ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Причина и следствие
философские категории, выражающие одну из форм всеобщей связи явлений. Причина обычно мыслится как явление, действие, которое порождает, производит, определяет, вызывает другое явление – следствие.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
философские категории, выражающие одну из форм всеобщей связи явлений. В самом общем виде отношение причинения можно определить как такую генетическую связь между явлениями, при которой одно явление, называемое П., при определённых условиях с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое С. Закон причинности имеет значение и в науке, и в философии, и в технике. Признание всеобщности причинности является основанием философского детерминизма. Причинная связь, или причинное отношение, является отношением между двумя явлениями, событиями, одно из которых выступает в качестве П., а другое в качестве С. Хотя принцип причинности и не исчерпывает концепции детерминизма, он составляет его основу.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

Причина и следствие
1. Синонимы условия и обусловленного. Можно сказать, что данное состояние сущего есть следствие ряда условий или же определяется рядом причин. Воевать с многозначностью терминов бесполезно, но на категориальном уровне лучше избегать смешения причины и условия. 2. Недостающее «пусковое условие», которое при наличии прочих необходимых условий, непосредственно порождает следствие.Опять-таки желательно избегать смешения терминов. 3. Полная причина как то, что необходимо и достаточно для наличия следствия. В коррелятивной онтологии под причиной понимается именно полная причина.
Во всех трех случаях С. это то, что является результатом действия или наличия П.
Ист.: Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973. С. 294; его же . Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 90.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ
философские категории, выражающие формы всеобщей связи и взаимодействия явлений, процессов действительности. Причина - это го явление, которое порождает, вызывает, определяет существование другого явления или групп явлений, а следствие - результат действия причины. Причинно-следственные связи имеют всеобщий характер, связывая воедино все явления в мире. Ни одно явление не возникает беспричинно. Даже самое незначительное событие имеет свою причину, я каждая причина необходимо влечет за собой определенное следствие. В свою очередь, это следствие может стать причиной другого явления, и так бесконечно. Любое явление есть одновременно и причина, и следствие других явлений. Одна и та же причина может породить различные следствия и одно и то же явление может оказаться как причиной, так и следствием какого-либо другого явления. Следствие обычно вызывается не одной, а несколькими причинами.

Источник: Тематический философский словарь

Причина и следствие
философские категории, отражающие всеобщие и объективные связи, существующие в действительном мире. Причина – это категория, обозначающая некоторый предмет, процесс, явления, которые, воздействуя на другие предметы, процессы явления, порождают в них изменения. Следствие – категория, отражающая изменения в предметах, процессах, явлениях, обусловленные действием причины. Причину необходимо отличать от условий и повода. Условие – это совокупность связей рассматриваемого объекта с другими объектами. Лишь часть этих связей носит причинноследственный характер. Повод – это то, что ускоряет наступление какого-либо следствия, но не порождает его, т.е. не является причиной. Эти категории имеют важное методологическое значение: по следствиям можно установить причину, а познав причину, можно более глубоко понять следствие. Диалектика причины и следствия характеризуется многоаспектными взаимодействиями.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Причина и следствие
философские категории, выражающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Каждое условие в определённом отношении является причиной, а каждая причина в соответствующем отношении есть следствие. Причина отличается от повода – процесса, способствующего появлению предмета или явления. По признаку природы отношений причинноследственные связи подразделяются на материальные и идеальные, информационные и энергетические, физические, химические, биологические, социальные; по характеру связей – на динамические и статистические; по числу и связности взаимодействий – на простые, составные, однофакторные, многофакторные, системные, внесистемные. Причинно-следственные связи подразделяются также на внешние и внутренние, главные и неглавные, объективные и субъективные, всеобщие, особенные и единичные и др.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
философские категории. Под причиной понимается явление, которое вызывает (порождает) другое явление — следствие. Обычно причина понимается как некоторое взаимодействие (в физике) или взаимовлияние (в общественных науках). Многие философы в связи с необходимостью концептуального постижения существа наук возлагали большие надежды на категории П. и с. Они не оправдались в силу весьма неконкретного содержания рассматриваемых категорий. Лет тридцать тому назад им посвящались монографии, теперь же интерес к ним упал.
А между тем в истории развития науки проблематика причинности сыграла исключительно важную роль. Во многом этому способствовал парадокс Д. Юма (см.). Шотландский мыслитель, обладавший острым критическим умом, отметил, что после этого не означает вследствие этого. Иначе говоря, хотя следствие наступает после причины, у нас нет оснований утверждать, что именно причина вызвала к жизни следствие. Выход из затруднительного положения нашел И. Кант (см.), между прочим заметивший, что Юм разбудил его от догматического сна. По Канту, причинение следует понимать как априорный закон. Говоря современным языком, причинно-следственная связь устанавливается человеком благодаря его творческому научному воображению. Наблюдать же ее непосредственно невозможно. Новация Канта имеет важнейшее значение для понимания возможности наряду с феноменологическими также динамических наук, существо которых как раз и составляет причинение.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
Все явления, события, процессы в природе, об-ве и мышлении вызываются или обусловливаются др. явлениями, событиями, процессами, т. е. более или менее определенными П. Явление (процесс, событие) называется П. др. явления (процесса, события), если: 1) первое предшествует второму во времени; 2) первое является необходимым условием, предпосылкой или основой возникновения, изменения или развития второго, иными словами, если первое порождает второе. П. и с. существуют объективно: отношения между ними наз. причинностью (каузальностью), или причинно-следственной связью. Философские категории “П.” и “С.” отражают объективные причинно-следственные связи. Эти связи имеют универсальное значение и существуют во всех формах движения материи. Их изучение — важная задача науки. Каждое явление имеет свою П. И наоборот: каждое изменение в материальном мире или сознании вызывает то или иное С. Из этого, однако, не следует, что одни явления всегда оказываются только П., а др.— только С. Определенное явление, напр. скопление влаги в дождевых облаках, являясь С. др., скажем испарения воды с земной поверхности, само может быть П. нового явления — напр. дождя. Однако неверно говорить, что С. вызывает свою собственную П. Это невозможно ввиду необратимости времени. Речь может идти лишь о том, что данное явление может в известных условиях породить, вызвать обстоятельства или процессы, аналогичные тем, к-рые были ранее его П. Лишь в этом смысле можно сказать, что П. и с. как бы меняются местами:то, что в данный момент есть С., в следующий момент может стать П. др. явления. Так, изменения конструкции, проявляющиеся в совершенствовании компьютерной архитектуры и компонентов компьютеров, позволяют увеличить скорости переработки информации, решать более сложные задачи, а это, в свою очередь, позволяет создавать все более совершенные системы автоматического проектирования электронных компонентов и компьютеров, в результате чего создаются еще более совершенные модели и т. д. Категории “П.” и “С.” тесно связаны с категорией “условие”. Диалектический материализм выступает как против механистического детерминизма, согласно к-рому каждое явление всегда имеет только одну П. и, наоборот, каждая П. порождает строго определенное С., так и против идеализма и агностицизма, к-рые искажают сущность научного познания причинности и признают существование беспричинных явлений, возникающих самопроизвольно, а не порожденных с необходимостью какими-то др. явлениями и процессами, и признающихся частично или полностью непознаваемыми. Признавая объективность причинных связей, диалектический материализм вместе с тем признает и их сложность, изменчивость, многозначность, “оборачиваемость”. Совр. наука раскрывает вероятностный, или статистический, характер причинно-следственных связей в мире элементарных частиц и внутриатомных явлений, в живой природе (генетика популяций, теория эволюции, физико-химическая биология и др.). Причинно-следственные связи в сфере социально-экономических процессов, носящих массовый характер, также являются статистически вероятностными. Понимание этого лежит в основе научного управления об-вом и создает предпосылки для обоснованного прогнозирования в общественной жизни в условиях плановой экономики.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
филос. категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодейст­вия явлений. Под причиной (лат. causa) понимается явление, действие к-рого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой др. явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определ. отношении является причиной, а каждая причина в соответств. отношении есть следствие. П. и с. находятся в единстве: одинако­вые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. В области обществ. наук причины отличаются от поводов - процессов, способствующих их проявлению.
В противоположность идеалистич. воззрениям, отрицающим объективное содержание понятий П. и с., материалистич. концепции обосновывают взгляд, согласно к-рому знание причинно-следственных связей отражает с большим или меньшим приближением реальные, объективно существующие связи и взаимодействия вещей и процессов объективного мира.
В отличие от метафизич. материализма, видевшего только одну сторону причинной зависимости - воздействие причины на следствие, диалектич. материализм признает отправным пунктом анализа понятия причины самодвижение материи, к-рое выступает как взаимодействие. Совокупность всевозможных взаимодействий вещей и процессов природы составляет всеобщее (универсальное) взаимодействие, исходя из к-рого «... мы приходим к действительному каузальному отношению» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 546). П. и с. суть отд. стороны, моменты, звенья универс. взаимодействия. Только мысленно изолируя отд. его акт и абстрагируясь от обратного влияния произведенного на источник порож­дения, можно говорить об одностороннем действии при­чины на следствие. В реальных процессах следствие не является пассивным, оно может воздействовать на свою причину.
П. и с. могут меняться местами: следствие может стать причиной другого следствия. Во мн. областях объективной действительности само взаимодействие П. и с. выступает как причина изменения явлений и процессов. В природе и обществе существует бесчисленное многообразие форм взаимодействия, взаимосвязи и взаимо­обусловленности явлений и соответственно - многооб­разие причинно-следств. зависимостей. В совр. науке классификация причинно-следств. связей проводится по различным признакам. Так, по признаку природы отношений причинно-следств. связи подразделяются на материальные и идеальные, информационные и энергетические, физические, химические, биологические, социальные; по характеру связей - на динамические и статистические; по числу и связности воздействий - на простые, составные, однофакторные, многофакторные, системные, внесистемные. Причинно-следств. связи подразделяются также на внешние и внутренние, главные и неглавные, объективные и субъективные, всеобщие, особенные, единичные и др.
В гносеологии понятие причииноследств. связи вы­полняет важную методологич. функцию, ориентируя ис­следователя на прогрессивное движение познания по причинно-следств. цепи - от случайности к необходимо­сти, от единичного к особенному и общему, от формы к содержанию, от явления к сущности.

Источник: Советский философский словарь

ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ
философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (П.) своим действием вызывает (порождает) другое явление (С). Основой причинных связей выступает взаимодействие явлений или объектов. Аналитическое "расчленение" взаимодействия на относительно простые ("элементарные") исходные взаимосвязи позволяет обозначить причинно-следственную связь как однонаправленное воздействие, идущее от П. к С. как результату. Взаимодействие П. и С. имеет ряд основных характеристик, совокупность которых выделяет причинно-следственную связь из множества иных связей природного и социального мира. П. и С. связаны генетическим типом отношений. П. не просто предшествует С. во времени, но посредством переноса вещества, энергии, информации обусловливает его возникновение и существование. Например, взаимодействие электрона и позитрона является П. возникновения двух фотонов, солнечный свет - явления фотосинтеза и т.д. С. несводимо к исходной П., т.к. каждый конкретный акт причинения является необратимым. П. "угасает" в С, преломляясь через структурные, функциональные, динамические и др. особенности объекта или явления. Генетический характер взаимосвязи П. и С. обусловливает ее субстанциональный характер. Взаимодействие П. и С. не совпадают во времени: П. всегда предшествует С. Асинхронность П. и С. является одним из коррелятов необратимости времени. С, в свою очередь, может выступить в качестве П. для другого явления, но уже в ином взаимодействии; С. также может воздействовать на исходную П. (так называемые обратные связи), но уже в ином временном интервале. Взаимосвязь П. и С. имеет объективный и необходимый характер. При точно обозначенных условиях осуществляется закон причинности: равная П. вызывает равное С. Поиск причинно-следственных закономерностей является необходимым инструментом познания объекта или процесса. При этом исследователю приходится абстрагироваться от множества иных зависимостей и отношений, в реальности находящихся в сложном взаимодействии. Принцип причинности всегда был в центре философского и конкретно-научного интереса в силу своей мировоззренческой значимости, онтологического статуса, роли в организации познания. Исторически принцип причинности был первым универсальным объяснительным принципом в научном познании. Изучение наукой достаточно простых механических объектов в 17-18 вв. давало возможность изучать их как совокупность отдельных причинно-следственных актов или цепочек. Универсальность причинно-следственных связей и успехи в их познании привели к абсолютизации объяснительного и онтологического статуса принципа причинности. Так называемый лапласовский (см. Лаплас) детерминизм в конце 18 в. закрепил доминанту причинного типа объяснения в науке того времени. Однако, переход науки к более сложным объектам: статистическим, кибернетического типа, саморазвивающимся, рефлексивным системам - обнаружил множество иных, непричинных зависимостей: функциональных, структурных, целевых, связей состояний, коррелятивных и т.д. Это дало толчок к углублению и развитию понятий П. и С: в исследование включаются такие понятия, как "разветвленная цепь причинения", "обратные связи", "динамическая и статистическая причинность", "системная причинность" и т.д. В настоящее время углубление понятий П. и С. приходит на основе учения о детерминизме.
И.А. Медведева

Источник: Новейший философский словарь

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
философские категории, отражающие всеобщую необходимую связь между предметами и явлениями. Эта связь заключается в том, что любой предмет, любое явление возникают из других предметов и явлений, к-рые их порождают, и, исчезая, в свою очередь превращаются в другие предметы и явления. При этом причиной называется такое явление, к-рое порождает другое, выступающее в данном отношении как следствие. Вопрос о характере причинных отношений всегда был предметом острой борьбы между материализмом и идеализмом. Субъективный идеализм отрицает объективный характер причинности, либо сводя ее к привычной последовательности ощущений (Юм), либо утверждая, что она существует только в сознании человека как априорная (доопытная) категория, с помощью к-рой познающий субъект вносит порядок в хаотический мир явлений (Кант). Объективный идеализм, признавая независимый от человека характер причинных отношений, сводит их, однако, к проявлению духа, идеи, понятия, к-рые, по его мнению, лежат в основе материального мира. Диалектический материализм, продолжая линию домарксистского материализма, исходит из того, что причинность носит объективный, материальный характер, т. е. она свойственна самим предметам и явлениям действительности. Вместе с тем, опираясь на данные современной науки, он подчеркивает многообразие причинных связей, сложное диалектическое взаимодействие между П. и с. С точки зрения современной науки материальное содержание причинной связи между предметами и явлениями состоит в конечном счете в воздействии одних предметов и явлений на другие, во взаимодействии между ними, а это взаимодействие представляет собой процесс передачи вещества, энергии и информации от одного предмета к другому, из одной системы в другую. В сложном процессе взаимодействия, в бесконечной цепи связей, к-рые существуют между предметами, часто довольно трудно определить конкретные причины того или иного явления. Напр., атом водорода поглощает фотон (частицу света) и переходит в возбужденное состояние. Что явилось причиной этого перехода? Несомненно, поглощение атомом фотона, но, с другой стороны, оно не могло бы произойти, если бы этот фотон не был излучен каким-то другим атомом. Следовательно, можно также сказать, что причиной перехода данного атома в возбужденное состояние является излучение фотона другим атомом. Но если некоторые трудности встречаются уже здесь, в простейшем примере причинной связи, то в отношении более сложных явлений определение конкретных причин еще более затруднительно. Эти трудности усугубляются еще и тем, что более сложные явления зависят от многих причин, причем в разной степени. Поэтому приходится проводить различие между полными и специфическими причинами. Под полной причиной имеется в виду совокупность всех обстоятельств, при к-рых данное следствие наступает с необходимостью. Специфической причиной считается такая, появление к-рой приводит к данному следствию, когда уже имеются другие условия его осуществления. Эти условия необходимы для появления следствия, без них оно не может возникнуть, но сами по себе эти условия не могут вызвать следствия, если нет специфической причины. Причина всегда предшествует следствию. В рамках определенного отношения между двумя явлениями одно из них будет только причиной, а второе — только следствием. Вместе с тем следствие может оказывать обратное воздействие на причину, т. е. оно, в свою очередь, выступает как причина, воздействующая на явление, к-рое в прошлом было причиной его самого. Особенно ярко это воздействие проявляется в т. наз. системах с обратной связью, к-рые широко распространены в живой природе и технике. Напр., с повышением температуры внутри холодильника срабатывает терморегулятор, включающий холодильную установку, к-рая вновь приводит температуру к нужной величине.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ
парные категории диалектики, совместно выражающие один из моментов всеобщего взаимодействия - генетическую связь явлений. Принцип причинности обычно выражают формулой ? -> q (если ?, то q), в основе которой лежит определение: причина есть такое явление р, которое с необходимостью порождает другое явление q, т. е. следствие.
В силу единства мира каждое явление в той или иной степени зависит от некоторых иных явлений; формы взаимообусловленности явлений многообразны, среди них в контрасте с причинностью современный детерминизм выделяет такие негенетические зависимости, как функциональная и корреляционная связи. От объективно-реальной причинно-следственной связи надо отличать умственную операцию формально-логического следования (импликацию), которая также осуществляется по формуле р -> q, но не сопряжена непременно с идеей материального порождения одного другим (вывода q посылкой р). Процесс причинения однонаправлен, характеризуется временной асимметрией (направлен от того, что есть, к тому, что возникает), необратим, С. не может поменяться местом со своей П. - так полагают одни философы. Другие исследователи считают нелогичным утверждение о предшествовании П. следствию во времени, поскольку тогда следует допустить, что какое-то время П. не производит С., т. е. не является П.; они настаивают на одновременном сосуществовании П. и следствия и на обратном воздействии С. на П. Встречается также мнение о невсеобщности принципа причинности и даже о его устарелости; согласно такому мнению, возможны беспричинные явления и нечто может возникнуть из ничего.
П. классифицируют на внешние и внутренние, главные и неглавные, объективные и субъективные; различают цепи причинения: однолинейные, двулинейные, с обратной связью, разветвляющиеся. Как правило, П. явлений скрыты от внешнего взора, и их нужно искать, вскрывать, вычислять, основываясь на интуиции, наблюдении, эксперименте, логическом размышлении. Индуктивные методы выявления П. были предложены Дж. Ст. Миллем, развившем подход Ф. Бэкона; это метод сходства, метод различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений и метод остатков. Общая идея методов состоит в рассмотрении обстоятельств изучаемого явления с тем, чтобы, исключив все те из них, которые не могут быть его П. (или С.), принять в качестве П. неисключенные обстоятельства (Б. Бирюков).
П. не действует в "чистом виде", но реализуется через многообразие других видов связи явлений, сумму которых именуют условиями; условия - вся совокупность факторов, обусловливающих возникновение интересующего нас явления. Условия бывают необходимыми, достаточными и избыточными. Необходимые условия создают реальную возможность причинения, а достаточные условия - превращают эту возможность в действительность. Вместе необходимые и достаточные условия создают основание для появления следствия как обоснованного. Определенную роль в инициации причинной связи может сыграть повод, т. е. внешнее пусковое условие случайного характера.
Поскольку не только на практике, но и в теории П. трудно отделить от условий ее действия, то постоянно противоборствуют два подхода - монокаузализм и кондиционализм. Монокаузализм признает только одну П. у каждого явления, принципиально отличая каузальность (причинность) и кондицию (условие); по существу монокаузализм отрицает роль условий в порождении причиной следствия какой-либо П. Напротив, кондиционалисты сводят П. к полной сумме всех условий, растворяют ее в них. Попытки отыскать "золотую середину" между этими т. зр. не отличаются пока логической последовательностью и ясностью.
Наибольший вклад в разработку принципа П. внесли Будда Гаутама, Аристотель, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Спиноза, Гегель, Дж. Ст. Милль. До сих пор актуально подразделение Аристотелем П. на материальные, производящие, формальные и целевые.
Д. В. Пивоваров

Источник: Современный философский словарь

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
философские категории, выражающие одну из форм всеобщей связи явлений. Причина (лат. causa) обычно мыслится как явление, действие которого производит, определяет или вызывает другое явление; последнее называют следствием. Аристотель развил учение о четырех причинах как четырех основных способах объяснения сущности, которые при этом выступают и как основные принципы существования. Формулировка этих принципов подразумевает ответы на следующие вопросы о сущности: «что есть это?» (формальная причина); «из чего состоит?» (материальная причина); «как это произведено?» (действующая причина) и «для чего это?» (целевая причина). Причинность, по Аристотелю, немыслима без целесообразности. Всякая сущность является таковой в полной мере, когда представляет собой энтелехию, т. е. содержит в себе цель своего бытия и выступает как осмысленная завершенность. Рассмотрение действующей причины без учета целевой абсурдно, т. к. всякое действие производится не само по себе, а ради определенного результата. Действие подчинено цели и производно от нее. Объяснение сущности есть поэтому раскрытие целевой причины.
В философии Нового времени толкование причинности включает две важные посылки: 1) отказ от телеологии в изучении природы (природа должна быть объяснена из самой себя, тогда как понятие цели подразумевает внешний по отношению к ней замысел); 2) объяснению подлежит не сущность, а явление (при изучении природы необходимо ответить на вопрос, как и почему происходит некоторое движение или изменение). Принятие этих двух посылок требовало рассмотрения только действующей причины. Причем рассмотрение должно было установить, как одно явление приводит к появлению другого. Такая пара явлений описывается как причина и следствие. Существенными характеристиками причинно-следственной связи при таком понимании выступают необходимость и всеобщность. Первая означает полную детерминированность следствия причинами (одни и те же причины необходимо приводят к одним и тем же следствиям). Вторая же означает, что ни одно явление в мире не может произойти без соответствующей причины. Наиболее радикальная форма закона причинно-следственной связи была предложена Лапласом. В его представлении всякое явление в мире может быть точно предсказано благодаря универсальным вычислительным процедурам, основанным на знании всех начальных условий. Ограничительным фактором для применения принципа причинности Лаплас считал неполноту знания. Абсолютная способность к предсказанию доступна лишь абсолютному уму, способному видеть сразу все условия.
Противоположную интерпретацию понятия причинно-следственной связи дал Юм, пытавшийся объяснить возможность познания, исходя только из опыта. Он утверждал, что поскольку знание причин основывается на опыте, то не может быть и речи о всеобщности и необходимости. Наше представление о причинно-следственной связи есть лишь привычка наблюдать, как одинаковые (или похожие) между собой события происходят после других, так же схожих между собой. Ничто не гарантирует, однако, что эта привычка в какой-то момент нас не подведет и не произойдет нечто неожиданное.
Скептицизм Юма был подвергнут серьезной критике Кантом, который дал трансцендентальное обоснование закона причинной связи. Причина и следствие, по Канту, суть априорные принципы рассудка. Поскольку, сообразно общей логике трансцендентального рассмотрения, явления природы должны быть согласованы с принципами познания (а не наоборот), то всякое явление не может быть мыслимо иначе, как в соответствии с принципом причинности. Этим объясняется всеобщность причинно-следственной связи. Необходимость вытекает из того, что принцип причинности подразумевает всегда строгое правило следования одного явления из другого. Познание явлений подразумевает их конструирование по заданным рассудком правилам. Принцип причинности задает такую схему конструирования, при которой следствие оказывается необходимым образом выводимо из причины. Так, смена времен года выводится из законов обращения Земли вокруг Солнца, которые в свою очередь выводятся из закона всемирного тяготения. Кант указал также на границы применимости закона причинно-следственной связи. Будучи правилом конституирования явлений, этот закон не может быть распространен на умопостигаемую сферу. Это ограничение особенно важно при рассмотрении нравственности. Человеческое поведение (в той мере, в какой оно обусловлено разумом) не конституируется рассудком. Его законы не имеют ничего общего с законами мира явлений, а потому не подчинены принципу причинности. Человек выступает как личность, обладающая свободой и ответственная за свои поступки.
Г. Б. Гутнер

Источник: Новая философская энциклопедия

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
философские категории, раскрывающие особый тип детерминации, регулирующий, определяющий взаимодействие между явлениями. Причинно-следственное отношение – это генетическое, порождающее отношение, это однонаправленное взаимодействие, следующее от П. к С. Причинно-следственное отношение асимметрично: П. предшествует во времени С.; причинно-следственная связь необратима, носит всеобщий характер: всё существующее имеет П. и является П. чего-то иного. В отличие от других типов детерминации, причинная, каузальная (лат. causalis – причинный) связь – это связь между тем, что есть, и тем, чего нет. П. обусловливает возникновение и существование С.; причинно-следственная связь носит субстанциональный, «порождающий» характер.
Так называемый механистический, лапласовский детерминизм , преобладавший в учении о причинности XVIII в., рассматривал причинно-следственные связи в качестве единственного типа взаимосвязи между явлениями. «Идеальная модель» взаимоотношения П. и С. вырывала явления из сложной системы взаимодействий, рассматривала их изолированно, не учитывала особенностей проявления причинно-следственных связей при анализе массовых явлений. Связь между П. и С. трактовалась однозначно: одна П. производит одно вполне определенное С. На этом основании предполагалось, что если бы человеческий ум мог проследить все бесконечно длинные цепочки причин, то можно было бы предвидеть будущее до мельчайших деталей. В русле данного подхода возникла так называемая теория «малых П. и больших С.». Перебирая все звенья длинной цепи причинно-следственных связей, ведущих к возникновению крупного социального катаклизма, мы, если бы были нечеловечески проницательны, обнаружили бы ничтожные события, без которых великое не могло бы свершиться. Механистический детерминизм уравнивает всё: основное и неосновное, малое и великое, внутреннее и внешнее: «враг заходит в город, пленных не щадя, потому что в кузнице не было гвоздя». Разочарование в человеческой способности раскрыть причинно-следственную связь во всей ее полноте привело Д. Юма к идее, что связь П. и С. – это только познавательная привычка; человек называет П. и С., как правило, те явления, которые постоянно следуют одно за другим.
Вместе с тем, хотя причинно-следственная связь и лежит в основе всех иных способов детерминации, всё же она не является единственным способом детерминации; в мире существует множество зависимостей функционального характера. Определенные ограничения на обращение к причинно-следственным зависимостям при объяснении целого ряда событий вводит и современная физика: так называемый «принцип близкодействия» предполагает конечность скорости распространения физического действия. Уже нельзя без оговорок утверждать, что «всё связано со всем», что воздействие самых отдаленных П. независимо от времени и расстояния. В настоящее время установлено, что причинно-следственные связи не выстраиваются друг за другом в простые цепочки, передающие исходный импульс без изменения «до конца». Одно многостороннее явление порождается целой группой П; некоторые из них порождают не одно, а самые разнообразные С.
Возможен и такой случай причинно-следственной связи, когда одна П. вызывает целый веер событий, каждое из которых, в свою очередь, порождает целую группу С.; начинается «цепная реакция». П. оставляет «след» в С. На изучении «следов» прошлого основаны исторические исследования; палеонтология, психоанализ; данная характеристика причинно-следственной связи используется в электронных технических устройствах.
Не столь простой оказывается и такая характеристика связи П. и С., как однонаправленность. Произведенное С. может оказать обратное воздействие на П. своего возникновения, то есть П. и С. поменяются местами. Такого рода обратные зависимости особенно характерны для социальных процессов, любых самоорганизующихся систем. Например, экономика есть П. возникновения политических институтов, политика, в свою очередь, оказывает самое разнообразное воздействие на экономику.
Чем сложнее явление («С.»), тем разнообразнее должен быть комплекс П., его производящих. Принцип «одна П. – одно С.» обнаруживает свою утопичность. «Монокаузальность» классической теории причинности подвергается сомнению.
Различают П. основные и неосновные, главные и неглавные, прямые и косвенные, условия, поводы. Весь многообразный комплекс П. называют «причинным основанием». Условия – это внутренние и внешние факторы, создающие благоприятную среду для актуализации причинно-следственного отношения. Сами по себе они не порождают С. Так, национальный кризис, «революционная ситуация» есть условие, но не непосредственная П. революции. Повод также не порождает С., но является толчком к причинно-следственному взаимодействию. Хорошо известным поводом к началу Первой мировой войны было убийство в Сараеве австрийского эрцгерцога Фердинанда. Поводы (толчки, импульсы) играют важную роль в развертывании причинно-следственной связи в экстраординарные, неустойчивые периоды общественного развития, когда устойчивое равновесие системы нарушено, разнообразные возможности ее развития только и «ждут» толчка, чтобы выйти на поверхность.

Источник: Краткий философский словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
92.81 кб

Причины и следствия боевых действий

Валерий Владимирович Иванов
Читать PDF
99.63 кб

Причинно-следственные аспекты дуэли

Колесникова Т. С.
В статье рассматриваются нормы жизни дворян, способствующие образованию кодекса чести, который являлся основой для дуэли.
Читать PDF
275.28 кб

СОВРЕМЕННОЕ ВАРВАРСТВО: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

Малашенко А.В., Нисневич Ю.А., Рябов А.В.
Статья посвящена анализу явления, которое принято обозначать понятием «варварство» и которое и сегодня не ушло из обще-ственной и политической практики. В центре внимания авторов находится так называемое «вертикальное варварство».
Читать PDF
187.43 кб

Кризисы рациональности: причины и следствия

Веревичев Игорь Иванович
В истории человечества рациональность как ориентир мотивации деятельности не раз подвергалась критике и обструкции.
Читать PDF
133.36 кб

Украинский кризис: причины, сущность, следствия

Лепешко Борис Михайлович
В статье рассмотрены важнейшие проблемы, «поставленные» украинскими событиями - это вопросы, связанные с отношениями между государством, его структурами и обществом, гражданами.
Читать PDF
356.41 кб

ВЗЛЕТ«ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА»: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

Вавилов А.
Читать PDF
143.32 кб

Рост исламского фундаментализма: причины и следствия

Пузырев Дмитрий Александрович
In the issue the author makes an attempt to single out and analyse the main reasons economic, political, demographic and ideological ones contributing to the growth of fundamentalist streams in Islam.
Читать PDF
819.96 кб

Имплицитность японского искусства. Причины и следствия

Герасимова Майя Петровна
Утончённая экспрессивность японского искусства известна во всём мире.
Читать PDF
994.43 кб

Причинно-следственный аспект в теории познания Давида Юма

Виноградова Юлия Владимировна
В статье рассмотрена проблема причинно-следственного аспекта в теории познания, представленная в философии Д. Юма. Подвергнута анализу глава произведения Д.
Читать PDF
5.20 мб

Влияние причинно-следственного вопроса на иллюзию контроля

Ануфриев Г.В., Жукова А.Д.
Исследования убеждений людей о том, насколько они контролируют события, показали, что люди часто переоценивают степень, в которой полученный результат зависит от их собственного поведения.
Читать PDF
88.82 кб

Автономизация региональных элит в России: причины и следствия

Новиченко Александр Иванович
Статья посвящена проблемам генезиса и становления региональных этнократических элит в Российской Федерации.
Читать PDF
420.26 кб

СТАТИСТИКА И ВЫВОДЫ: ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ И ВЕРОЯТНОСТИ

Гаспарян Ольга Тиграновна
Актуальность распространения и использования методов пространственной эконометрики в политической науке связана со спецификой сравнительных кроссстрановых и межрегиональных исследований.
Читать PDF
295.36 кб

СОКРАЩЕНИЕ ВЛОЖЕНИЙ РФ В ГОСОБЛИГАЦИИ США: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

Гусев Кирилл Нионилович
Санкции западных государств, прежде всего США, против России с момента их введения практически не влияли на принятое ещё в докризисные годы стратегическое решение о вло-жении значительной части отечественных валютных резервов в го
Читать PDF
186.98 кб

От августа к октябрю: причины и следствия политического конфликта

Анкудинов Е. В.
Читать PDF
94.73 кб

Причинно-следственный анализ психосоматических заболеваний у детей

Ваганова В. Е.
Проведен теоретический анализ причин возникновения психосоматических заболеваний у детей. Рассмотрена классификация детских психосоматозов, согласно причине их возникновения.