ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО
ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО
Природа как совокупность процессов (геологических, климатических, физико-химических, биологических и т. д.), протекающих естественным путем, т. е. вне воздействия человеческой деятельности, существует задолго до возникновения человека; она вечна и бесконечна. В этом смысле природа — необходимая предпосылка возникновения и существования человеческого общества. Сам человек является продуктом природы, ее частью. Однако он выделяется из природы благодаря труду и потому не приспосабливается к ней, а преобразует ее, подчиняя своим целям. В той мере, в какой человек подчинил природу, вовлек ее в круг своей деятельности, она перестает быть независимой от него и выступает в преобразованном человеческой деятельностью, «очеловеченном» виде. При этом не только меняется естественная среда обитания человека, к-рая становится как бы частью «тела» человеческой цивилизации («неорганическое тело человека», как говорил Маркс), но и создается в полном смысле слова «вторая» природа — мир человеческой культуры, т. е. предметы и процессы, к-рые не только не имеются в природе в готовом виде, но и не могут возникнуть под действием ее собственных сил. Это не означает, разумеется, что природа утрачивает объективный характер своего существования. Ее «приоритет» сохраняется как в том смысле, что она исторически предшествует обществу, так и в том, что само воздействие человека на природу невозможно вопреки ее законам. Это наглядно обнаруживается в факте превращения природных ресурсов в производительные силы общества. В процессе труда человек «пользуется механическими, физическими, химическими свойствами вещей для того, чтобы в соответствии со своей целью применить их как орудия воздействия на другие вещи» (Маркс). Исторически воздействие общества на природу все более и более возрастает. Этот процесс непосредственно совпадает с прогрессом производства, с вовлечением в сферу деятельности людей все более обширных областей вселенной. И процесс этот безграничен. Воздействие человека на природу уже сейчас сравнимо с силами самой природы, а технические системы в некоторых отношениях могут заменить биосферу. При этом общественное преобразование природы перестает быть чисто технической задачей, порождает массу экономических, социальных, научных проблем. Отношение общества к природе всегда опосредствуется развитием производительных сил и производственных отношений. Успехи в подчинении природы человеком прямо зависят не только от развития техники, но и от характера социальных отношений. Так, без планирования воздействий на природу нельзя учесть и устранить нежелательные для человека последствия его действий (загрязнение воздуха и воды, повышение уровня радиации и т. д.). Однако планирование в масштабах общества, а тем более человечества, невозможно при сохранении социальных антагонизмов. Исключительное значение при современных масштабах взаимодействия П. и о. приобретает познавательная деятельность человека. Она, конечно, обусловлена уровнем развития общественной практики, т. к. теоретическое освоение природных объектов возможно лишь в меру их вовлечения в практическую деятельность человека. Однако наука, все в большей степени пронизывая производство, становится существенным фактором взаимодействия П. и о.
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО
одна из центральных философских проблем, от решения которой зависят ответы на вопросы о месте человека в мире, о границах и возможностях его свободного действия, о характере исторического процесса и др. Только отличая себя от природы как от «иного», человек может понять собственное своеобразие. По словам Н. Бердяева , «дух есть свобода, а не природа». Только рассматривая себя как порождение и продолжение природы или как ее антитезу, человек может решать вопросы возникновения человека, наделенного сознанием и волей; проблему периодизации истории; определить перспективы развития общества.
Концепции постиндустриального общества, идеи глобализации также связаны с определенным решением проблемы П. и О. В современном массовом сознании, в социально-экологических утопиях, в экологических движениях современности природа представляется то «землей обетованной», «Новым Эдемом», то источником зла и хаоса.
«П.» в широком смысле слова тождественна понятию Вселенной, даже понятию материального мира. П. в ее целостности, бесконечности, вечности интересует философию в процессе решения общих онтологических и гносеологических проблем. В более узком смысле под «П.» понимается та ее часть, с которой человек вступает в непосредственное взаимодействие, которая является естественным условием его жизни, – биосфера.
Этапы взаимодействия П. и О. в целом определяются переворотами в производстве, в производительных силах О. Выделяются три революционных переворота в производительных силах: «неолитическая революция», промышленная революция, научно-техническая революция.
Первый этап начинается с появления человека разумного. Человек пока воздействует на П. только самим фактом своего существования, живет охотой, рыболовством, собирательством. Это период «присваивающей» экономики, П. определяет все особенности жизни, естественная детерминация была преобладающей. От природных условий зависели и характер занятий членов общины, и темпы ее количественного роста, и необходимость миграции. Различие природных «стартовых» условий для разных народов на ранних стадиях истории обусловило многообразие исторического процесса, различия в судьбах народов, своеобразие национальных традиций.
Второй этап взаимодействия П. и О. начинается еще в первобытную эпоху и продолжается до возникновения буржуазных отношений. Исходный пункт начала этого этапа – возникновение земледелия и скотоводства. Осуществляется переход от присваивающей к производящей экономике. Человек начинает активно вмешиваться в П., планировать результаты своей деятельности. Вместе с тем трудовая деятельность еще находится в непосредственной зависимости от природных условий: погоды, почвы, рельефа местности. Влияние человека на П. на этой стадии носило локальный характер. Уже на втором этапе взаимодействия П. и О. складываются противоречивые тенденции, которые выразились в возникновении двух типов О. – традиционных и техногенных. Для традиционных О. характерны медленные изменения производственной сферы, воспроизводящий, а не инновационный тип производства, устойчивость традиций, привычек, образа жизни, незыблемость социальной структуры. Мироотношение, сформировавшееся в рамках традиционных О., сохранилось и до наших дней, переплетаясь с иным типом взаимоотношений П. и О., носителем которого является техногенное О.
Расцвета этот последний тип достигает на третьем этапе взаимодействия П. и О., который начинается с промышленной революции XVIII в. в Англии, хотя принципы, характерные для техногенного О., начали складываться гораздо раньше. Признание сверхприродной сущности человека в христианстве позволило говорить о возможности подчинения П. человеку. В христианстве зарождается и развивается идея непрерывного прогресса, совершенствования как принципа человеческой деятельности. Идеи преобразующей, конструктивной силы человеческой деятельности, аналогичной божественному творчеству, развивались в эпоху Ренессанса. Наконец, Декартово учение о двух субстанциях – мыслящей и протяженной – вело к упрочению взгляда на П. как на объект приложения человеческих усилий.
Техногенная цивилизация базируется на принципе активного отношения человека к миру. П. – лишь арена деятельности человека, она не имеет самостоятельной ценности. П. понимается как бездонная кладовая, чудесным образом созданная для человека, открытая его пониманию. Деятельность человека обеспечивает ему право на обладание преобразованными элементами П. как продуктами его труда. Человек – господин П., и власть его расширяется до бесконечности. Для техногенной цивилизации характерны жажда новизны, постоянное нарушение равновесия между П. и О., «улучшение», «расширение», «углубление», «ускорение» воздействия на окружающую среду, понимание покорения П. как прогресса.
Новый, четвертый этап взаимоотношений П. и О., начавшийся в XX в., знаменует попытку преодолеть противопоставление человека и общества природе, создать новую, невиданную доселе гармонию между ними, согласовать «стратегию П.» и «стратегию человека».
См. также: Биосфера, Географический детерминизм, Ноосфера, Экософия .
Концепции постиндустриального общества, идеи глобализации также связаны с определенным решением проблемы П. и О. В современном массовом сознании, в социально-экологических утопиях, в экологических движениях современности природа представляется то «землей обетованной», «Новым Эдемом», то источником зла и хаоса.
«П.» в широком смысле слова тождественна понятию Вселенной, даже понятию материального мира. П. в ее целостности, бесконечности, вечности интересует философию в процессе решения общих онтологических и гносеологических проблем. В более узком смысле под «П.» понимается та ее часть, с которой человек вступает в непосредственное взаимодействие, которая является естественным условием его жизни, – биосфера.
Этапы взаимодействия П. и О. в целом определяются переворотами в производстве, в производительных силах О. Выделяются три революционных переворота в производительных силах: «неолитическая революция», промышленная революция, научно-техническая революция.
Первый этап начинается с появления человека разумного. Человек пока воздействует на П. только самим фактом своего существования, живет охотой, рыболовством, собирательством. Это период «присваивающей» экономики, П. определяет все особенности жизни, естественная детерминация была преобладающей. От природных условий зависели и характер занятий членов общины, и темпы ее количественного роста, и необходимость миграции. Различие природных «стартовых» условий для разных народов на ранних стадиях истории обусловило многообразие исторического процесса, различия в судьбах народов, своеобразие национальных традиций.
Второй этап взаимодействия П. и О. начинается еще в первобытную эпоху и продолжается до возникновения буржуазных отношений. Исходный пункт начала этого этапа – возникновение земледелия и скотоводства. Осуществляется переход от присваивающей к производящей экономике. Человек начинает активно вмешиваться в П., планировать результаты своей деятельности. Вместе с тем трудовая деятельность еще находится в непосредственной зависимости от природных условий: погоды, почвы, рельефа местности. Влияние человека на П. на этой стадии носило локальный характер. Уже на втором этапе взаимодействия П. и О. складываются противоречивые тенденции, которые выразились в возникновении двух типов О. – традиционных и техногенных. Для традиционных О. характерны медленные изменения производственной сферы, воспроизводящий, а не инновационный тип производства, устойчивость традиций, привычек, образа жизни, незыблемость социальной структуры. Мироотношение, сформировавшееся в рамках традиционных О., сохранилось и до наших дней, переплетаясь с иным типом взаимоотношений П. и О., носителем которого является техногенное О.
Расцвета этот последний тип достигает на третьем этапе взаимодействия П. и О., который начинается с промышленной революции XVIII в. в Англии, хотя принципы, характерные для техногенного О., начали складываться гораздо раньше. Признание сверхприродной сущности человека в христианстве позволило говорить о возможности подчинения П. человеку. В христианстве зарождается и развивается идея непрерывного прогресса, совершенствования как принципа человеческой деятельности. Идеи преобразующей, конструктивной силы человеческой деятельности, аналогичной божественному творчеству, развивались в эпоху Ренессанса. Наконец, Декартово учение о двух субстанциях – мыслящей и протяженной – вело к упрочению взгляда на П. как на объект приложения человеческих усилий.
Техногенная цивилизация базируется на принципе активного отношения человека к миру. П. – лишь арена деятельности человека, она не имеет самостоятельной ценности. П. понимается как бездонная кладовая, чудесным образом созданная для человека, открытая его пониманию. Деятельность человека обеспечивает ему право на обладание преобразованными элементами П. как продуктами его труда. Человек – господин П., и власть его расширяется до бесконечности. Для техногенной цивилизации характерны жажда новизны, постоянное нарушение равновесия между П. и О., «улучшение», «расширение», «углубление», «ускорение» воздействия на окружающую среду, понимание покорения П. как прогресса.
Новый, четвертый этап взаимоотношений П. и О., начавшийся в XX в., знаменует попытку преодолеть противопоставление человека и общества природе, создать новую, невиданную доселе гармонию между ними, согласовать «стратегию П.» и «стратегию человека».
См. также: Биосфера, Географический детерминизм, Ноосфера, Экософия .
Источник: Краткий философский словарь.