ПРИЧИННО-МЕХАНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Причинно-механическая картина мира
представление о мире, согласно которому все явления вызываются причинами и оцениваются в соответствии с законами классической механики (законами динамики Ньютона). С появлением квантовой механики механическая детерминированность мира утратила свое значение.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ПРИЧИННО-МЕХАНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
(Kausal-mechanisches Weltbild) — представление о мире, согласно которому все явления вызываются причинами и оцениваются в соответствии с законами (классической) механики (см. также Машинная теория, Механистический). Причинно-механическая картина мира сложилась в эпоху Просвещения, когда из области естественных наук была изгнана метафизика. Открытая в то время всеобщность причинной связи позволяла сделать предположение, что каузальный закон является всеобщим законом природы; достижения техники давали основание считать, что все подчинено законам механики (см. Физикалистская картина мира). «Стремление к однозначному определению событий в развитии их от начального состояния до конечного являлось лишь практическим мотивом современного человека, стремящегося к господству над природой. Вследствие направленности нашего жизненного процесса мы можем желать овладеть природой лишь настолько глубоко, насколько она определяет это в ходе своего развития с помощью непосредственно практически уловимой causa efficiens [действующей причины]. И пока ее нет, мы должны только ждать, что произойдет... По преимуществу механистическое истолкование причинности в сфере неорганического точно так же антропоморфно, как и по преимуществу телеологическое толкование жизненного процесса... Хотя назначение человека может быть выше назначения других конечных существ (вещей), тем не менее каждая вещь имеет свое назначение, свое лицо. Только абсолютное и онтическое толкование природы сторонниками формально-механистического взгляда выделяло, удаляло, даже вырывало человека из природы настолько, что он, лишившись своего лона, своих корней, как опьяненный, начинал колебаться между материализмом, который низводил его до животного, и таким же комичным спиритуализмом, который отнимал у него всякое родство с природой. Уже для Декарта человеческие души суть чисто духовные, наделенные душой точки, которые спустились из чисто механической вселенной, «сверху», от Бога, как по канату. Существует ли более гротескное, более противоестественное представление?» (М. Scheler. Erkenntnis und Arbeit // Die Wissenform und die Gesellschaft, 1926, 1960). В причинно-механической картине мира человек играет роль колесика в мировом «приводе». Он, в сущности, безответствен. Это положение человека в причинно-механистически рассматриваемой картине мира объясняет не только большую популярность и значение причинно-механической картины мира для мышления широких масс со времен французского материализма, но и то упорство, с которым держались за эту картину мира (косвенным образом и в догматическом мышлении диалектического материализма), хотя возникшие с начала XX в. течения получили признание не только со стороны философии, но и со стороны естественных наук (см. Метафизика, Учение о слоях). То заблуждение мысли, которое ведет к принятию причинно-механической картины мира, вероятно, могло быть вызвано тем, что в ней исходят из строго очевидной детерминированности некой конечной физической машины и, не колеблясь, переносят поддающиеся точному определению присущие ей причинные связи на человеческую систему универсума и биологического микрокосмоса. Литературу см.: Каузальность.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961