ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ

Найдено 1 определение
ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ
(«Principia Ethica», 1903; рус. пер. 1984) — главное этическое произведение Дж.Э.Мура, оказавшее значительное влияние на англоязычную моральную философию 20 в. Эта работа положила начало метаэтическим исследованиям (см. Метаэтика; Аналитическая этика), поставившим своей целью не выдвижение и обоснование каких-либо ценностных программ, не ответ на традиционные этические вопросы («что есть добро», «что мы должны делать» и т.п.), а анализ самих этих вопросов, выяснение их точного смысла, установление правил и норм этического рассуждения. Эта аналитическая деятельность, по мнению Мура, должна привести к прекращению беспорядочных, маловразумительных споров, к-рыми полна история этики и источником к-рых большей частью являются элементарные логические ошибки в употреблении основных этических понятий.
В отличие от многих позднейших аналитиков, полагавших, что ценностный характер этических высказываний делает их научно неосмысленными, Мур был убежден в возможности построения этики как науки, и свою книгу он обозначил (перефразируя название известного произведения И.Канта) как «Пролегомены ко всякой будущей этике, которая может претендовать на звание научной», прямо заявляя о своем намерении отыскать фундаментальные принципы этического рассуждения. Правда, граница между логико-методологическим (т.е. метаэтическим) и содержательно-ценностным (т.е. собственно этическим) подходами проведена в работе Мура не вполне отчетливо: объектом исследования для него являются не только этические рассуждения о добре, долге и пр., но и сами добро и долг как особые реалии. Согласно Муру, этическая наука занимается доказательством и опровержением суждений, содержащих термины «добродетель», «порок», «долг», «обязанность», «добро» и т.д. Всякое конкретное суждение такого рода основывается на более общем суждении; самым общим основанием, к к-рому в конечном счете приходит любой этический дискурс, является суждение о добре самом по себе, добре как таковом. Поэтому все философы-моралисты при построении своих этических учений берут в качестве отправного пункта то или иное определение добра. Но какое из этих альтернативных определений следует считать правильным? Большую часть своей книги Мур посвятил тщательному анализу дефиниций добра, представленных в истории этики, и пришел к заключению, что все они ошибочны, ибо отождествляют добро с такими сущностями или свойствами, к-рые не являются воплощением добра самого по себе. Критика Мура направлена не против тех или иных конкретных этических концепций; речь у него идет о принципиальной невозможности дать правильное определение добра (см. Натуралистическая ошибка). Доказательство этого положения составляет самую важную и оригинальную часть моральной философии Мура. Неопределимость добра не является непреодолимым препятствием для разработки научной этики: на помощь приходит интуиция, благодаря к-рой мы непосредственно постигаем добро как таковое и можем обнаруживать его присутствие в тех или иных вещах (тем самым квалифицируя их в качестве «добрых»). Опора на интуицию позволяет дать явное определение добра через другие термины, не впадая в логическую ошибку. Для этого, полагает Мур, следует применить метод изолирующей абстракции и установить, какие предметы можно считать добром самим по себе, независимо от оценивающего субъекта. Мур приходит к выводу о том, что наибольшими возможными ценностями являются те состояния сознания, к-рые можно определить как «удовольствие общения с людьми и наслаждение прекрасным». Иронические замечания некоторых исследователей творчества Мура по поводу банальности данного утверждения не снижают общепринятой высокой оценки его книги как фундаментальной работы, во многом определившей облик современной моральной философии. Лит.: МурДж. Принципы этики. М.: Прогресс, 1984. Л. В. Максимов

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001