ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ
ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ
фундаментальные требования диалектического метода. Наиболее важными являются: 1) принцип противоречия, ориентирующий на выявление объективных противоречий, присущих изучаемому предмету, и синтез противоположных теоретических положений (см. триада); 2) принцип всеобщей взаимосвязи явлений; 3) принцип развития, требующий рассмотрения предмета в его истории, выявления источников и направленности его развития; 4) принцип детерминизма; 5) принцип системности, требующий понять предмет в его системной целостности. В совокупности принципы диалектики создают методологическую базу глубокого и всестороннего познания действительности.
Источник: Философия науки и техники: словарь
ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ
принцип развития, всеобщей связи, тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному , принцип единства логического и исторического .
Принцип развития является прямым следствием признания движения основным свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в многочисленных видах движения его ведущую форму – развитие. Движение может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения). Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех видов движения, оно предполагает необратимость (невозможность полного возврата к исходной точке), преемственность (связь нового и старого), направленность, цикличность. Развитие рассматривается как саморазвитие: его источник заключается в самом развивающемся предмете.
Принцип всеобщей связи неотделим от принципа развития, он раскрывает условие его реализации. Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего, частей и целого, возможности и действительности. Само развертывание противоречия как основное содержание принципа развития есть особая форма связи противоположностей.
Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, человеческое мышление, общество. Этот принцип приводил в смущение сторонников материалистического варианта диалектики. В гегелевской диалектике этот принцип (как тождество мышления и бытия) воплотился со всей возможной последовательностью. В материалистической диалектике возникли трудности с его применением. Его другая формулировка – единство диалектики объективной – диалектики природы и диалектики субъективной – диалектики мышления. В такой формулировке различие разных форм диалектики признаётся, но не раскрывается. Когда же появляется название трех теоретических дисциплин – диалектики, логии и теории познания, то становится очевидным и существование развития в различных формах. Один из предлагаемых ответов заключается в следующем: диалектика изучает проявление развития в природе, логика изучает особенности развития в человеческом мышлении, теория познания пытается связать диалектику объективную и субъективную при помощи принципа отражения.
Принцип восхождения от абстрактного к конкретному воплощает принципы организации процесса познания, принцип единства логического и исторического помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании.
Принцип развития является прямым следствием признания движения основным свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в многочисленных видах движения его ведущую форму – развитие. Движение может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения). Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех видов движения, оно предполагает необратимость (невозможность полного возврата к исходной точке), преемственность (связь нового и старого), направленность, цикличность. Развитие рассматривается как саморазвитие: его источник заключается в самом развивающемся предмете.
Принцип всеобщей связи неотделим от принципа развития, он раскрывает условие его реализации. Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего, частей и целого, возможности и действительности. Само развертывание противоречия как основное содержание принципа развития есть особая форма связи противоположностей.
Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, человеческое мышление, общество. Этот принцип приводил в смущение сторонников материалистического варианта диалектики. В гегелевской диалектике этот принцип (как тождество мышления и бытия) воплотился со всей возможной последовательностью. В материалистической диалектике возникли трудности с его применением. Его другая формулировка – единство диалектики объективной – диалектики природы и диалектики субъективной – диалектики мышления. В такой формулировке различие разных форм диалектики признаётся, но не раскрывается. Когда же появляется название трех теоретических дисциплин – диалектики, логии и теории познания, то становится очевидным и существование развития в различных формах. Один из предлагаемых ответов заключается в следующем: диалектика изучает проявление развития в природе, логика изучает особенности развития в человеческом мышлении, теория познания пытается связать диалектику объективную и субъективную при помощи принципа отражения.
Принцип восхождения от абстрактного к конкретному воплощает принципы организации процесса познания, принцип единства логического и исторического помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании.
Источник: Краткий философский словарь.