движущейся материи. Однако материализм, по мнению Пристли, не противоречит христианству, т. к. «разумная первопричина» не вмешивается в ход событий в мире и не предопределяет причинную связь событий и следствий. Все в мире происходит в силу естественных причин, а в случае с человеком — в силу всегда мотивированных решений человеческой воли.
Соч.: The Theological and Miscellaneous rks. 1—25. L., 1817-32; Writings on Philosophy, Science and Politics, ed., with an introductions by J. A. Passmore. N. Y, 1965; Избр. соч. M., 1934; Английские материалисты 18 в., т. 3. M,, 1968.
Лит.: Кузнецов В. Н., Меероаский Б. В., Грязное А. Ф. Западноевропейская философия 18 в. М., 1986; Gibbs F. W. Joseph Priestley. 1965; HoeckerJ. J. Joseph Priestley and the Idea of Progress. Garland, 1987.
В. Ф. Коровин
Источник: Новая философская энциклопедия
(13 марта 1733 – 6 февр. 1804) – англ. ученый, философ, обществ. деятель, член англ. Королевского об-ва (1767) и Парижской АН (1772). Родился в семье ткача, в 22 года стал священником и оставался им до конца жизни. Выступая против офиц. церкви, П. отстаивал идеи религ. свободы и веротерпимости, отделения церкви от гос-ва. Ярким выражением его политич. свободомыслия была горячая защита принципов франц. революции конца 18 в. Политич. преследования вынудили П. эмигрировать в США (1794), где он и провел свои последние годы. П. выступил как идеолог прогрессивной части англ. буржуазии периода промышл. переворота. Он обосновывал право народа на восстание против тирании (см. Избр. соч., с предисловием Л. А. Ческиса, М., 1934, с. 241). В то же время П. утверждал, что бедняки не должны участвовать в выборах властей и занимать важные должности. Филос. взгляды П. представляют собой дальнейшее развитие англ. материализма. П. – деист. Характерное для деизма противоречивое сочетание материализма с признанием божеств.разума – творца Вселенной, свойственно и П. Он выступил с критикой атеизма франц. материалистов ("Письма к неверующему философу" – "Letters to a philosophical unbeliever", Bath, 1780). В центре его филос. интересов – психофизич. проблема. При ее решении П. опирался на труды Локка, Толанда, Гартли, Ньютона, Бошковича. Как и все домарксовские материалисты, П. в свое определение материи включал характеристику ее физич. структуры:"... Я определяю материю как субстанцию, обладающую свойством п р о т я ж е н н о с т и и силами притяжения и отталкивания" (там же, с. 9). Существенно важным было то, что в этом определении материя выступала как активное начало, самой сущностью к-рого являлось движение. Будучи активной, деятельной субстанцией, материя вполне может, утверждал П., обладать способностью ощущать и мыслить. Способность ощущения и мышления П. рассматривал как продукт особо организованной, живой материи, у человека – как свойство нервной системы, мозга. Физиологич. основу психич. деятельности П., вслед за Гартли, усматривал в "вибрациях" нервно-мозгового вещества, к-рые он понимал как движения не только механического, но и химического порядка (см. тамже, с. 192). Свое материалистическое понимание психофизич. проблемы П. решительно отстаивал в острой полемике с Р. Прайсом. Бурж. историки философии утверждают, будто П. отождествлял психическое с материальным, что было опровергнуто еще Плехановым (см. Избр. филос. произв., т. 4, 1958, с. 249). Надо, однако, отметить, что П. иногда допускал вульгарноматериалистич. утверждения. Таково, напр., заявление П., что идеи делятся на части и обладают протяженностью (см. Избр. соч., с. 27). Спец. работу П. посвятил защите детерминизма в объяснении поведения людей, но детерминизм он понимал метафизически. П. утверждал, что в истории "... ни одно событие не могло быть иначе, чем оно было или будет" (там же, с. 86). Естественнонауч. работы П, сыграли значит. роль в развитии химии. П. высказывался также по вопросам методологии науч. исследования (о соотношении теории и эксперимента, значении аналогии, роли гипотезы в познании и т.д.). В России П. еще при жизни стал известен в науч. кругах и среди передовых обществ. деятелей. В 1780 он был избран почетным членом Петерб. АН. На его химич. опыты и филос. труды по вопросу о понимании материи ссылался Радищев в труде "О человеке, его смертности и бессмертии". Химич. исследования П. использовал Батурин в своей критике масонской мистики, а также Герцен в своей первой филос. работе "О месте человека в природе". Соч.: An essay on the first principles of government..., 2 ed., L., 1771; Disquisitions relating to matter and spirit..., L., 1782; The doctrine of philosophical necessity..., L., 1777 (две последние работы вышли в одной книге, Birmingham, 1782); A free discussion of the doctrines of materialism and philosophical necessity... between Dr. Price and Dr. Priestley, L., 1778; Hartley´s theory of the human mind..., 2 ed., L., 1790. Лит.: Маркс К. и Энгельс ?., Соч., 2 изд., т. 2, 20, 22, 24 (по имен. указат.); Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 1–2, М., 1956; Ческис Л., Д. П., англ. материалист XVIII в., "ПЗМ", 1933, No 5; его же, Философия П., "Вестн. Ком. акад.", 1935, No 5; История философии, т. 2, [М.], 1941; Панкратов К. П., Материализм Д. П., "Уч. зап. Ленингр. гос. ун-та. Серия филос. наук", 1947, No 100, вып. 1; История философии, т. 1, М., 1957; Михайловская Т. ?., Филос. материализм П., М., 1962 (автореферат канд. дисс); Соrrу J., The life of J. Priestley, Birmingham, 1804; Sch?nlank В., Hartley und Priestley, Halle, 1882; Thorpe T. E., J. Priestley, L., 1906; ?eасосk D. ?., J. Priestley, L.–N. Y.,1919; Holt ?., Life of J. Priestley, Oxf., 1931; Сaven R. M., J. Priestley, L., 1933; Ауkrоуd W. R., Three philosophers, L., 1935; ?ark M. C., J. Priestley and the problem of pantisocracy, Phil., 1947; Taylor В., J. Priestley, the man of science, L.–N. Y., 1954. А. Макаровский. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.