Прием

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Прием
интеллектуальная ценность, неочевидная последовательность действий ведущая к поставленной цели.
Ассоциативный блок.
Торжественный прием.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Прием (литературный)
Одни из принципов организации текстов художественных произведений. Понятие «П.» стало широко использоваться в научной литературе с 20-х гг. XX в. членами группы ОПОЯЗ и сторонниками формального метода. В их интерпретации П. является средством преобразования внехудожественных явлений (языкового материала) в художественные, инструментом конструирования формы. Несмотря на то, что художественный П. как факт построения произведения искусства существовал с времен устного народного творчества, ученые ОПОЯЗа рассматривали это понятие с точки зрения теоретического приложения к новаторским построениям поэтической речи XX в. В. Шкловский, организатор ОПОЯЗа, считал прием важнейшим элементом остранения. В его теории немало места отведено тому, как делается произведение при помощи П. Шкловский подразделял приемы на общие: притча, сказ, пародия, гротеск, фантастика, — и частные приемы авторской техники: стиль, лексика, пунктуация, звукопись и т. д. ОПОЯЗовцы считали, что только при помощи П. языковой внехудожественный материал можно сконструировать в форму. «Обработанный» приемами бытовой язык становится явлением художественным. Язык как средство внехудожественной коммуникации без применения П. конструирования в форму произведения искусства абсолютно хаотичен, — он не сотворен в вещь, следовательно, внеэстетичен. Только П. позволяет рассматривать некий языковой материал как предмет анализа в эстетике формализма. Формалистами была поставлена проблема заданности П., которая означала, что тот или иной П. предопределяется временным и лексико-диалектологическим составом языкового материала. Проблема соответствия П. и материала определяет жанр произведения, тему изложения сюжета, тип характера доминирующего субъекта повествования, мотивировку системы образов. Жанр, сюжет, композицию, характер, образ формалисты также относили к понятию П., но уже самого общего, заключительного порядка, завершающего конструкцию художественной вещи. ОПОЯЗовцы ставили вопрос о функции П. (Ю.Н. Тынянов), что означало возможность применения традиционных приемов в новых художественных конструкциях и наоборот. Поднимая проблемы условности искусства, формалисты представляли его (искусство) как один из приемов воздействия на сознание, деформирующего привычное восприятие окружающей действительности; остранением. Лит.: Тынянов Ю.Н. Литературный факт // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.,1977; Шкловский В.Б. Искусство как прием // Шкловский В. Б. Поэтика, Пг, 1919. О. Палехова

Источник: Художественно-эстетическая культура XX века

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
117.41 кб

Корзина искусства: необходимость и прием (этическое измерение эстетического опыта)

Лехциер Виталий Леонидович
В статье определяется имманентный этический опыт искусства, заключающийся в требовании самоограничения эстетического перед лицом реального.
Читать PDF
337.52 кб

Проблемы преподавания истории философии в техническом вузе: провокация как методический приём

Пылькин Александр Александрович, Пылькина Мария Сергеевна
Цели: Статья посвящена актуальной проблеме методики преподавания философии в техническом вузе. Рассматриваются основные факторы затрудненного понимания предмета философии, и предлагается метод для их устранения.

Похожие термины:

  • Прием ведения спора

    может быть корректным или нет; применение корректных приемов позволяет надеяться на достижение "истины", которая "рождается в споре". Особенностью ситуации ведения спора по поиску истины является
  • Спекулятивный прием

    или метод то же, что умозрительный или умозрение (см.). Но Гегель и его последователи несколько иначе понимали спекулятивный метод. Сходный с умозрительным методом в общих чертах, он отличается от н