ПРИСТЛИ Джозеф

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПРИСТЛИ Джозеф
1733-1804) - англ. естествоиспытатель, философ-материалист. В гл. филос. соч. «Исследования о материи и духе» (1777) отстаивал материалистич. решение психофиз. проблемы, обосновывал положение о материальной природе сознания, его зависимости от нервной системы и мозга. Выступал против религ. представлений о нематериальности и бессмертии души, утверждал, что «человек весь материален». Являясь сторонником деизма, П. делал уступки религ. идеологии.

Источник: Атеистический словарь

ПРИСТЛИ (Priestley) Джозеф
род. 13 марта 1733, Филдхед, Йоркшир - ум. 6 февр. 1804, Нортамоерленд, Пенсильвания, США) - англ, теолог и философ; известен также как физик и химик (ему принадлежит открытие кислорода, 1771). Вместе с Хартли является основателем ассоциативной психологии, которую он в гораздо большей мере, чем Хартли, обосновывал с помощью физиологии; представления и волевые решения сводил к мозговым колебаниям и рассматривал психологию как физику нервной системы. Осн. психологическое произв. - "Hartleys theory of human mind on the principles of the association of ideas", 1775.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПРИСТЛИ Джозеф (1733—1804)
англ. ученый и философ-материалист, продолжатель философской традиции Ф. Бэкона и Гоббса. По П., материя обладает протяженностью, плотностью и непроницаемостью, ее характеристики определены действием сил притяжения и отталкивания; ощущения и мышление человека — следствие сложной организации материи. П. отвергал дуализм Локка с позиций механицизма: напр., ассоциации идей трактовал как разновидность резонанса. Будучи, по выражению современников, “чародеем эксперимента”, требовал соединения эксперимента и теории, много внимания уделял проблемам построения гипотез, аналогии и т. п. Отстаивая в социологии детерминизм, выступал против фатализма. С позиции деизма критиковал атеизм фр. материалистов. Был сторонником эвдемонистской этики, считал, что наибольшее личное счастье совместимо со счастьем др.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Пристли Джозеф
 (1733—1804) — англ. ученый и философ-материалист. Открыл кислород. Работал также над проблемами оптики и электричества. Проповедник принципов фр. буржуазной революции. В связи с преследованиями эмигрировал в США (1794). П. продолжал традиции Ф. Бэкона и Гоббса. По П., вся материя обладает свойствами протяженности, плотности и непроницаемости, ее характеристики определяются наличием сил притяжения и отталкивания. Ощущения и мышление человека — результат иной организации той же материи. Дуализм ЛоккаП. отвергал с позиций механицизма: напр., ассоциации идей он пробовал объяснять вибрацией. П. требовал соединения эксперимента и теории. Много внимания уделял проблемам гипотезы, аналогии и т. п. В социологии отстаивал принцип детерминизма, но выступал против фатализма, П. — сторонник этики эвдемонизма. Наибольшее личное счастье, по его мнению, совместимо со счастьем др. людей.

Источник: Философский словарь. 1963

ПРИСТЛИ Джозеф
(Priestley, 1733—1804) - выдающийся англ. естествоиспытатель, открывший кислород, философ-материалист и прогрессивный обществ, деятель, защитник идей Франц. бурж. революции, по религ. убеждениям деист. За свои прогрессивные взгляды подвергался преследованиям. П. выступал против учения о «духе», как субстанции, не зависимой от материи, и объяснял сознание на основе механистич. сенсуализма. В связи с этим отвергал учение о «божеств.» происхождении морали, обосновывал принцип детерминизма в этике, не исключающий определенную свободу воли человека. Критикуя церковь и высказываясь за ее отделение от гос-ва, П. боролся против религ. фанатизма и нетерпимости. Вместе с тем, он защищал т. н. естеств. религию и с позиций деизма выступал против атеизма франц. энциклопедистов и религ. скептицизма Юма. В молодости П. даже был проповедником в диссидентских общинах (см. Диссиденты). «Избр. соч.» П. изд. на русск. яз. (М., 1934).

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ПРИСТЛИ Джозеф
английский теолог и философ; р. 13.3.1733 (Филдхед, Йоркшир) — ум. 6.2.1804 (Нортамберленд, Пенсильвания, США); известен также как физик и химик (открыл кислород, 1771). Вместе с Гартли является основателем ассоциативной психологии, которую он в гораздо большей мере, чем Гартли, обосновывал с помощью физиологии, и в своей работе «Disquisitions ralating to matter and spirit» (1782) защищал материалистическую позицию. При этом представления и волевые решения он сводил к мозговым колебаниям и рассматривал психологию как физику нервной системы. Осн. соч.: Essay on the First Principles of Government, 1768; Experiments and Observations on Different-Kinds of Air, 6 vol., 1774— 1786; Harleys Theory of Human Mind on the Principles of the Associations of Ideas, 1775; The Doctrine of Philosophical Necessity, 1777; Free Discussion of the Doctrines of Materialism, 1778; Lectures on History and General Policy, 1778; Собр. соч.: Works, 26 vol., 1817—1832; Writings (изд. Дж. Пассмором), 1965. (На рус. яз.: Избр. соч., 1934.)
J. Carry. The Life of J. R, 1804; B. Schoenkland. Hardley und R, 1882; G. Thorpe. J. R, 1906; H. Metzger. Attraction universelle et religion naturelle chez quelques commentateurs anglais de N., 1938; S. E. Toulmin. Crucial Experiments: P. and Lavoisier, 1957.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ПРИСТЛИ Джозеф

(13. 3. 1733, Филдхед, близ Лидса - 6. 2. 1804, Нортамберленд, Пенсильва­ния, США), англ. философ-материалист, химик (ему принадлежит открытие кислорода), обществ. деятель. По окончании духовной академии стал священником. Отстаивал идеи веротерпимости, выступал против англ. колон. господства в Сев. Америке, приветствовал Великую франц. революцию. Из-за преследований был вынужден эмигрировать в США (1794). Чл. Лондонского королев. об-ва (1767) и чл. Парижской АН (1772); в 1780 был избран почетным членом Петерб. АН.
В многолетней и страстной полемике со сторонника­ми различных идеалистич. школ П. учил, что природа материальна и что дух (сознание) представляет свойство материи, движущейся по неотвратимым, изначально присущим ей законам. Вместе с тем, придерживаясь деизма, П. полагал, что сами эти законы созданы божеств. разумом. С принципом материальности мира П. соединял идею строжайшей причинной обусловленности (необходимости) всех явлений, отвергая утверждения теологов, будто при таком понимании человек как части­ца материи не несет ответственности за свои поступки.
П. развивал и популяризировал учение Гартли о том, что все психич. процессы, включая абстрактное мышле­ние и волю, совершаются по укорененным в нервной системе законам ассоциации. П. выступал с критикой философии шотландской школы. П. принадлежит также ряд ценных работ по истории науки и методологии науч. исследования.

Источник: Советский философский словарь

ПРИСТЛИ Джозеф
13 марта 1733, Филдхед, Англия — 6 февраля 1804, Нортамберленд, США) — английский философ, священник, ученый и государственный деятель, произведения и деятельность которого внесли большой вклад в развитие экспериментального естествознания, политического и религиозного свободомыслия. Родился в протестантской семье владельца небольшой ткацкой мануфактуры. В 1755 окончил Духовную академию Девентри и получил место помощника священника. В 1758 открыл свою школу в г. Нантвиче, затем перешел в Духовную академию в Уорингтоне. В 1765 Эдинбургский университет присудил ему докторскую степень по литературе. За научные достижения (открытие явления фотосинтеза, получение хлористого водорода и кислорода) Пристли в 1766 был избран членом Лондонского Королевского общества, в 1772 — членом Парижской Академии наук. В 1780 он стал почетным членом Петербургской Академии наук. В первой философской работе «Очерк об основных принципах государственного правления и о природе политической, гражданской и религиозной свободы» (1769) Пристли выступил как убежденный сторонник идеи прогресса человека и гражданского общества. Он поддержал борьбу за независимость в Северной Америке, защищал идеалы Французской революции 18 в. 14 июля 1791 разъяренная толпа, протестующая против революционных событий во Франции, разрушила его дом, библиотеку и лабораторию. В апреле 1794 Пристли с женой эмигрировал в США.
Важнейшие его философские произведения — «Теория человеческого духа Гартли на основе ассоциации идей с очерками, касающимися этого предмета» (1775), «Исследования о материи и духе» (1777), «Философское учение о необходимости» (1777). Кардинальные философские проблемы Пристли решает на материалистической основе, отвергает представление о душе как о субстанции, отличной от тела, опираясь при этом на учение Гартли об ассоциации идей и роли вибраций в создании ощущений. Материя определялась им как активная субстанция, обладающая свойством протяженности и силами притяжения и отталкивания. Отдавая дань механицизму, Пристли даже идеи рассматривал в качестве особой формы движущейся материи. Однако материализм, по мнению Пристли, не противоречит христианству, т. к. «разумная первопричина» не вмешивается в ход событий в мире и не предопределяет причинную связь событий и следствий. Все в мире происходит в силу естественных причин, а в случае с человеком — в силу всегда мотивированных решений человеческой воли.
Соч.: The Theological and Miscellaneous rks. 1—25. L., 1817-32; Writings on Philosophy, Science and Politics, ed., with an introductions by J. A. Passmore. N. Y, 1965; Избр. соч. M., 1934; Английские материалисты 18 в., т. 3. M,, 1968.
Лит.: Кузнецов В. Н., Меероаский Б. В., Грязное А. Ф. Западноевропейская философия 18 в. М., 1986; Gibbs F. W. Joseph Priestley. 1965; HoeckerJ. J. Joseph Priestley and the Idea of Progress. Garland, 1987.
В. Ф. Коровин

Источник: Новая философская энциклопедия

ПРИСТЛИ Джозеф

(13 марта 1733 – 6 февр. 1804) – англ. ученый, философ, обществ. деятель, член англ. Королевского об-ва (1767) и Парижской АН (1772). Родился в семье ткача, в 22 года стал священником и оставался им до конца жизни. Выступая против офиц. церкви, П. отстаивал идеи религ. свободы и веротерпимости, отделения церкви от гос-ва. Ярким выражением его политич. свободомыслия была горячая защита принципов франц. революции конца 18 в. Политич. преследования вынудили П. эмигрировать в США (1794), где он и провел свои последние годы. П. выступил как идеолог прогрессивной части англ. буржуазии периода промышл. переворота. Он обосновывал право народа на восстание против тирании (см. Избр. соч., с предисловием Л. А. Ческиса, М., 1934, с. 241). В то же время П. утверждал, что бедняки не должны участвовать в выборах властей и занимать важные должности. Филос. взгляды П. представляют собой дальнейшее развитие англ. материализма. П. – деист. Характерное для деизма противоречивое сочетание материализма с признанием божеств.разума – творца Вселенной, свойственно и П. Он выступил с критикой атеизма франц. материалистов ("Письма к неверующему философу" – "Letters to a philosophical unbeliever", Bath, 1780). В центре его филос. интересов – психофизич. проблема. При ее решении П. опирался на труды Локка, Толанда, Гартли, Ньютона, Бошковича. Как и все домарксовские материалисты, П. в свое определение материи включал характеристику ее физич. структуры:"... Я определяю материю как субстанцию, обладающую свойством п р о т я ж е н н о с т и и силами притяжения и отталкивания" (там же, с. 9). Существенно важным было то, что в этом определении материя выступала как активное начало, самой сущностью к-рого являлось движение. Будучи активной, деятельной субстанцией, материя вполне может, утверждал П., обладать способностью ощущать и мыслить. Способность ощущения и мышления П. рассматривал как продукт особо организованной, живой материи, у человека – как свойство нервной системы, мозга. Физиологич. основу психич. деятельности П., вслед за Гартли, усматривал в "вибрациях" нервно-мозгового вещества, к-рые он понимал как движения не только механического, но и химического порядка (см. тамже, с. 192). Свое материалистическое понимание психофизич. проблемы П. решительно отстаивал в острой полемике с Р. Прайсом. Бурж. историки философии утверждают, будто П. отождествлял психическое с материальным, что было опровергнуто еще Плехановым (см. Избр. филос. произв., т. 4, 1958, с. 249). Надо, однако, отметить, что П. иногда допускал вульгарноматериалистич. утверждения. Таково, напр., заявление П., что идеи делятся на части и обладают протяженностью (см. Избр. соч., с. 27). Спец. работу П. посвятил защите детерминизма в объяснении поведения людей, но детерминизм он понимал метафизически. П. утверждал, что в истории "... ни одно событие не могло быть иначе, чем оно было или будет" (там же, с. 86). Естественнонауч. работы П, сыграли значит. роль в развитии химии. П. высказывался также по вопросам методологии науч. исследования (о соотношении теории и эксперимента, значении аналогии, роли гипотезы в познании и т.д.). В России П. еще при жизни стал известен в науч. кругах и среди передовых обществ. деятелей. В 1780 он был избран почетным членом Петерб. АН. На его химич. опыты и филос. труды по вопросу о понимании материи ссылался Радищев в труде "О человеке, его смертности и бессмертии". Химич. исследования П. использовал Батурин в своей критике масонской мистики, а также Герцен в своей первой филос. работе "О месте человека в природе". Соч.: An essay on the first principles of government..., 2 ed., L., 1771; Disquisitions relating to matter and spirit..., L., 1782; The doctrine of philosophical necessity..., L., 1777 (две последние работы вышли в одной книге, Birmingham, 1782); A free discussion of the doctrines of materialism and philosophical necessity... between Dr. Price and Dr. Priestley, L., 1778; Hartley´s theory of the human mind..., 2 ed., L., 1790. Лит.: Маркс К. и Энгельс ?., Соч., 2 изд., т. 2, 20, 22, 24 (по имен. указат.); Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 1–2, М., 1956; Ческис Л., Д. П., англ. материалист XVIII в., "ПЗМ", 1933, No 5; его же, Философия П., "Вестн. Ком. акад.", 1935, No 5; История философии, т. 2, [М.], 1941; Панкратов К. П., Материализм Д. П., "Уч. зап. Ленингр. гос. ун-та. Серия филос. наук", 1947, No 100, вып. 1; История философии, т. 1, М., 1957; Михайловская Т. ?., Филос. материализм П., М., 1962 (автореферат канд. дисс); Соrrу J., The life of J. Priestley, Birmingham, 1804; Sch?nlank В., Hartley und Priestley, Halle, 1882; Thorpe T. E., J. Priestley, L., 1906; ?eасосk D. ?., J. Priestley, L.–N. Y.,1919; Holt ?., Life of J. Priestley, Oxf., 1931; Сaven R. M., J. Priestley, L., 1933; Ауkrоуd W. R., Three philosophers, L., 1935; ?ark M. C., J. Priestley and the problem of pantisocracy, Phil., 1947; Taylor В., J. Priestley, the man of science, L.–N. Y., 1954. А. Макаровский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.