ПРИГОЖИН ИЛЬЯ РОМАНОВИЧ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПРИГОЖИН ИЛЬЯ РОМАНОВИЧ

р. 1917) - бельгийский физик и физикохимик, один из создателей теории синергетики. Известен работами в области термодинамики. Лауреат Нобелевской премии (1977).

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ПРИГОЖИН Илья Романович
(род. 1917) — бельг. физик и философ, уроженец Беларуси. Один из основоположников термодинамики неравновесных процессов, иностр. чл. РАН (1982), лауреат Нобелевской премии (1977), чл. Бельг. королевской академии наук, лит-ры и изящных иск-в. Доказал теорему, названную его именем (1947): при внешн. условиях, препятствующих достижению системой равновесного состояния, стационарное состояние системы соответствует минимальному производству энтропии. Автор ряда оригинальных концепций философии науки, а также один из основателей нового науч. направления, системы миропонимания, обозначаемого как синергетика. Осн. соч.: «От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках» (1985), «Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой» (в соавт. с И.Стенгерсом, 1986), «Переоткрытие времени» (1989), «Философия нестабильности» (1989), «Познание сложного. Введение» (в соавт. с Г.Николисом, 1990). Соч.: Философия нестабильности // Вопр. философии. 1991. № 6; Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. М., 1994. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ПРИГОЖИН ИЛЬЯ РОМАНОВИЧ
1917-2003) – бельгийский химик, лауреат Нобелевской премии (1977), родился в Москве, а с  1921 г. проживал в Литве, Германии, Бельгии, профессор физической химии, директором международного института физики и химии в Брюсселе, интересовался историей и философией. Будущее  свое  связывал  с  профессией  концертирующего  пианиста.  Согласно первого  начала  термодинамики,  представляющего  собой  принцип  сохранения энергии, в любой закрытой системе энергия не исчезает и не возникает, а переходит из одной формы в другую. Второе начало термодинамики  (принцип энтропии) описывает тенденцию систем переходить из состояния большего к состоянию меньшего порядка. Энтропия – это мера беспорядочности, или разупорядоченности, системы. Чем больше разупорядоченность, тем выше энтропия. Пригожин сформулировал теорию неравновесных необратимых  систем. В термодинамике его интересовали неравновесные специфически открытые системы, в которых либо  материя, либо энергия, либо и то и другое обмениваются с внешней средой в реакциях. При этом количество материи и энергии либо количество материи или количество энергии со временем увеличивается или  уменьшается. Чтобы объяснить поведение систем, далеких от равновесия, Пригожин сформулировал теорию диссипативных структур. Считая, что неравновесность может служить  источником  организации  и  порядка,  он  представил  диссипативные структуры в терминах математической модели с зависимыми от времени нелинейными  функциями,  которые  описывают  способность  систем  обмениваться материей и энергией с внешней  средой. Человеческое общество так же, как и биологическая среда, являет собой пример диссипативных и  недиссипативных структур. В 60-е и 70-е гг. Пригожин развил созданную им теорию диссипативных структур и описал образование и развитие эмбрионов. Пригожин предположил, что его теории и математические модели систем, которые зависят от времени, могут быть применимы к эволюционным и социальным схемам разного уровня.

Источник: Философия науки и техники: словарь

ПРИГОЖИН Илья Романович

25 января 1917, Москва) — бельгийский физикохимик, автор работ по философско-методологическим проблемам науки. Лауреат Нобелевской премии по химии (1977). Является создателем крупнейшей научной школы исследователей в области физической химии и статистической механики, известной как брюссельская школа. Член Бельгийской Королевской академии, проф. Брюссельского свободного ун-та, директор Сольвеевского института и Центра термодинамики и статистической физики при Техасском ун-те, иностранный член АН СССР (с 1982). Помимо специальных исследований для него характерен глубокий интерес к философским аспектам развития современной науки и ее истории. Особое внимание он уделяет проблеме времени в физике, где на протяжении более чем трех столетий господствовало мнение о том, что время по существу представляет собой геометрический параметр, не имеющий качественных отличий от пространственных координат. Такое понимание времени присуще ньютоновской картине мира, в рамках которой между настоящим, прошлым и будущим не существует принципиальных отличий. Время на уровне фундаментальных законов природы обратимо. Что же касается необратимости наблюдаемого мира явлений, то она идет от субъекта познания и связана с несовершенством используемых им познавательных средств. Открытие термодинамической необратимости (второе начало термодинамики) и обнаружение невозможности ее согласования с законами динамики стали одной из причин осознания того, что обратимый, «атемпоральный» мир классического естествознания есть лишь частный случай, адекватный скорее созданному человеком миру механических устройств, чем реальности самой по себе. Однако этот частный случай был трансформирован в универсальный образ умопостигаемого мира, подчиненного вневременным неизменным законам. Этот образ, согласно Пригожину, не изменился сколько-нибудь существенно и после создания теории относительности и даже квантовой механики. Наука ныне заново открывает время, и в этом ключ к пониманию происходящего во 2-й пол. 20 в. фундаментального пересмотра взглядов на науку, научную рациональность, на роль и место науки в системе человеческой культуры. Новая наука, возникающая на пороге 3-го тысячелетия — это наука, ориентированная на диалог человека с природой, а не на конфронтацию с ней. Пригожий убежден, что наука внутренне плюралистична, многодисциплинарна, демократична и не навязывает одну-единственную модель понимания действительности. Тем самым наука обретает и новое человеческое измерение, ведет к новому диалогу «человек — человек», цель которого — обеспечить предпосылки выживания общества в целом.
Соч.: От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М-, 1985; (совместно с И. Стенгерс) Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.,1986; (совместно с И. Стенгерс) Время, хаос, квант. М-, 1994. Лит.: Концепция самоорганизации в исторической перспективе, М., 1994; АршиновВ. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.
В. И. Аршинов

Источник: Новая философская энциклопедия

ПРИГОЖИН ИЛЬЯ РОМАНОВИЧ
выдающийся физик и химик. Родился 25.01.1917 в Москве. Отец инженерхимик. Мать музыкант. В 1921 г. семья Пригожиных эмигрировала сначала в Литву, потом переехала в Германию, а с 1929 г. проживала в Бельгии. В 1941 г. окончил Свободный университет в Брюсселе. В 1947 г. стал профессором физической химии в том же университете, а в 1962 г. был избран директором Сольвеевского международного института физики и химии в Брюсселе. В 1987 г. основал научноисследовательский центр статистической механики и термодинамики при Техасском университете в Остине (США). В 1982 г. Пригожин был избран иностранным членом Академии наук СССР. В 1995 г. стал почетным президентом открывшегося при Московском государственном университете Института математических исследований сложных систем. Многие его работы были переведены на русский язык. П. внес фундаментальный вклад в развитие современного постнеклассического естествознания, прежде всего в становление нелинейной термодинамики открытых, далеких от равновесия самоорганизующихся систем. Эти системы он предложил называть «диссипативными структурами». За создание теории самоорганизующихся систем в 1977 г. ему была присуждена Нобелевская премия. Диссипативные структуры характеризуются свойством эволюционировать в направлении роста сложности и разнообразия их организации. При этом сам процесс роста математически наглядно представляется с помощью так называемой бифуркационной диаграммы — сети разветвляющихся цепочек качественных трансформаций (событий), системных переходов от «хаоса к порядку». Эти переходы П. связывает с возникновением «стрелы времени» в полиструктурном контексте всей глобальной эволюции Вселенной, органической частью которой является и биосоциальная эволюция человека. Работы Пригожина в области неравновесной термодинамики выходят далеко за узкоконкретные дисциплинарные рамки, обретая широкое междисциплинарное значение, в том числе глубокое философскометодологическое и мировоззренческое содержание. Наряду с Г. Хакеном, У. Матураной, Ф. Варелой, Г. фон Ферстером, Н. Луманом, С. Курдюмовым П. с полным правом считается одним из творцов новой парадигмы научного познания второй половины прошлого и начала нынешнего века — парадигмы самоорганизации. Ключевая тема творчества П. — проблема времени в научном познании, философии и культуре. Эту проблему он рассматривал в междисциплинарном контексте развертывающегося исторического диалога между человеком и природой, представляя этот диалог в виде рекурсивного творческого процесса, существенными чертами которого являются открытость, неравновесность, необратимость, диалектическое единство бытия и становления. Материя более не выступает как пассивная субстанция, ей свойственна спонтанная активность. «Отличие нового взгляда на мир от традиционного столь глубоко, что… мы можем с полным правом говорить о новом диалоге человека с природой». Важной составной частью этого диалога для П. является гуманитарное знание. Во введении к написанной им совместно с И. Стенгерс знаменитой книге «Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой» (М., 2005) говорится: «Открытия последних лет обнаружили новые аспекты времени. На протяжении всего XX века проблема времени занимала умы наиболее выдающихся мыслителей современности. Вспомним хотя бы А. Эйнштейна, М. Пруста, З. Фрейда, Тейяра де Шардена, Ч. Пирса или А. Уайтхеда… Одна из главных тем нашей книги — сильное взаимодействие проблем, относящихся к культуре как целому, и внутренних концептуальных проблем естествознания» (с. 29, 31). П. был убежден, что новая эволюционная концепция времени как единства внешнего и внутреннего, объективного и субъективного его аспектов, формируя новую «человекомерную» картину мироздания, «поможет навести мосты между наукой и другими видами культурной деятельности человека. Мир не является ни автоматом, ни хаосом. Наш мир — мир неопределенности, но деятельность человека в нем не обязательно обречена на малозначимость. Наш мир не поддается описанию одной истиной. Мысль о том, что наука может помочь нам навести мосты и примирить противоположности, не отрицая их, доставляет мне глубокое удовлетворение» Пригожин И. От существующего к возникающему. М.: Наука, 2002, с. 217).

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ПРИГОЖИН ИЛЬЯ РОМАНОВИЧ

(1917-2003) рус.-бельг. естествоиспытатель, физик, физико-химик, основоположник термодинамики неравновесных процессов. Получил степень д-ра физики в 1942 в Свободном ун-те в Брюсселе, где стал профессором в 1947. В 1962 — директор Междунар. ин-та физики и химии. С 1987 он также директор Центра статистич. механики и термодинамики в ун-те Техаса США. С 1977 лауреат Нобелевской премии, присужденной ему за работы по термодинамике неравновесных систем. В наст. время возглавляет основанную им группу физиков и представителей разл. областей научного знания в Брюссельском ун-те (“Брюссельская школа”), к-рая разрабатывает основы синергетич. подхода к изучению мира. Синергетич. теория (см. Синергетика), получившая в наст. время признание в мировой науке, — новый концептуально-аналитич. подход к миру, для к-рого характерна фундаментальность методол. содержания. В своей основе она синтезирует целый ряд фундаментальных выводов естественно-научной и социальной мысли последнего столетия (теории вероятности, информационно-кибернетич. подхода, структурного функционализма, теории диалогового взаимодействия и др.), вырабатывая вместе с тем принципиально новую методологию анализа, к-рая может быть использована в изучении как физич. мира, так и живой материи, а также социальных системы, культуры в целом. Синергетич. методология дает возможность поиска принципов самоорганизации сложных систем, закономерностей их эволюции и взаимодействия. Она базируется на введенном П. понимании необратимости времени, что связано с отказом от ньютоновского подхода ко времени как к феномену обратимому и с коренным переосмыслением понятия энтропии. В то время как в классич. термодинамике понимание энтропии неизбежно приводило к равновесию и тепловой смерти Вселенной, в синергетич. понимании динамич. неустойчивости энтропия утрачивает характер жесткой альтернативности, возникающей перед системами в процессе эволюции. Согласно синергетич. подходу, одни системы вырождаются в процессе эволюции, другие развиваются по восходящей линии. Необратимость системы начинается тогда, когда сложность эволюционирующей системы превосходит некий порог. Такой подход к эволюции позволяет биологии и физике находить множество аналитич. точек соприкосновения. Синергетика развивает также новое понимание отношения случайности и необходимости, признавая, что в окружающем нас мире существуют и детерминизм, и случайность; важно проследить, каким образом необходимость и случайность согласуются, дополняя одна другую. Критич. момент в состоянии неравновесных структур (точка бифуркации) характеризуется принципиальной невозможностью предсказания, в какое состояние перейдет система и по каким закономерностям будет развиваться дальше. В точке бифуркации случайность выполняет существ. роль. Тем самым синергетич. Парадигма анализа утверждает, что для сложных систем, как правило, существует неск. альтернативных путей развития. Подобный отказ от жесткой предопределенности естеств. эволюции сужает поле для эсхатологич. пессимизма. Синергетич. понимание эволюции приобретает принципиальное значение для исследования изменений в широком круге социальных и культурных областей деятельности, начиная от проблем демографии и урбанистики и кончая вопросами развития научного знания, устойчивости культурных традиций. Вместе с тем использование синергетич. методологии применительно к анализу изменений в об-ве и культуре требует вдумчивого подхода. Духовно-интеллектуальная доминанта делает культурную эволюцию заметно отличной от эволюции живой и неживой материи. К объяснению индивидуально-творч., духовно-эмоц., религиозно-мистич. аспектов человеч. деятельности, от к-рых в немалой степени зависят изменения в культуре, синергетич. теория применима в наименьшей степени. Если целый класс истор. тенденций социокультурной динамики (напр., циклич. изменения в экономике, катастрофы в политике, взрывы в культуре и др.), может быть подвергнут плодотворному анализу с позиций теории синергетики, то изучение особенностей изменений в искусстве, явлений обыденной жизни, внутр. закономерностей индивидуального развития человека с этих позиций далеко не всегда может быть плодотворным. Многое в применении синергетич. методологии зависит от степени освоенности научным сооб-вом самой этой методологии, а также от способности исследователей развивать ее исходные принципы и методы анализа. Сам П. рассматривал в рамках синергетич. подхода проблему зависимости научных инноваций от окружающего социокультурного контекста, от истор. времени в целом. Его исследование позволило сделать вывод, что окружающая ученого культурная среда играет активную роль в формировании тех проблемных вопросов, к-рые он задает себе и на к-рые пытается ответить в своей работе. Одной из движущих сил научных инноваций при этом оказывается весьма консервативное поведение научного сооб-ва. Еще одно принципиальное продвижение синергетики в анализе культурных явлений следует связать с изучением взаимодействия окружающей среды и сознания человека. Рассмотрение процессов взаимодействия с т.зр. ключевой категории синергетики “самоорганизация” позволяет сделать вывод о важности личностного диалогового способа мышления — открытого будущему, совместимого с прошлым, развивающегося во времени и необратимого процесса. При этом каждая из вовлеченных в такой диалог сторон не является только спрашивающей или только отвечающей; объективно, независимо от индивидуальных или групповых намерений все выступают как равноправные соучастники диалогового взаимодействия, порождая при этом множественный по смыслам культурный мир. В изучении культуры приобретает важное значение еще одна качественная особенность синергетич. подхода: синергетика акцентирует внимание аналитиков на неустойчивости, разнообразии, неравновесности, нелинейных соотношениях. В этой связи синергетич. методология может быть успешно направлена на изучение таких явлений в культуре, как устойчивое и изменчивое, традиции и инновации, соотношение всеобщего-группового-индивидуального, а также на сопоставление между собой культурных полярностей или типологически разнообразных явлений, напр., культурно-мировоззренч. наследия Востока и Запада, взаимодействия систем разных религий и др. По мнению ряда отеч. исследователей, методы синергетики могут быть применимы и к устойчиво самобытным, а также уникальным явлениям традиц. культур. Так, изучение духовно-религ. и оздоровительно-боевых систем культуры Востока (йога, ушу, психич. саморегулирование в дзен-буддизме) может быть углублено, если эти системы будут подвергнуты анализу в рамках синергетич. понимания резонансного самоуправления. В целом синергетич. стиль мышления — это стиль постклассич. науки, вобравший в себя мировоззренч. прорывы и достижения научной методологии 20 в. Разработать основы синергетики мог ученый, чьи работы были глубоко созвучны инновационным тенденциям своего времени и к-рый оказался в высшей степени восприимчивым к интеллектуально-духовным потребностям, гносеологич. установкам, характерным для вт. пол. 20 в. Соч.: От существующего к возникающему. М., 1985; Порядок из хаоса. М., 1986 (совм. с И. Стенгерс); Время, хаос, квант. М., 1994 (совм. с И. Стенгерс). Лит.: Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М., 1987; Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994; Переходы и катастрофы: Опыт соц.-экон. развития. М., 1994. Г.А. Аванесова. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
435.10 кб

Академик Илья Романович Пригожин (к 100-летию со дня рождения)

Морачевский Андрей Георгиевич, Фирсова Елена Германовна
Выдающийся ученый в области физической химии и химической термодинамики российского происхождения, профессор Брюссельского университета Илья Романович Пригожин родился в 1917 году в Москве.