одно из основных представлений платонизма, согласно которому все земные вещи причастны идеям. Чем лучше, прекраснее или совершеннее вещь, тем более она причастна идее. Разум может благодаря причастности возвести умственный взор к идеальному первообразу вещи и в созерцании идеи познать ее сущность. В антропологии нередко говорят о причастности души разуму в том смысле, что разумность должна присутствовать во всех силах и способностях души - в чувствах, желаниях, воображении, памяти, облагораживая их и возвышая над животным уровнем. Иногда говорят о "причастности свободе" всех форм сотворенной жизни, причастности биологической жизни высшему для нее психологическому миру ("психокосмосу"). А.Бергсон писал о "причастности творчеству" мирового эволюционного процесса. В экзистенциализме говорят об "участии в бытии" человека, открытого к миру, осмысленно вовлеченного в бытие вместе с другими открытыми к бытию личностями. В Новом Завете ап. Петр призывает христиан "стать причастниками Божественного естества" (2 Петр.1.4).
176.31 кб
Природная и индивидуальная причастность и их взаимоотношения в учении Оригена
В статье производится анализ использования Оригеном концепта причастности. Различаются два магистральных дискурса причастности у Оригена: природный и индивидуальный.