Причина и следствие – парные философские категории, совместно выражающие один из моментов всеобщего взаимодействия, генетическую связь явлений. Идея причинности, вероятно, произошла из наблюдений за действиями людей по созиданию и изменению вещей, затем она была экстраполирована на весь космос (мировой порядок) и обрела универсальный смысл. Принцип причинности обычно выражают формулой «если p, то q», в основе которой лежит следующее определение: причина есть такое явление p, которое с необходимостью порождает другое явление q (следствие). Необходимость проявляется через случайность, отсюда в реализации причины всегда есть момент случайного. Причина и действие (следствие) – не вещи, а происходящие в вещах необходимые события. В силу единства мира каждое явление в той или иной степени зависит от некоторых иных явлений; формы взаимообусловленности явлений многообразны, среди них в контрасте с причинностью современный детерминизм выделяет такие негенетические зависимости, как функциональная, вероятностная, корреляционная связи и связь состояний. От объективно-реальной причинно-следственной связи отличают умственную операцию формально-логического следования (импликацию), которая хотя и осуществляется также по формуле «если p, то q», но не сопряжена непременно с идеей материального порождения одного другим (вывода q посылкой p).
По мнению большинства философов и ученых, процесс причинения однонаправлен, характеризуется временной асимметрией (направлен во времени от того, что есть, к тому, что возникает), необратим; следствие не может поменяться местом со своей причиной. Критики этой точки зрения считают нелогичным утверждение, будто причина предшествует во времени своему следствию – ведь тогда выходит, что в промежутке до появления следствия причина p вовсе не является причиной, поскольку не порождает q. Правильнее предполагать, во-первых, что p и q сосуществуют одновременно, и во-вторых, что следствие оказывает реактивное (обратное) воздействие на свою причину. Высказывается также сомнение в универсальности принципа причинности, некоторые исследователи говорят о возможности беспричинных материальных предметов; периодически провозглашается, будто принцип причинности устарел и утратил свою методологическую ценность для науки. Есть также мнение, что именно человек, антропоморфизируя явление, приписывает природе каузальность, тогда как самой природе вещей причинность не присуща. Однако большинство ученых не торопятся расставаться с принципом объективной причинности. Часто причины явлений глубоко скрыты от внешнего взора и их нужно тщательно искать, вскрывать, вычислять, основываясь на интуиции, наблюдении, эксперименте, логическом размышлении. Процесс причинения можно изучать в вещественном, энергетическом и информационном аспектах. Идеалисты полагают, что объективная или субъективная цель (информация) способна сама по себе порождать явления, тогда как современные материалисты берут причину как единство вещества, энергии и информации, всякий раз соотнося их между собой в разных пропорциях. Соответственно степени значимости того или иного абстрактно выделенного аспекта причинения о причине говорят как о преимущественном переходе от p к q либо вещества, либо энергии, либо информации.
При этом опираются на законы сохранения материи и энергии, а также на закон возрастания информации. Причины классифицируют по-разному. Конечную причину (causa finalis) выводят из абсолютного первоначала (Бога, материи-субстанции), а конечные – из модусов абсолюта. Непосредственные причины обладают прямым действием, опосредованные же причины завершаются эффектами через ряд промежуточных звеньев. Выделяют также внутренние и внешние, главные и неглавные, жесткие и нежесткие причины. Цепи причинения бывают однолинейные, двулинейные с обратной связью и разветвляющиеся. Объективные причины осуществляются независимо от воли и сознания людей. Субъективные причины заключены в целеполагании, воле и действиях людей, зависят от их эмоций, опыта, разума, интуиции. Целевая причинность – особый случай информационной причинности.
Считается, что Будда Гаутама одним из первых сформулировал в общей форме принцип причинности, придав ему этическую окраску. Он учил, что жизнь есть страдание, а страдания причиняются нашими желаниями; главные причины страдания суть зависть, невежество и похоть. Наибольший вклад в разработку принципа причинности внесли Аристотель, Бэкон, Спиноза, Дж. Ст. Милль. Юм поставил под сомнение универсальность принципа причинности. На каком основании можно утверждать, что любая возникающая вещь имеет свою причину и почему причина с необходимостью должна вызывать определенные следствия? Размышляя над этими вопросами, Юм счел недоказуемым существование причинности, поскольку то, что принимают за следствие, не содержится в том, что именуют причиной, и не похоже на нее. Понятие причинности родилось, по его мнению, из обыденного умозаключения: «после этого – значит по причине этого».
Такое ошибочное умозаключение со временем переросло в устойчивую ассоциацию ожидания и стало массовой привычкой. Люди начали верить, что если где-то появилось p, то оно непременно вызовет в будущем событие q. Тем не менее физическая необходимость, по Юму, есть вымысел ума. Смежность и соединение p и q чувственно воспринимаемы, но необходимость в опыте не дана. Принцип причинности, заключает Юм, проистекает из особенностей нашей психики и вряд ли применим к реальному миру. Философское сомнение в объективном характере причинных связей либо отрицание универсальности принципа причинности образуют индетерминистскую тенденцию в философии. Индуктивные методы выявления причин были предложены Дж. Ст. Миллем, развившим эмпиризм Бэкона; это методы сходства, различия, сопутствующих изменений и метод остатков. Общая идея этих методов заключается в рассмотрении обстоятельств изучаемого явления с тем, чтобы, исключая все те из них, которые не могут быть его причиной (или следствием), принять в качестве причины неисключенные обстоятельства. При изменении условий меняется способ действия причины и специфика следствия. Часто считают, что одинаковые причины порождают одинаковые следствия. Причина однако реализуется не в «чистом» виде, но через многообразие каузальных условий. Каузальные условия – факторы, от которых зависит возникновение, существование и исчезновение той или иной вещи, но которые сами по себе не продуцируют данную вещь (М. А . Парнюк). Определенную роль в инициации причинной связи может сыграть повод, т. е. внешнее пусковое условие случайного характера. Поскольку не только на практике, но и в теории причину трудно отделить от условий ее действия, то постоянно противоборствуют друг с другом два методологических подхода – монокаузализм (от греч. monos – один, единственный; от лат. causa – причина) и кондиционализм (от лат. condicio – условие). В самом деле, граница между условиями и причиной относительна, причина действует через условия и под их влиянием. Монокаузализм признает только одну причину у каждого явления, принципиально противопоставляя каузальность (причинность) кондиции (условию). По существу, монокаузализм отрицает важную роль условий в порождении причиной следствия. На позиции монокаузализма стоят многие традиционно мыслящие философы и ученые.
Напротив, кондиционалисты (Дж. Ст. Милль, М. Ферворн и др.) сводят причину к полной сумме всех тех условий, которые предшествуют объясняемому явлению; они растворяют причину в условиях, либо вообще предлагают устранить из науки понятие причины. Попытки отыскать «золотую середину» между этими точками зрения пока не отличались логической ясностью. Д. В . Пивоваров